II. Методические указания для студентов
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА
БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ
И КНИГОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методическое обеспечение дисциплины
Челябинск 2013
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет документальных коммуникаций и туризма
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА
БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ
И КНИГОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методическое обеспечение дисциплины
по направлению подготовки
071900 Библиотечно-информационная деятельность
квалификациявыпускника «магистр»
Челябинск 2013
УДК 02 (073)
ББК 78.32я73
О64
Автор-составитель: В. Я. Аскарова, доктор филол. наук, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ
Рецензент: Л. В. Краснова, директор Челябинской областной детской библиотеки, засл. раб. культуры.
Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма от 16.09.2013 г., протокол № 1
|
Издание включает: методические рекомендации для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2013
Содержание
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя | |
II. Методические указания для студентов | |
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |
3.1. Вопросы для подготовки к зачету | |
3.2. Методические указания по выполнению рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | |
3.3. Планы семинарских занятий | |
3.4. Задания для практических занятий | |
3.5. Темы и задания контрольных работ | |
3.6. Задания для выполнения самостоятельной работы | |
3.7. Тестовые задания (примеры из разных вариантов) | |
3.8. Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению | |
3.9. Методические указания по выполнению курсовой работы | |
3.10. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине |
I. Методические рекомендации для преподавателя
В процессе преподавания дисциплины необходимо отдать приоритет интерактивным формам обучения. Лекции следует сопровождать конкретным примерами по всем темам курса, иллюстративным видеоматериалом; после лекций желательно проводить импровизированные дискуссии, обсуждение публикаций по изучаемой проблеме.
В ходе проведения семинарских занятий рекомендуется добиваться понимания вопросов методологии и методики научного исследования, знания трудов основных теоретиков, разрабатывающих данные проблемы. Важно обращать внимание на значение для исследовательских результатов избранной парадигмы исследования, того или иного теоретического подхода.
Необходимо выполнение студентами творческих заданий, нацеленных на освоение различных методов исследования: побуждать студентов к разработке и апробации исследовательского инструментария, что должно привести к пониманию необходимости использования комплекса методов, преодолению ограниченности того или иного способа сбора эмпирических данных.
Изучение дисциплины предполагает также разработку программы собственной магистерской диссертации, обоснование ее методологической и методической частей, избранной методики сбора и обработки эмпирических данных.
В процессе преподавания курса необходимо обращать внимание студентов на исследовательский опыт передовых отечественных и зарубежных библиотек, побуждать их к оценке исследовательского замысла и полученных результатов.
II. Методические указания для студентов
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины "Организация и методика библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований" предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в учебной программе; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий в ходе самостоятельной работы студентов.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения (формулировать темы исследования, выбирать оптимальные творческие подходы, разрабатывать собственные инструменты и исследования, собирать с их помощью эмпирический материал. разрабатывать программу собственного исследования и т.д.). Предложенные задания позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.
Для успешной подготовки к семинарским занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: "Библиотековедение", , "Библиосфера" , "Научные и технические библиотеки".
Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме по темам "Разновидности опроса, практика его применения в количественной и качественной парадигме социологии", Анализ документации, особенности применения его разновидностей", "Наблюдение и эксперимент: границы применения", студенты, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах : "Социологические исследования", "Социологический журнал", "Социология: методология, методы, математические модели".
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.
III.Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля