Социальные отношения: взаимодействие, 0-1 год
Раздел 9. Социальные отношения
Общественное поведение - самый общий учебный предмет этого тома, так как любое улучшение языковых выразительных способностей, любое приобретение навыков и любое уменьшение нарушений поведения имеет с известной вероятностью положительное влияние на общественное поведение ребенка. Приобретение социальных навыков охватывает в общем усвоение положительных или просоциальных образцов поведения и уменьшение аутичных свойств и прочих недостатков поведения. Хотя социальные способности пересекаются с навыками из всех остальных функциональных сфер, здесь они рассматриваются отдельно. Этот раздел рассматривает вопросы создания просоциального поведения, в то время как 10 раздел занимается вопросами уменьшения отрицательного и отклоняющегося от нормы поведения.
В то время как для аутичных детей не является проблемой изучить механические формулы приветствия, этот раздел занимается развитием самоинициативы по установлению контакта и радости от общей игры. Так как социальное восприятие и непосредственное понимание других лиц у аутичных детей, как правило, сильно затруднено, должны планомерно заучиваться социальные формы взаимодействия и игровые формы контакта друг с другом. Для высшего уровня развития социальных способностей даются упражнения, которые улучшают самоконтроль как предпосылку для социальных правил взаимоотношения и уважения чужой собственности. С помощью этих упражнений предлагаются новые навыки и понятия, которые способствуют приобретению дальнейших просоциальных образцов поведения.
Упражнение 245. Играя создать физический контакт
Социальные отношения: взаимодействие, 0-1 год
Речь: звуки, 0-1 год
Имитация: голосовая, 0-1 год
Учебная цель: улучшение социальной способности взаимодействия; терпение физического контакта
Задание: находить удовольствие в ограниченном физическом взаимодействии
Материал: отсутствует
Попытайтесь установить с Катей кратковременный физический контакт. Если подбросить ее несколько раз и опять поставить на пол, то для начала этого достаточно. При этом издавайте различные звуки и попытайтесь побудить Катю к тому, чтобы она Вам подражала. Используйте односложные выражения, например, "Ай" или "Па" и т.д. Если Катя противится этому ограниченному контакту, то продолжайте, говоря с ней нежно и успокаивающе. Если она начнет понемножку расслабляться, то покачайте ее нежно из стороны в сторону, но следите за тем, чтобы движения были не слишком резкими и не испугали ее. Постепенно увеличивайте продолжительность этих движений, если Катя лучше переносит физический контакт. Так, вначале подбрасывайте ее лишь один раз в воздух и один раз качайте из стороны в сторону. Однако Вы можете повторять это несколько раз в день. Если Вы чувствуете, что Катя расслабляется, начинайте подбрасывать и качать ее два раза. Таким образом Вы достигнете того, что Катя все больше и больше будет допускать контакт с Вами.
Упражнение 246. Щекотать
Социальные отношения: взаимодействие, 0-1 год
Учебная цель: улучшение социальной способности взаимодействия, получать радость от физического контакта
Задание: реагировать на дружеский физический контакт
Материал: кукла или другая мягкая игрушка
Сядьте с Людой на кровать, на шерстяное одеяло или на что-нибудь еще, где удобно. Возьмите куклу или мягкую игрушку и скажите: "Смотри, Люда!". Привлеките ее внимание к игрушке, перемещая ее, если необходимо, в ее поле зрения. Осторожно пощекочите игрушкой Люду. Следите за тем, чтобы это было не слишком грубо. В то время когда Вы ее щекочете, улыбайтесь и шепчите (например, киле-киле-киле). Вначале щекочите ее короткое время и увеличивайте продолжительность контакта, если она к нему привыкает. При случае прервитесь, чтобы увидеть, делает ли она какие-то движения, чтобы показать, что она хочет, чтобы ее щекотали. Щекочите ее, если она испытывает при этом радость.
Упражнение 247. Игра в "ку-ку"
Социальные отношения: взаимодействие, 0-1 год
Учебная цель: совершенствование способности взаимодействия и зрительного контакта
Задание: сохранять зрительный контакт минимум в течение 3 секунд и получать радость во время простой контактной игры
Материал: большой платок
Сядьте напротив Валентины так, чтобы Ваши коленки касались ее. Поднимите перед собой платок так, чтобы Валя не могла Вас видеть. Позовите: "Где Валя?" - и медленно опустите платок, пока не увидите ее глаз. Скажите: "Ку-ку!" - и пощекочите ее, не пугая. Повторите этот процесс много раз. Следите, начинает ли она ожидать появления Ваших глаз за платком и ожидает ли она, чтобы ее пощекотали. Покройте платком свою голову и медленно стяните его, открывая лицо. Покройте платком голову Вали и стяните его. Не забывайте щекотать ее каждый раз, когда она на Вас смотрит. Следите за тем, ожидает ли она, чтобы ее пощекотали. Постепенно удлиняйте период, во время которого она на Вас смотрит. Прежде чем ее пощекотать, выдержите минимум 3 секунды.