Человеческого общества
Понятие цивилизации, подобно многим другим в общественных науках, весьма многозначное. Словарь иностранных слов определяет цивилизацию (от латинского civilis - гражданский) как определенный уровень общественного развития материальной и духовной культуры общества.
Кроме того, тем же термином воспользовался в свое время известный американский исследователь Г.Л. Морган для обозначения всего периода развития общества, следующего за варварством (которому, в свою очередь, предшествует дикость). Вероятно, было бы небезынтересно и небесполезно проследить, на какие этапы и ступени подразделяет человеческую историю Морган.
Генри Морган прожил немалую часть своей жизни среди ирокезов. Опираясь на собственные наблюдения, а также на свидетельства многих других ученых о примитивных племенах в других частях света, обобщив множество археологических и исторических данных, он разработал теорию, обосновывающую периодизацию истории человеческого общества. Из дальнейшего станет ясно, что в основу своего анализа он, в отличие от марксистской парадигмы, кладет не отношения собственности, а, скорее, технологическую детерминанту. На этой шкале выделяются три главных этапа: дикость, варварство и цивилизация (мы описываем их по необходимости кратко в соответствии с изложением Ф. Энгельса).
Дикость- своеобразное "детство человеческого рода". На низшей ступени люди живут только в тех местах, где они когда-то произошли от обезьян - в теплом климате, в лесах, главным образом, на деревьях; питаются растительной пищей - плодами, орехами, съедобными кореньями. Главное достижение этой ступени - появление "второй сигнальной системы", т.е. членораздельной речи. О том, какова была тогда жизнь, можно лишь догадываться (с помощью метода обратной экстраполяции). Наблюдать ее сегодня невозможно нигде: ни один из даже самых отсталых народов и племен на этой ступени уже не остался. Средняя ступень: введение в рацион рыбной пищи и освоение огня, что существенно подняло человека над другими животными. Изготовление и регулярное применение первых каменных орудий. Периодическое употребление животной пищи. Постоянная недостаточность пищи приводит к возникновению людоедства. Высшая ступень дикости еще более высоко поднимает человеческое общество над животным миром. С изобретением лука и стрел охота становится одной из постоянных отраслей труда, а дичь - относительно постоянной пищей. Комбинация лука, тетивы и стрел - это уже довольно сложное орудие, конструирование которого возможно благодаря длительно накапливаемому опыту и весьма развитым умственным способностям. А значит, можно предполагать появление на этом этапе и других, не менее сложных изобретений. Морган, изучая условия жизни племен, обитающих в различных уголках земного шара (и, естественно, ничего не знающих друг о друге), отмечает любопытное сходство: они уже применяют лук и стрелы, но еще не знакомы с гончарным искусством.
Варварство. Его низшая ступень повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства. Характерной чертой этого периода является начало приручения и разведения животных, а также возделывания растений. Средняя ступень уже характеризуется использованием прирученных животных как повсеместно распространенным явлением. Кроме того, в этот период начинают приручать животных не только для получения мясной пищи, но и молока. Начинается селекционная работа - вначале в животноводстве, а затем и в растениеводстве. В пище используются злаки. Появление такой пищи и возможности запасать ее впрок позволяют осваивать местности, считавшиеся ранее неблагоприятными для обитания. Более обильное питание в сравнении с теми племенами и народами, которые продолжают жить собирательством и охотой, дает новым "аграрным" расам серьезные преимущества в чисто физическом развитии, сокращая смертность, прежде всего, среди детей, и увеличивая их численность. По тем же причинам на этой ступени постепенно исчезает каннибализм и отныне сохраняется кое-где, главным образом, в качестве религиозного или колдовского обряда. Высшая ступень включает в себя введение в земледелие плуга с домашним скотом в качестве тягловой силы (стало быть, животноводство, помимо мясного и молочного, пополняется разведением еще и рабочего скота). Морган и Энгельс утверждают, что окончательное утверждение полеводства сопровождается концентрацией населения на относительно ограниченных площадях, что, в свою очередь, порождает социальную потребность в едином централизованном руководстве. Высшая ступень варварства, как утверждает Энгельс, довольно полно изображена в гомеровской "Илиаде":
"Усовершенствованные железные орудия, кузнечный мех, ручная мельница, гончарный круг, изготовление растительного масла и виноделие, развитая обработка металлов, переходящая в художественное ремесло, повозка и боевая колесница, постройка судов из бревен и досок, зачатки архитектуры как искусства... - вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию".
