Космология и социология
На первый взгляд между этими столь далекими науками нет ничего общего. Космология изучает строение Вселенной и структуру физического пространства, в котором Земля, как и любая другая планета либо звезда, всего лишь песчинка. Социология изучает строение общества и структуру социального пространства, в котором Россия, как и любая другая страна, культу-
" Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.
2S Капица СП. Феноменологическая теория роста населения Земли // Успехи физических наук. 1996 Т. 166, № 1.С. 63-80.
pa или общество, всего лишь частные случаи. Как видим, между двумя науками немало общего, по крайней мере, с точки зрения системного подхода. Принятая в космологии модель однородной изотропной нестационарной горячей расширяющейся Вселенной базируется на основе общей теории относительности и релятивистской теории тяготения, созданной Альбертом Эйнштейном в 1916 г.
В основе этой модели л ежат два предположения: 1) свойства Вселенной одинаковы во всех ее точках (однородность) и направлениях (изотропность); 2) наилучшим известным описанием гравитационного поля являются уравнения Эйнштейна. Из этого следует так называемая кривизна пространства
и связь кривизны с плотностью массы (энергии).
Важным пунктом данной модели является ее нестационарное^ — фундаментальное свойство, которое опреде ляется двумя постулатами теории относительности:
1) принципом относительности, гласящим, что во всех инерционных системах все законы сохраняются вне зависимости от того, с какими скоростями,равномерно и прямолинейно движутся эти системы друг относительно друга;
2) экспериментально подтвержденным постоянством скорости света.Нас будет интересовать первый постулат — принцип сохранения, так как
он ближе всего стоит к социологическому пониманию пространства.
Сохранение законов независимо от скорости движения системы, вероятнее всего, распространяется и на общество. С какой бы скоростью ни развивалась Россия, но если она выбрала западный путь, то все законы, присущие рыночному обществу, должны действовать и в России. Разумеется, они могут вступить в силу позже, чем на Западе, реализовываться с искажениями — большими или меньшими, вообще не действовать, т.е. блокироваться и т.п. Но эти законы имеют неукоснительную силу социального императива для любого общества, вступившего на путь рыночного развития. Конечно, список таких законов может быть шире или же он может видоизменяться, отражать культурную или региональную специфику. Но закон есть закон. Стоит только выделить фундаментальные законы рынка, как станет ясно, что с огромными искажениями, но они рано или поздно внедрялись и в российском обществе — хотя бы в один из трех периодов, называемых попыткой капитализации (1864-1917, 1921-1929,1991-2002). Кпримеру, всякий раз, когда нарушался рыночный закон невмешательства государства в экономику и предоставление предпринимательской свободы, следовали сбои и остановки, а когда мы возвращались к нему, происходил скачок вперед.
В отличие от неизменных законов природы законы общества в каждой стране и в каждой культуре видоизменяются, но какое-то ядро, самая их суть остается неизменной. Иначе закон искажается до неузнаваемости.
Искажения законов общества — еще одна форма искривления социального пространства.
В нормальном обществе СМИ используются для того, чтобы сделать общество и власть еще более открытыми, а в искаженном — наоборот. Разоблачения коррупции российскими СМИ в середине 1990-х гг. зачастую использовалось в борьбе за власть, а не для достижения большей прозрачнос-
ти. Причиной явилось то, что национальные средства массовой информации были сосредоточены в руках олигархического меньшинства. На региональном уровне многие местные газеты и радиостанции тоже тесно связаны с местным руководством29. Степень влияния СМИ в искаженном социальном пространстве крайне мала. На Западе журналистское расследование может привести к отстранению крупного чиновника от власти, у нас — клегкому испугу, а то и вовсе повысит его рейтинг. Причины кроются в невысоком доверии к «четвертой власти» со стороны населения и элиты, которые считают журналистов поголовно продажными. Чаще всего журналистские расследования сталкиваются с непреодолимым сопротивлением властей, а когда они достигают успеха, журналистов убивают. В XX и XXI вв. профессия журналистов неожиданно стала одной из самых рискованных.
ПРИТЧА О ЯБЛОКЕ30
Однажды в саду под яблоней лежал студент и размышлял о том, как по-разному понимали гравитацию И. Ньютон и А. Эйнштейн. Неожиданно рядом упало яблоко. Студент взглянул на него и заметил муравьев, бегающих по его поверхности. Ему стало интересно: по какому принципу муравьи выбирают свой путь. Воспользовавшись лупой, он тщательно отметил путь одного муравья и, отступив от него в каждую сторону по миллиметру, сделал ножом два параллельных надреза на яблочной кожуре. Затем взял получившуюся дорожку из кожуры и разложил ее на своей книге. Теперь путь муравья на этой дорожке был прямым, словно луч лазера (рис. 24). Невозможно было отыскать более экономного пути для преодоления тех десяти сантиметров, которые разделяли начало и конец вырезанной полоски яблочной кожуры. Любой зигзаг или плавный поворот при движении муравья по яблочной кожуре между начальной и конечной точками увеличил бы длину его пути. «Какая прекрасная геодезическая», — отметил студент.
