Тематика практического занятия для студентов заочной формы обучения
Тема. Эмпирическая социология и ее методы
План проведения практического занятия.
1.4.1. История эмпирической социологии.
1.4.2. Социальный факт как основа прикладного социологического исследования.
1.4.3. Программа эмпирического социологического исследования.
1.4.4. Проблема репрезентативности эмпирического исследования.
1.4.5. Основные методы прикладной социологии.
1.5. Вопросы для обсуждения на практическом занятии.
1.5.1. Каковы основные исследования, проведенные социологами Чикагского университета в начале ХХ века?
1.5.2. В чем существо Хоторнских экспериментов, проведенных Э. Мэйо?
1.5.3. Что такое социоинженерия?
1.5.4. В чем состоит сущность репрезентативности социологического исследования?
1.5.5. Приведите пример эмпирического исследования, проведенного каким-нибудь социологическим центром.
1.6. Задачи для решения и дискуссии.
1.6.1. Проведите анализ рейтинга популярности дисциплин, преподаваемых на вашем курсе.
1.6.2. Проанализируйте данные статистики безработицы в разных странах в период кризиса 2008-2009 годов и в настоящее время
Тематика самостоятельной работы
№ п/п | Тема | Порядок выполнения и контроля | Методическое обеспечение |
Предмет социологии как проблема | Ознакомиться с материалами сайта, подготовить схему ответа. | Ресурс доступа http://sociology2015.ru/index/0-26 | |
История становления и развития социологии | Проанализировать отрывок работы О. Конта «Курс позитивной философии». Подготовить сообщение на практическое занятие. | Ресурс доступа http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html | |
Социальная система и ее элементы | Проанализировать материалы сайта, подготовить опорный конспект. | Ресурс доступа http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/26235/26255/ | |
Социальная структура и различные основания структурирования общества | Проанализировать вторую и четвертую главы работы Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». Написать эссе. | Ресурс доступа http://socioline.ru/node/979 | |
Социология культуры | Изучить отрывок из книги В.Я. Звездина «Социология культуры». Подготовить план ответа. | Ресурс доступа http://socioline.ru/node/412 | |
Социология личности | Ознакомиться с работой В.Б. Ольшанского «Социология личности в России», подготовиться к дискуссии. | Ресурс доступа http://www.ecsocman.edu.ru/data/000/699/1219/019Glava16.pdf | |
Социальные изменения и движения | Познакомиться со статьей Е. В. Крюковой «Новые социальные движения в современной России: проблемы и перспективы», подготовить сообщение на практическое занятие. | Ресурс доступа http://club.fom.ru/books/Krukova-ps-thesis.doc | |
Эмпирическая социология и ее методы | Проанализировать главу «Эмпирическая социология» работы В. Плахова «Западная социология», подготовить сообщение на практическое занятие. | Ресурс доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plah/_05.php |
Вопросы для промежуточного и итогового контроля
Вопросы для промежуточного контроля
1. Особенности предметного поля социологии.
2. История возникновения социологии как науки.
3. Социология ХХ века.
4. Социальная система и ее основные элементы.
5. Марксистское структурирование общества.
6. Теория стратификации.
7. Основные слагаемые системы культуры.
8. Социологическое понимание личности.
9. Социализация личности и этапы этого процесса.
10. Типы личности.
11. Социальные изменения и их виды.
12. Природа социальных движений.
Промежуточный контроль может быть проведен и в форме тестирования.
Тесты для промежуточного контроля.
Вариант первый
1. Какой из перечисленных ниже социальных объектов является многосторонним, то есть объединяющим людей вокруг комбинации наибольшего числа ценностей?
а) учебное заведение
б) кружок самодеятельности
в) нация
г) религиозная секта
2. Какая страна является родиной социологии?
