Методические рекомендации. Любое общество, каким бы оно не было, должно подчиняться нормативному порядку

Любое общество, каким бы оно не было, должно подчиняться нормативному порядку, который, в свою очередь, устанавливается и поддерживается силами, называемыми властью и государством. Даже неопытному человеку становится понятным, что организация любого общества есть организация тотального властвования и управления, порой даже насилия одних людей над другими.

Следовательно, чтобы понять, как существует общество с точки зрения его управления и принятия важных для него решений необходимо рассмотреть различные аспекты власти вообще и государственной в частности. Для чего предлагаются следующих три вопроса:

- власть и её распределение в обществе;

- политика и политическая власть;

- государство и гражданское общество.

Первый вопрос «Власть и её распределение в обществе»предполагает выяснение того, что есть власть, а также как она распределяется по различным секторам общественной жизни. Уяснить доподлинно, что такое власть далеко не просто, хотя на уровне обыденности мы все, в том числе и студенты, прекрасно знаем, что она собой представляет.

Приведём несколько известных толкований феномена власти:

- власть есть способность достичь желаемых целей вопреки сопротивлению других(М. Вебер);

- власть – это насилие(Р. Даль);

- власть есть авторитет (К. Шмитт);

- власть – это контроль за действиями других (Т. Парсонс);

- власть – это господство (Р. Дарендорф);

- власть есть способность к преобразованию (Э. Гидденс);

- власть – это один из видов социального неравенства и возможность принятия обязательных для другого человека решений (П. Штомпка).Проанализируйте сильные и слабые стороны приведённых определений.

С нашей точки зрения власть можно определить, как форму взаимодействий (отношений) между людьми, базирующуюся на законе, воле, авторитете, силе, воле, ответственности, управлении и исполнении и служащую целям рациональной организации общественной жизни.

Обращаем внимание изучающих данную тему, что не всякие отношения (взаимодействия) между людьми являются отношениями властвования и подчинения, а только такие, в которых просматривается наличие:

- объекта и субъекта властных отношений, находящихся в неравном положении;

- чёткого осознания того, кто здесь и сейчас властвует, а кто подвластен. Если имеется подчинение и властвование, то имеет место и власть;

- ограниченного социального и географического пространства в рамках которого осуществляются властные отношения;

- норм, регламентирующих властные отношения;

- легитимности и легальности власти;

- ресурсов и средств властвования;

- институтов, структур и механизмов, обеспечивающих реализацию властных отношений и т. д.

Обращаем внимание студентов на то, что власть ни в коем случае нельзя рассматривать только как господство, подавление, подчинение. Главное во властных отношениях – управление и исполнение.

Власть как правило носит статусный,а не персонифицированныйхарактер. Во всяком случае статусно-персонифицированный характер. Там, где она персонифицирована, как правило имеет место низкий уровень развитости общественных отношений, авторитаризм, тоталитаризм и т. п.

В каждом обществе власть выполняет ряд важных функций. Социологи, в первую очередь, указывают на такие – управленческую, безопасности, организаторскую, контрольную и др.

Попробуйте дополнить названные функции и обстоятельно их проанализировать.

Изучая проблему власти необходимо иметь ввиду, что это не отдельный фрагмент или срез общественной жизни. Власть тотальна и имеет распространение на всех этажах общества. Она сопровождает нас всю жизнь и выглядит следующим образом:

- семейная власть;

- педагогическая власть;

- административная власть;

- хозяйственная власть;

- экономическая власть;

- духовная, интеллектуальная власть;

- политическая власть.

Всё вышеназванное – это формы власти, формы управленческой власти, в которые в течение жизни вовлечён человек. Попробуйте проанализировать их специфику, особенно разобраться в нюансах семейной, педагогической и административной власти, причём именно в такой последовательности.

Правда, каждому обществу присуща собственная сложная система властных отношений, которая зависит от многих факторов. Выявите факторы, влияющие на формирование власти в современной России. Вне всякого сомнения в системе властных отношений основную роль играетполитическая власть. Именно ей и посвящёнвторой вопрос данной темы.Разумеется, студент, прежде всего, должен чётко определить, что он подразумевает под политической властью. В качестве рабочего определения предлагаем следующее:

Под политической властью понимается такая власть, которая осуществляется через формальные структуры, включая государственные и имеет своей целью организацию легального порядка в обществе. Далее необходимо рассмотреть, чем характеризуется политическая власть. Как показывает опыт и основательный научный анализ политическая власть характеризуется следующими чертами.

- Наличием людей (элиты), которые сосредотачивают в себе власть, а также организаций и институтов, через которые власть концентрируется и реализуется.

- Верховенством на всей территории общества. Обязательностью её решений для всех социальных структур, других видов власти, а также отдельных личностей.

- Юридически узаконенным статусом и формальным предписанием ролей каждой из властвующих структур (легальностью).

- Чётким разделением на субъектов и объектов власти.

- Определённой субординацией и координацией деятельности всех властных структур (моноцентричностью).

- Наличием разнообразных ресурсов.

- Профессионализмом.

- Публичностью. Власть носит публичный общественно-опосредованный характер.

- Регуляцией отношений между социальными институтами и группами людей, а не отдельными индивидами...

Студенту необходимо детализировать вышеназванные признаки и черты политической власти. Особо обращаем внимание на то, что политическая власть реализует себя через политику, то есть через область деятельности, связанную с решением жизненно-важных общественных проблем.

Политика начиная со времён Платонаопределяется как государственные, общественные дела; как искусство жить вместе. Она охватывает все сферы общественной жизни – экономику, сферу государственности и управления, образование, оборону, искусство, отношения с другими государствами и народами и т. д. Прежде всего, как указывал М. Вебер, политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти.

П. А. Сорокин считал, что политика – это искусство достижения возможного.

Рекомендуем студентам проанализировать и сопоставить определения политики, которые дали И.Б. Тито (Политика – это умение водить людей вокруг пальца); Ф.М. Достоевский (Политика – это любовь к родине); А.В. Суворов (Политика есть тухлое яйцо); О. Шпенглер(Политика есть жизнь, а жизнь есть политика).

Далее рекомендуем студентам проанализировать основные направления политики. Необходимо также разобраться в том, какие черты и свойства присущи политике, насколько она совместима с моралью. Правомерно ли вести речь о политической этике? Что должна делать политическая власть, чтобы граждане её поддерживали и одобряли проводимую ею политику. Как можно охарактеризовать политику, которую проводит политическое руководство современных нам государств – США, Китая, России?

Далее необходимо рассмотреть проблему легитимности и ресурсов власти. Студент должен прежде всего себе уяснить, что любая власть, а политическая в особенности, должны быть явлением законным и в той или иной степени поддерживаемой населением, гражданами этого государства, во всяком случае его значительной частью.

Легитимность – это способность власти создавать, поддерживать у населения убеждение в том, что власть в обществе наделена правом принимать решения, которые её граждане должны выполнять.

Иное дело как формировать легитимность, то есть ту самую убеждённость; какими путями и средствами делать подобное.

Одним из первых попытался дать ответ на этот вопрос Макс Вебер, с идеями которого студенты знакомились ранее. Между прочим его взгляды на данный вопрос и ныне считаются классическими.

Итак, если следовать М, Веберу, то власть может легитимироваться следующими способами:

1. Легальным или рациональным.В основе этого способа лежит убеждённость в верности юридических правил в соответствии с которыми формируется власть. Граждане уверены в её законности и справедливости её действий. Иначе говоря, рациональный тип легитимности предполагает власть, избранную на основе закона. По действующим в обществе и признаваемым обществом правовым нормам.

В основе легального типа лежит целерациональное действие. Студентам как раз впору вспомнить идеи немецкого социолога о социальном действии и, в первую очередь, о целерациональном действии.

При легальном властвовании, или как пишет М. Вебер господстве, подчиняются законам, а не личности, причём подчиняются и подвластные и властвующие. Принцип управления обществом таков: «Закон – управленцы – управление». Студентам в этой связи необходимо поразмышлять в каких странах существовал и существует такой тип легитимности.