Таким образом, варварство предстает перед нами как эпоха возникновения скотоводства и земледелия, овладения целым рядом различных методов производства продуктов, которых не существует в природе. Следующая крупная эпоха овладения способами дальнейшей, значительно более глубокой обработки природных продуктов для непосредственного удовлетворения потребностей человека (а эти потребности стремительно растут в количественном и расширяются в качественном отношении), "период промышленности в собственном смысле слова и искусства" - это собственно цивилизация.
Варварство переходит в цивилизацию после изобретения и введения в постоянное пользование письменности. Цивилизация по Моргану - это период появления промышленности (в собственном смысле слова), а также сферы духовного производства, включая развитые формы религии, науку и искусство. Социальное развитие этого периода, прежде всего, закрепляет и существенно углубляет все возникшие прежде виды разделения труда, причем, осуществляется это - особенно на начальных ступенях - довольно жестко, с противопоставлением, в частности, новых видов поселения - города и деревни, а также решительным разделением общества на классы. Кроме того, на самой заре цивилизации появляется класс, занятый уже не производством, а исключительно обменом продуктов - купцы, которые, во-первых, принимают на себя роль своеобразной цепочки, связывающей группы, производящие различные виды продуктов, а во-вторых, постепенно экономически подчиняют себе агентов производства на обоих концах этой цепочки. Вместе с этим классом появляется товар товаров - деньги. В свете рассматриваемой проблемы необходимо отметить еще одну достаточно важную социальную функцию этого класса: установление коммуникаций, распространение информации, накопленных в одних обществах, по всем другим.
Выделяется и особый класс людей, занятых исключительно управленческими функциями, которые в прежних эпохах выполнялись вождями и старейшинами во многом, так сказать, "на общественных" началах. Управление становится профессией, т.е. особым видом деятельности, требующим, с одной стороны, специальной подготовки, а с другой - являющимся источником постоянного дохода. То же самое происходит и с отправлением религиозного культа, вокруг которого формируется класс профессиональных священнослужителей.
Все это становится возможным благодаря тому, что производительные силы общества выходят на своеобразный критический рубеж и преодолевают его. Таким критическим рубежом является возникновение возможности производства - в соответствии с трудовой теорией стоимости - прибавочного продукта.
Сколько времени охватывает весь этот процесс социальных трансформаций? На этот счет в науке нет единого мнения: одни считают, что производственная деятельность людей насчитывает около 2 миллионов лет, другие утверждают, что человек в его современном психофизическом облике сложился лишь около 100 тысяч лет назад. Можно произвести некоторые оценки, приняв во внимание, что возраст древнейших памятников письменности оценивают в 6-7 тысяч лет. Бесспорно одно: каждый последующий период протекал быстрее и главное - приводил к более значительным достижениям. Такую тенденцию Б.Ф. Поршнев назвал законом ускорения истории: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Эту тенденцию можно было бы графически изобразить в виде экспоненциальной кривой на рис.5.1. Она проявлялась и в неравной длительности различных ступеней одного и того же этапа (самыми длительными были низшие ступени, наименее продолжительными - высшие).
Следует помнить и о неравномерности развития обществ, возникавших и развивавшихся в различных ареалах обитания: в одних из них были более благоприятные условия для тех или иных этапов, в других - менее (на что указывает, к примеру, Ф.Энгельс). В связи с этим для нас будет представлять особый интерес еще один смысл понятия "цивилизация", который мы рассмотрим в следующем параграфе.
Рис.5.1. Эволюционная кривая в различных системах координат
исторического времени (Феодал. - феодализм; К - капитализм)