Его взгляд упал на двух муравьев, отправившихся из одной и той же точки в направлениях, слегка отличающихся друг от друга. На этот раз их пути случайно пролегли вблизи углубления в верхней части яблока, там, где располагался черенок, причем по разные стороны от него. Каждый из муравьев добросовестно следовал вдоль своей геодезической. Каждый старался бежать по яблочной кожуре как можно прямее. Однако из-за собственной кривизны углубления их пути сначала пересеклись, а затем разошлись.
«Можно ли придумать более удачную иллюстрацию для геометрической теории тяготения Эйнштейна? — задумчиво произнес студент. — Муравьи движутся так, будто их притягивает к яблочному черенку. Можно было бы поверить и в ньютоновскую силу, действующую на расстоянии. Но муравью нечем руководствоваться при выборе своего пути, кроме локальной геометрии поверхности, по которой он ползет. А это, безусловно, и есть концепция Эйнштейна, подразумевающая, что причиной всех физических явлений выступает локальное воздействие. Икак она отличается от ньютоновского подхода в физике с его «дальнодействием»! Теперь я гораздо лучше понимаю, о чем говорится в этой книге».
29 Shelley L. Corruption in the Post Yeltsin Era // EECR. 2000. Vol. 9, № 1-2.
311 Источник: Научно-образовательный центр ФТИ им. А.Ф.Иоффе. — http://edu.iofTe.ru.
Сказав так, он открыл свою книгу и прочел: «Не пытайтесь описывать движение по отношению к удаленным объектам. Физика проста только при локальном анализе. А локально мировая линия, вдоль которой движется спутник (в пространстве-времени, вокруг Земли), уже является прямой, насколько мировая линия вообще может быть прямой. Забудьте все эти разговоры об «отклонении» от прямолинейного движения и «силе тяготения». Я нахожусь в космическом корабле. Или плаваю в космосе около него. Разве я чувствую какую-либо «силу гравитации»? Ничего подобного. Чувствует ли эту силу корабль? Нет. Тогда зачем говорить о ней? Считайте, что и корабль, и я пересекаем область пространства-времени, в которой не действуют никакие силы. Считайте, что движение в этой области уже является идеально прямым».
Рис. 24 К притче о яблоке
Послышался сигнал к обеду, но студент все еще сидел, рассуждая про себя. «Мне кажется, что суть эйнштейновской геометрической теории тяготения можно кратко выразить в виде трех положений:
♦ локально геодезические кажутся прямыми;
♦ в более обширных областях пространства-времени те геодезические, которые сначала расходятся, начинают впоследствии сближаться со скоростью, определяемой кривизной пространства-времени, и это влияние геометрии на материю и есть то, что мы сегодня подразумеваем под старым словом «тяготение»;
♦ материя, в свою очередь, деформирует геометрию.
Углубление на поверхности яблока возникает потому, что там есть черенок. Я думаю, что все это можно выразить еще более кратко: пространство воздействует на материю, «указывая» ей, как двигаться. Материя, в свою очередь, оказывает обратное действие на пространство, «указывая» ему, как искривляться. Другими словами, наличие материи в данном месте, — сказал он, вставая и поднимая за черенок яблоко, — приводит к кривизне пространства в этом месте. Чтобы искривить пространство в данном месте, его необходимо искривить и в соседних областях, — продолжал он, наблюдая за замешкавшимся муравьем, деловито следующим вдоль своей геодезической на расстоянии толщины паль-
ца от черенка. —Так материя в данном месте оказывает влияние на материю в другом месте. Это и есть объяснение «гравитации», данное Эйнштейном».
Для социолога в этой притче скрыт весьма глубокий смысл, который заключается в следующем. Общая траектория движения разных стран в рыночном пространстве описывается набором неких универсальных принципов, открытых еще Адамом Смитом и предполагающих свободную конкуренцию, невмешательство государства в частный бизнес, свободу предпринимательства и т.п. Они задают некоторое нормативное пространство, изображающее идеальный тип рыночного общества, когда рыночные законы не искажаются. На самом деле ни одна страна, даже такие лидеры капиталистической перестройки, как Англия и США, не существуют в идеальном пространстве. В соответствии с культурными особенностями народа и историческими обстоятельствами в идеальную траекто рию вносятся большие или меньшие изменения. С точки зрения теории они являются искривлением идеально нормативного пространства. Однако жители этих стран, находясь в конкретном месте и в конкретное время, не могут видеть искривлений. Не способны их заметить и жители других стран, которые считают, что они внедряют у себя настоящий рынок.
Отклонения, прежде всего очень крупные, заметны лишь на большом историческом отрезке, при сравнении нескольких эпох и разных стран. Возможно, что США и Англия, считающие свой капитализм самым правильным, в конечном итоге заведут мир совсем не туда, куда следует. Но это станет очевидным не сейчас, не в данной локальной точке истории. Вблизи искривления не рассмотреть, если оно происходит в общем и целом в рамках рыночных законов.
Другое дело, когда отклонения наблюдают страны так называемого второго эшелона, в том числе Россия. Они вступили на путь капиталистического развития очень поздно, когда лидерами уже пройдена большая часть пути. Ориентируясь на капиталистическую практику развитых стран, аутсайдеры опять же способны разглядеть только то, что происходит здесь и сейчас. А здесь и сейчас Западная Европа и США, вставшие на путь капитализма, добились впечатляющих успехов во всех жизненно важных областях — экономике, социальной сфере, науке и культуре. Они как бы говорят догоняющим их странам: поступайте, как мы, и добьетесь не меньших успехов. