Примерный список вопросов к зачету

1. Роль коммуникации в обеспечении устойчивости человеческих сообществ.

2. Отличительные особенности обмена информацией на разных этапах развития человечества как фактор самоидентификации и целеполагания социума.

3. Социальные и технологические изменения коммуникативных процессов как фактор динамики общественного развития.

4. Социально-психологическое направление массовой коммуникации

5. Феноменологический взгляд на природу коммуникации (А. Шюц, Г. Гарфинкель).

6. Прагматические теории массовой коммуникации (А. Моль).

7. Сравнение понятий «коммуникация», «информация», «массовая коммуникация», «массовая информация».

8. Массовая коммуникация как специфический социальный институт.

9. Массовая аудитория.

10. Основные функции массовой коммуникации: регулирующая; информационная; культурологическая; социально-психологическая

11. Механизмы реализации функций массовой коммуникации в процессах социального взаимодействия и воздействия.

12. Развитие представлений о функциях массовой коммуникации в зарубежной науке.

13. Развитие представлений о функциях массовой коммуникации в отечественной науке.

14. Место массовой коммуникации в структуре общества и её психологические параметры.

15. СМИ как фактор массовой культуры

16. Основные теории массовой коммуникации: социокультурные; социально-психологические; социологические.

17. М.Вебер о целях социологического анализа СМИ.

18. Социологические теории П. Лазарсфельда и У. Шрамма

19. Основные школы современной западной социологии

20. Коммуникация как научно-информационный комплекс.

21. Признаки современного постиндустриального общества.

22. Структура политической коммуникации

23. Способы измерения эффективности коммуникации: психологические параметры.

24. Моделирование массовой коммуникации (теории Г. Лассуэлла).

25. Средства коммуникации и эффект «обратной связи».

26. Использование коммуникативных моделей для оптимизации процессов воздействия.

27. Проблема манипулирования в массовой коммуникации.

28. Социопсихологические, информационные, коммуникативные факторы, способствующие массовой коммуникации.

29. Массовая коммуникация и общественное мнение

30. Социальное содержание общественных взаимодействий в процессе массовой коммуникации.

31. Общественное мнение и мнение аудитории СМИ – сходства и различия. Конформное и агрессивное общественное мнение.

32. Массовая коммуникация и сфера связей с общественностью.

33. Массовая коммуникация и реклама.

34. Роль СМК в формировании общественного мнения.

35. Социологические методы изучения субъектов массовой коммуникации.

36. Значение количественных методов для изучения МК.

37. Значение качественных методов для изучения МК.

38. Основные компоненты модели МК.

39. Механизм подчинения человека силе воздействия МК.

40. Концепция медиацентристского подхода.

41. Особенности «человекоцентрированного подхода».

42. СМИ как средство поддержания социального взаимодействия.

43. СМК и поведенческие концепции.

44. Когнитивная интерпретация массовой коммуникации.

45. Массовая коммуникация и проблемы самоактуализации.

46. Социальный контекст исследования аудитории.

47. Особенности метода контент-анализа.

48. Методы социологического обследования аудитории.

49. Социологические службы Санкт-Петербургского телевидения.

50. Мотивы обращения аудитории к СМК.

51. Мотивы и потребности рекламной аудитории.

52. Анализ предпочтений аудитории в различных СМК.

53. Формирование стереотипов и его социальные функции в процессе МК.

54. Социальная мифология и СМК.

55. Этапы контент-анализа и фокусированного интервью.

56. Четыре теории прессы: общая характеристика

57. Авторитарная теория: основные постулаты.

58. Либертерианская теория: основные постулаты.

59. Функции СМИ в рамках авторитарной и либертерианской теории.

60. Теория социальной ответственности прессы.

61. Советская коммунистическая теория прессы и роль СМК в Советской России.

62. Четыре обоснования для СМИ

63. Становление новой российской государственности и СМК.

64. СМИ как «четвертая власть» и история понятия «четвертая власть».

65. Распространение идей по Г.Лебону.

66. Взаимоотношения власти и СМК.

67. Социологическая культура СМК.

68. Функции прессы в рамках теории социальной ответственности.

69. Социология СМК и медиакритика.

70. Основные пункты медиакритики ХХ века.

71. Этапы развития СМК.

72. Особенности периода гласности.

73. Пресса как самостоятельный социальный институт.

74. Специфика информационного общества.

75. Концепция государственной информационной политики и приоритетные направления развития общественных журналистских организаций.

76. Базовые принципы государственной информационной политики.

77. Современные концепции и теории МК в контексте новых медиа.

78. Социологические исследования МК.

79. Принципы и методы формирования общественного мнения.

80. Функционирование МК в условиях глобализации

81. Основные направления развития социологии массовой коммуникации.

82. Основные компоненты и источники социологии массовой коммуникации.

83. Социологические парадигмы теории влияния масс медиа.

84. Теория спирали молчания.

85. Теория выстраивания приоритетов.

86. Концептуализация новых СМК и ее критические исследования.

87. Парадигма символического интеракционизма.

88. Социальное и культурное воздействие МК.

89. Массовая коммуникация в Интернете.

90. Тенденции, проявляющиеся под воздействием новых СМК.

91. Конвергенция масс медиа и социологические исследования.

92. Возникновение и пути развития социологии писхологии массовых комункиаций.

93. Социология СМК и эффективность журналистской деятельности.

94. Критерии и детерминации эффективности журналистской деятельности.

95. Качественные социологические методы в в исследованиях по социологии и психологии массовых коммункаций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)

Наши рекомендации