Пешеходный центр Мюнхена
С 1960-х гг. реконструкция городских центров приобрела новое направление. Начал Амстердам. Программа развития транспортной сети предусматривала прокладку через исторический центр линии метрополитена. Калькуляции экономистов показывали, что снести три десятка старинных кварталов и проложить линию открытым способом значительно дешевле, чем вести прокладку туннеля с помощью подземного «щита». Городские власти даже приняли соответствующее решение, но нараставшая из месяца в месяц кампания протеста приобрела вскоре такой размах, что решение пришлось изменить. Вслед за голландцами в кампанию «реабилитации» городских центров включились жители Германии, Великобритании и других стран. Разумеется, для того чтобы закрыть улицу для транспорта и отдать ее в полное распоряжение пешехода, недостаточно установить знаки, запрещающие въезд. Надо перестроить весь центр города. Вот как это происходило в Мюнхене с 1967 по 1972 г.
Речь о центральной площади средневекового центра, Мариенплац со зданиями Новой и Ста-
рой Ратуши, о старейших в городе Вайнштрас-се и Кауфингерштрассе. Поскольку пешеход освобождается от напряжения, создаваемого транспортным потоком, его взгляд становится внимательнее, значит, все здания необходимо тщательно отреставрировать. Переставая бояз-
ливо коситься по сторонам, пешеход начинает замечать, что у него под ногами — у пешеходных улиц и площади появляется «пол». Следовательно, нужна новая замостка, и вместо безразличного, безразмерного асфальта появляется сложный, индивидуально проработанный рисунок плит. Становятся видны все ниши и
скому бюджету колоссальные доходы, а горожанам дают работу. В одних городах дебит сходится с кредитом, а в других, как, например, в сезонно подтопляемой и грозящей окончательно уйти под воду Венеции, туристических денег не хватает, поэтому правительство изыскивает их в федеральной казне и даже обращается за помощью к международным организациям.
Облик таких городов складывается в результате взаимодействия разновременно сложившихся элементов, придающего ему индивидуальные, порой неповторимые черты. В небольших исторических городах (Бухара, Псков) и особенно в городах-заповедниках (Суздаль) историко-архитектурное наследие является важным фактором, формирующим их облик. В крупных, быстро развивающихся исторических городах оно становится лишь фрагментом современного города, сохраняя ведущее значение в композиции районов исторического центра (Москва, Ярославль, Прага).
Многие старые европейские города сохраняют свое историческое ядро, включающее иногда постройки античного времени (акрополи, форумы, театры и т.д. в городах Средиземноморья), но чаще средневековый центр с замком (кремлем), рыночной площадью, с характерной для многих городов в средневековый период радиально-кольцевой планировкой и узкими кривыми улицами. К средневековому ядру примыкают кварталы XVIII — первой половины XIX в., обычно с регулярной планировкой и парадными ансамблями нового центра; кольца бульваров занимают место снесенных городских укреплений. Городские дворянские усадьбы и особняки XVII — первой четверти XIX в. соседствуют с кирпичными фабричными корпусами второй половины XIX в., деловыми зданиями (банки, биржи, конторы), вокзалами, многоквартирными доходными домами.
выступы, все углы зданий, все отступы, изгибы и изломы улицы. Значит, необходимо тщательнейшим образом проработать каждый «пятачок», продумать его использование в качестве уличного кафе или площадки отдыха перед фонтаном.
Рисунок мощения улицы прорабатывался так, как если бы это была графическая структура дорогого книжного издания. Подбор растений для высадки в пешеходной зоне осуществлялся с тем же вниманием, что и при организации крупной выставки цветов.
Для организации пешеходной зоны в центре Мюнхена потребовалось осуществить реконструкцию двух линий скоростного трамвая. Отрезки рельсовых линий, пересекающие главную ось пешеходной зоны, пришлось опустить под землю и там заново построить узлы пересадки на метрополитен. В конце пешеходной улицы, на Карлсплац, потребовалось перестроить и заглубить отрезок линии метрополитена, в результате возникла трехэтажная площадь с удивительным фонтаном посредине. К общественным зданиям, конторам и магазинам, выходящим на пешеходные улицы и площадь, нужно обеспечить подвоз грузов — с боковых уло-
чек, через задние дворы, и, как следствие, пришлось устраивать подземные проезды. Кроме того, понадобилось около 2500 мест в подземных гаражах.