а) США
б) Россия
в) Франция
г) Германия
3. Позитивная стадия развития человеческого общества по Конту это:
а) утверждение философии в духовной жизни
б) утверждение науки как главного слагаемого духовной жизни
в) переход от религиозного сознания к философскому
г) развитие религии и мифологии
4. Р. Мертон выделил социологические теории среднего уровня. Эти теории:
а) инструмент описания среднего класса
б) способ изучения среднего человека
в) средство конкретизации отдельных областей социологии
г) метод описания отдельных социальных событий и фактов
5. Понятие «социальная структура»:
а) отражает неодинаковое положение людей в социальной системе
б) означает наличие различных взаимодействующих объектов
в) фиксирует совокупность индивидов и групп
г) является тождественным понятию «социальная система»
6. Социология как самостоятельная наука возникает:
а) в начале Х1Х века
б) в конце XIX - начале XX века
в) в середине XIX века
г) в середина XX века
7. Эмпирическая, прикладная социология занимается:
а) построением теорий, раскрывающих развитие общества в целом
б) фиксацией социальных фактов и их первичным объяснением
в) анализом социальных явлений и процессов в социальных институтах
г) выявлением стадий развития отдельных народов, этносов
8. Что из перечисленного, с точки зрения социологии, не относится к ресурсам, объединяющим общество:
а) солидарность
б) мораль
в) деньги
г) власть
9. Девиантное поведение по одной из классификаций бывает следующих видов:
а) множественное и единичное
б) первичное и вторичное
в) многократное и однократное
г) привычное и непривычное
10. Социальная мобильность это:
а) любое изменение в обществе
б) любой переход индивида, социальной группы от одного социального статуса к другому
в) тоже самое, что и социальная динамика в понимании О. Конта
г) форма проявления социального конфликта
11. Понятие "социальная структура" отражает:
а) неодинаковое положение людей в социальной системе
б) наличие различных взаимодействующих объектов
в) совокупность индивидов и групп
г) тождественное понятию "социальная система"
12. Социализация - это процесс
а) изменений в структуре общества
б) вхождения индивида в общество на основе освоения норм, ценностей, опыта
в) взаимодействия индивидов на межгрупповом уровне
г) познания человеком социальной действительности
13. Какие из перечисленных социальных институтов можно относит к "вечным",то есть существующим очень давно:
а) таковых нет, все возникают и исчезают
б) дипломатия, оперное искусство
в) экономика, образование
г) дуэль, публичная казнь
14. Кто из социологов относится к субъективной школе:
а) Мечников, Стронин
б) Сорокин, Ковалевский
в) Лавров, Михайловский
г) Де-Роберти, Кареев
15. М.Вебер определил первичное звено социального. В качестве такого он полагал:
а) социальное действие;
б) социальный факт;
в) социальный процесс;
г) социальную связь
Вариант второй
1. Р. Мертон выделил социологические теории среднего уровня. Эти теории:
а) инструмент описания среднего класса
б) способ изучения среднего человека
в) средство конкретизации отдельных областей социологии
г) метод описания отдельных социальных событий и фактов
2. Кто сформулировал закон трех стадий интеллектуального развития человечества:
а) Спенсер
б) Вебер
в) Дюркгейм
г) Конт
3. Понятие «социальная структура»:
а) отражает неодинаковое положение людей в социальной системе
б) означает наличие различных взаимодействующих объектов
в) фиксирует совокупность индивидов и групп
г) является тождественным понятию «социальная система»
4. Понятие "страт", "страта" означает:
а) определенный слой общества, выделяемый по каким-либо признакам;
б) совокупность наиболее весомых с политической точки зрения социальных кругов;
в) синоним понятия "элита";
г) совокупность социальных групп и общностей на определенном этапе развития общества.
5. Почему в обществе, с точки зрения социологии, фиксируются социальные конфликты?
а) общество имеет структуру, не все занимают одинаковое положение в ней
б) человек изначально существо агрессивное, не уступчивое
в) не все в обществе просвещены, имеют одинаковый взгляд на происходящее
г) история каждого народа сложна, в ней накопилось немало обид друг на друга
6. Какие из перечисленных социальных институтов можно относит к "вечным",то есть существующим очень давно:
а) таковых нет, все возникают и исчезают
б) торговля, эстрада
в) спорт, туризм
г) образование, семья
7. Отметьте наиболее полную и точную характеристику социальной жизни общества:
а) это процесс производства духовных и материальных благ
б) это конфликт социальных групп, классов, слоев, партий
в) это жизнедеятельность индивидов в семье
г) это совокупность взаимодействия индивидов, включенных в социальные общности разного уровня и вида
8. Основными элементами системы культуры являются:
а) вещи, предметы, созданные людьми;
б) идеология, политика, религия;
в) знаки, символы, ценности, нормы, материальные объекты;
г) произведения искусства.
9. Основными методами прикладного социологического исследования являются:
а) анализ, синтез, индукция, дедукция;
б) сравнение, измерение, анализ статистических данных;
в) социология не имеет своих, особых методов исследования, использует методы других наук;
г) опрос, наблюдение, анализ документов, изучение статистических данных.