2. Традиционным, который узаконивает вождей, князей, монархов. Легитимность их власти основывается на праве престолонаследования, на признании божественного характера власти. Этот тип легитимности опирался на традицию, нравы, привычку народа подчиняться властвующим добровольно.

Традиционный тип легитимности базируется, следовательно, на традиционном действии. Студентам необходимо вспомнить, что это такое. Принцип государственного управления при традиционной легитимности таков: «Господин – слуги-управленцы – подданные».

Студентам надо поразмышлять о достоинствах и недостатках такого способа легитимации власти и определить в каких странах он сохранился до сих пор.

3. Харизматическим,узаконивающим власть личностей, обладающих исключительным даром. Само слово «харизма» в переводе с греческого языка означает божественный дар. М. Вебер в данном случае ведёт речь о властвующих личностях, обладавших исключительными способностями, которые выделяли их среди остальных людей. К таковым способностям он относит пророческий дар, магические способности, незыблемый авторитет, выдающуюся силу слова и духа. Люди верили в исключительные способности харизматиков, в их связь с высшими силами и способность решать сложные проблемы. Подданные проявляли абсолютное доверие к ним и преклонялись перед ними. Харизматичность, полагал М. Вебер, опирается на нечто сверхособое, необычное, ранее не признававшееся.

Базой харизматического типа легитимности является аффективный тип социального действия. Студентам впору вспомнить особенности аффективного типа социального действия.

Принцип управления обществом при харизматической легитимности таков: «Воля харизматика – управленцы – управляемые». Харизматическая власть, впрочем, как и традиционная, опирается на личные отношения между властвующими и подвластными. Харизматик должен постоянно поддерживать и доказывать свою харизму. Харизматический тип легитимности авторитарен, а то и тоталитарен.

Подумайте, какими являются традиционный и рациональный типы легитимности, если харизматический тоталитарен? Студентам желательно поразмышлять над тем, кого из известных политиков прошлого и настоящего можно отнести к харизматикам, например, – Ленина, Гитлера…

Обращаем внимание изучающих социологию на то, что современная социологическая наука не ограничивается только веберовскими идеями на сей счёт. Имеются и другие мнения по поводу легитимности. Иногда называются такие способы легитимации, как электоральная, парламентарная, административная, персональная, групповая, идеологическая, структурная и другие. Студентам желательно проанализировать их и высказать собственное суждение на сей счёт. И вообще необходимо подумать, каковы современные пути вхождения во власть, почему люди рвутся к власти?

Очень важен вопрос о ресурсах власти.То есть, обучающийся должен чётко понимать, что любая власть на что-то опирается, чем-то располагает, в противном случае она не удержится на властном олимпе.

Итак, подресурсами власти понимаются средства, с помощью которых, осуществляется власть в повседневной практике.

Ресурсов у власти всегда очень много. Власть часто стремится подмять под себя всё, даже то, что ей не принадлежит. В качестве основных ресурсов исследователи выделяют следующие:

1. Нормативные.Речь идёт о Конституции и законах, на которые опирается власть, или делает вид, что опирается на них.Нормативные ресурсы – это общепринятый, цивилизованный способ достижения политических целей.

2. Социально-экономические. Имеются ввиду деньги, земля, полезные ископаемые, морские и речные богатства, транспорт, продукты труда и т. д. Подумайте, что ещё можно отнести к социально-экономическим ресурсам?

3. Силовые. Речь идёт об армии, полиции, суде прокуратуре, органах безопасности, органах юстиции, налоговых и таможенных службах. Рекомендуем студентам сравнить силовые ресурсы с нормативными и социально-экономическими.

4. Административные. Попробуйте самостоятельно проанализировать этот вид ресурсов. Вспомните расхожую российскую фразу «Административный ресурс».

5. Информационные. И над этим ресурсом студентам рекомендуем поразмыслить самостоятельно.

6. Демографические, то есть население страны. Подумайте, как использует этот ресурс власть.

7. Символические. Сюда относят право власти распоряжаться наградами, титулами, званиями, предоставлением гражданства.

В распоряжении той или иной власти могут быть и не нормативные ресурсы, направленные против оппозиции или не лояльных ей граждан. Сюда можно отнести угрозы, компромат, запугивание, провокации, подкуп, давление, дезинформацию, ложь, незаконное использование силовых ресурсов и т. д.

Подумайте над тем как использовали и используют все названные ресурсы властные структуры России. На сей счёт на семинаре можно провести дискуссию. Ответьте на вопрос «Что надо сделать для того, чтобы ресурсы в России использовались эффективно и по назначению?».

В завершение этого вопроса рекомендуем студентам подумать над тем, каковы тенденции развития власти в современном обществе. Ну, к примеру, – демократизация, феминизация, легитимация...?

Третий вопрос «Государство и гражданское общество»также относится к числу фундаментальных. Как известно государство является одним из главных институтов общества, следовательно, студентам необходимо уяснить, что такое государство, каковы его признаки и функции.

Прежде всего надо вспомнить как трактовали государство Аристотель, Цицерон, Гоббс, Руссо, Маркс. Затем обратить внимание на то, что в современной социологии довольно часто говорят о двух трактовках государства – широкой и узкой. Попробуйте их проанализировать. Что касается самого определения государства, то в качестве рабочего можно взять следующее:

Государство– это политическая, юридическая и территориальная организация граждан, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, придающая своим решениям обязательную силу для населения всей страны. Это высшая законная форма власти в обществе, которую оно признаёт и, разумеется, которой обязаны подчиняться все.

Что касается признаков государства, то чаще всего исследователи говорят о следующих:

- наличие разветвлённой системы публичной власти с единым центром;

- территориальная организация населения;

- наличие законов, права;

- монопольное право на законное применение силы, включая физическое принуждение;

- система налогов, податей, займов, необходимых для существования государства. Наличие единой денежной единицы;

- суверенитет, т. е. присущее государству верховенство на своей территории и независимость в отношениях с другими государствами.

Перечисленные признаки необходимо проанализировать. Если считаете, что имеются ещё и другие, то назовите их.

Что касается функций государства, то обратите внимание, в первую очередь, на управленческую, интегративную, хозяйственно-организаторскую, социальную, правовую, культурно-воспитательную и др. Разберитесь в их содержании. Конечно же, при этом все функции государства необходимо разделить навнутренние и внешние.

Рассматривая проблему государства подумайте какие факторы оказывают влияние на его состояние, например, моральное состояние общества, уровень развитости политического сознания граждан... Другие назовите сами. Проработайте вопрос о формах правления, формах государственного устройства и политических режимах.

Далее целесообразно остановиться на проблеме правового государства.

Подправовым государством понимают такое, где на практике обеспечено верховенство закона, норм права, где власть основана на праве, имограничивается и через него реализуется; это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Далее необходимо рассмотреть предпосылки возникновения правового государства и его основные черты. К таковым можно отнести абсолютное верховенство закона во всех сферах общественной жизни, реальное осуществление принципа разделения властей, высокую правовую культуру граждан ...Остальные черты постарайтесь выявить сами.

Обратите также внимание на феномен социального государства, охарактеризуйте его признаки. В этой связи попробуйте ответить на вопрос является ли Российская Федерация правовым и социальным государством. В заключение этого вопроса рассмотрите феномен гражданского общества, выделите его признаки. Рассмотрите проблемы становления гражданского общества в России.

Имейте в виду, что само понятие гражданского общества неоднозначно. Но чаще всего под гражданским обществом понимают совокупность внегосударственных отношений – экономических, социальных, нравственных, религиозных, семейных, корпоративных и других, образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов, собственников и их обьединений.

Гражданское общество есть своего рода посредник между государством и личностью. Оно не позволяет первому узурпировать власть над вторым. В подлинно гражданском обществе человек становится полноценной личностью, обладающей и правом и реальными возможностями на полноценную реализацию, личное счастье, частную жизнь. Далее рассмотрите предпосылки гражданского общества и его структуру, а также его взаимоотношения с государством.

Наши рекомендации