Добавьте необходимость переложить 10 км труб для стоков, 16 км кабеля, почти по километру магистральных водо- и газопровода — вот чем оборачивается осуществление невинного вроде бы замысла закрыть улицы для транспорта.
Сложнейшие инженерные работы дали колоссальный эффект: за 12 часов летнего дня пешеходная зона в центре Мюнхена пропускает 120-150 тыс. человек. Что делают здесь люди? Преимущественно «ничего не делают». Они приходят сюда, чтобы в первую очередь здесь побыть. Они воспринимают пешеходную зону как городской «интерьер» под открытым небом. Но раз уж они здесь оказались, то что-то купят в магазинах и сувенирных киосках, что-то съедят и выпьют в многочисленных кафе, так что расходы на создание «острова» быстро окупаются.
Сокращено и адаптировано по источнику: Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. Лицо города. М., 1990.
К бывшим когда-то загородными дворцам и усадьбам вплотную подходит современная городская застройка, лаконичные формы которой контрастируют с архитектурой прошлого. Шпили и купола церквей, крупные общественные здания, высотные жилые дома, телевизионные башни и заводские трубы образуют сложный силуэт современного города. Облик города в процессе его развития претерпевает изменения: новые здания и сооружения, отражающие потребности, современные эстетические идеалы и технические возможности общества, часто возникают на территории исторического ядра или в непосредственной близости от него.
Поскольку исторический центр крупного города включает самые старые здания, они нуждаются в постоянном ремонте, как капитальном, так и профилактическом. Часто ядро города наполовину состоит из так называемого ветхого фонда, который требует постоянного контроля, ремонта и консервации. Так, в Санкт-Петербурге около 15 млн кв. м общей жилой площади по техническому состоянию или из-за морального износа нуждаются в проведении реконструкции или капитальном ремонте с заменой изношенных конструкций и оборудования. Из них почти 9,5 млн кв. м приходится на центральные районы, причем 4,8 млн кв. м находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии и требуют неотложного комплексного капитального ремонта или реконструкции. В 1997 г. в центральных районах в удовлетворительном состоянии было только 46% жилого и 40% нежилого фонда, а в неудовлетворительном — 26% жилого и 22,6% нежилого фонда. В среднем в год выполняется менее 5% требуемых объемов ремонта, что неизбежно ведет к ухудшению общего состояния зданий и жилого фонда.
Специалисты верно заметили: в центре исторические памятники и прекрасная архитектура соседствуют с подворотнями и антисанитарными условиями; а в пестрой выразительной толпе центра неизбежны нежелательные встречи с убожеством нищих и наглостью хулиганов. Например, в Венеции вплотную к Дворцу дожей и рядом с центральным собором Сан-Марко размещалась одна из самых страшных тюрем Европы, причем трупы из тюрьмы сбрасывали прямо в воду канала, отделяющего храм и дворец от тюрьмы. Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, вошедшая в ядро исторического центра города, никогда не участвовала в сражениях, а почти с самого основания была превращена в тюрьму6.
Придание центральным улицам статуса исторического центра или пешеходной зоны не всегда проходит безболезненно. И на Западе, и в нашей стране подобные попытки властей нередко наталкиваются на пассивное либо активное сопротивление тех групп населения, интересы которых могут пострадать. Так, в 2002 г. администрация Владивостока решила демонтировать 180 торговых павильонов в центре и на их месте создать пешеходную зону, нечто вроде московского Арбата, но встретила сопротивление бизнесменов «Торговой улицы», поскольку многие из них заплатили вперед за аренду киосков. Столкновения предпринимателей с сотрудниками милиции произошли утром 9 июля в центре Владивостока. Предприниматели попытались помешать им и даже на время перекрыли движение по соседней улице, чтобы не пропускать машины к торговому комплексу. Однако добиться им ничего не удалось.
'' http://www.udrf.ru/Projectold/N3N3.htm.