10. Девиантное поведение это такое поведение, которое:
а) полностью соответствует нормам и правилам общества;
б) не соответствует нормам и правилам общества, действующим в настоящее время;
г) разделяет индивидов на законопослушных и нарушающих нормы права;
г) принято в определенных группах и слоях общества.
11. Отметьте вариант, наиболее полно передающий понятие "социальная система":
а) совокупность индивидов
б) совокупность индивидов, групп, их связей, взаимодействий, отношений;
в) совокупность страт и групп;
г) совокупность социальных институтов.
12. Основными видами социальных движений являются:
а) молодежные, ветеранские;
б) женские, спортивных фанатов;
в) революционные, эволюционные;
г) сторонников мира, защитников природы.
13. Социальный институт это:
а) тоже самое, что и социальная организация
б)совокупность норм, ценностей, поведенческих актов, удовлетворяющих какую либо социальную потребность
в) совокупность социальных групп, этносов, общностей
г) совокупность социальных страт, малых социальных систем, достигающих сходные цели.
14. Современная социология конфликта исходит из того, что:
а) конфликтов следует избегать, это бедствие;
б) конфликты неизбежны, но ими можно управлять;
в) конфликты неизбежны и ими управлять нельзя;
г) конфликты отмечались только в социальной жизни прошлого.
15. Может ли в социологии использоваться такой метод познания как эксперимент:
а) нет, социология такого метода не использует
б) социология рекомендует проводить эксперименты в обществе в целом
в) социология использует только мысленные эксперименты, занимается социальным моделированием
г) социология использует эксперименты в изучении малых социальных объектов.
Вариант третий
1. Социология как самостоятельная наука возникает:
а) в начале Х1Х века
б) в конце XIX - начале XX века
в) в середине XIX века
г) в середина XX века
2. По скорости социальные изменения подразделяются на:
а) реформистские и экспрессивные
б) глобальные и общие
в) нормальные и аномальные
г) революционные и эволюционные
3. Концепция «зеркального Я» предполагает:
а) самооценку человеком самого себя
б) оценку человека со стороны группы
в) отношение к человеку представителей иных этносов
г) оценку действий человека со стороны его руководителей
4. Эмпирическая, прикладная социология занимается:
а) построением теорий, раскрывающих развитие общества в целом
б) фиксацией социальных фактов и их первичным объяснением
в) анализом социальных явлений и процессов в социальных институтах
г) выявлением стадий развития отдельных народов, этносов
5. Что из перечисленного, с точки зрения социологии, не относится к ресурсам, объединяющим общество:
а) солидарность, дружба
б) мораль, право
в) деньги, финансовые ресурсы
г) власть, религия
6. Плюралистическая концепция Ковалевского предполагает:
а) рассмотрение в качестве главного фактора, влияющего на развитие общества, политики
б) рассмотрение в качестве главного фактора, влияющего на развитие общества ,экономики
в) рассмотрение множественности идеологических воззрений, играющих большую роль в развитии общества
г) рассмотрение множественности факторов, постоянно играющих важную роль в развитии общества
7. Социальная связь – это:
а) любые проявления зависимости индивидов друг от друга или от группы
б) любые взаимодействия людей в социальной группе
в) любые отношения людей в деятельностных и досуговых организациях
г) отношения, предполагающие наличие технического посредника
8. Современная социология конфликта исходит из того, что:
а) конфликтов следует избегать
б) конфликты неизбежны, но ими можно управлять
в) конфликты неизбежны и ими управлять нельзя
г) конфликты отмечались в социальной жизни прошлого
9. Отметьте вариант, наиболее полно передающий понятие "социальная система":
а) любая совокупность индивидов;
б) совокупность индивидов, групп, их связей, взаимодействий, отношений;
в) совокупность страт и групп, отношений между ними;
г) совокупность социальных институтов, организаций, общностей.
10. Социальные факты, с точки зрения Дюркгейма, бывают:
а) морфологическими и духовными;
б) известными и неизвестными;
в) объективными и субъективными;
г) важными и неважными.
11. Можно ли найти что-либо общее во взглядах К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера на развитие общества?
а) нет, нельзя;
б) они анализировали прежде всего знаково-символические основания общественной жизни;
в) они признавали труд в качестве одного из основных принципов жизни общества;
г) все они особое внимание уделяли ценностно-эмоциональным аспектам социального бытия.
12. Основными элементами социальной организации являются:
а) люди, техника, технологии, системы связи, цели
б) люди, технологии, структура, внешнее окуржение, цели
в) люди, их отношения, взаимодействия и связи
г) люди, их идеи, замыслы, планы, представления
13. Что или кто является объектом социализации:
а) группа, общность
б) общность, этнос
в) коллектив, аудитория
г) индивид
14. Почему в обществе, с точки зрения социологии, фиксируются социальные конфликты?
а) общество имеет структуру, не все занимают одинаковое положение в ней
б) человек изначально существо агрессивное, не уступчивое
в) не все в обществе уважительно относятся друг к другу
г) история каждого народа сложна, в ней накопилось немало обид друг на друга
15. Различие социологии и социальной философии в рассмотрении общества состоит:
а) в противопоставлении социологией природы и общества
б) в рассмотрении философией трех типов реальности - неорганики, органики, надорганики
в) в признании социологией ведущей роли субъективного фактора
г) в рассмотрении социологией общества в качестве сложноструктурированной целостной системы
Основные правила работы с тестами сводятся к следующим. Для того, чтобы уложиться в отведенное для выполнения тестового задания, во-первых, следует сначала прочитать весь тест и выбрать только те вопросы, ответы на которые не вызывают никаких сомнений, и отметить их. Во-вторых, надо выбрать те вопросы, которые требуют определенных размышлений, т.е. вызывают сомнения, и сосредоточиться на поиске верного варианта ответа на них. В-третьих, перед сдачей теста необходимо еще раз проверить правильность заполнения ответов.
Вопросы для итогового контроля
Вопросы к зачету
- Основные проблемы выявления предметного поля социальной философии
- Специфика предмета социологии
- Уровни социологического знания
- Социально-философские идеи античности и Средних веков
- Социально-философские идеи эпохи Возрождения и Нового времени
- Становление теоретической социологии: социология О. Конта
- Органическая социология Г. Спенсера
- Социологизм Э. Дюркгейма
- Понимающая социология М. Вебера.
- Марксистская социология.
- Основные школы российской социологии.
- Зарубежная социология ХХ века
- Социальная система и ее элементы.
- Система культуры. Ценностное наполнение культуры.
- Культурная норма и ее виды.
- Понятие социальной структуры в широком и узком смысле. Классовая структура общества.
- Понятие социальной структуры в широком и узком смысле. Классово-статусная структура общества. Теория стратификации.
- Социальные группы и их виды.
- Этнические социальные группы.
- Понятие личность в социологии. Личность и общество.
- Социализация личности и этапы этого процесса.
- Марксистская теория личности. Ролевая концепция личности.
- Социальная организация и ее элементы.
- Институционализация отношений и взаимодействий.
- Семья как социальный институт.
- Характер и содержание социальных изменений.
- Социальная мобильность как социальное изменение.
- Понятие и виды социальных движений.
- Основные теории, раскрывающие природу социального конфликта
- История прикладной социологии.
- Социальный факт как основа прикладного социологического исследования.
- Проблема репрезентативности прикладного социологического исследования.
- Программа эмпирического исследования, ее основные разделы.
- Методы эмпирической социологии.
Тематика рефератов
1. П. А. Сорокин о предмете социология.
2. Современные дискуссии о предмете социологии.
3. Современная социология: кардинальная смена парадигм.
4. «Идеальное» государство Платона.
5. Утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы: значение для социального познания.
6. Социально-философские взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка.
7. Социология Огюста Конта.
8. Органицизм Герберта Спенсера.
9. Понимающая социология Макса Вебера.
10. Социология индустриального развития.
11. Марксистская социология: от догматизации к научнойкритике основных положений.
12. Структурный функционализм и его представители.
13. История российской социологии.
14. П.А. Сорокин - выдающийся социолог XX века.
15. Социологические концепции A.A. Зиновьева.
16. Функционализм и структурализм социологии ХХ века.
17. Социологическое понимание культуры.
18. А.Ф. Лосев о культуре как начале человечества.
19. 3. Фрейд о феномене культуры.
20. Т. Парсонс о социальной системе и системе культуры.
21. Зарубежная социология о проблемах личности.
22. Проблема маргинализации и люмпенизации российского общества в 90-е годы ХХ века.
23. И. С. Кон о личности, её становлении.
24. Проблемы социализации современной российской молодежи.
25. Социология современных организаций.
26. М. Вебер и Т. Парсонс о бюрократической социальной организации.
27. Социальные технологии как условия функционированияорганизации.
28. Основные проблемы современной российской семьи.
29. Теория социальной мобильности П.А. Сорокина.
30. Миграционные процессы в современном обществе.
31. Реформистская альтернатива революционного движения.
32. Глобальные социальные изменения: современный мир на пороге огромных изменений.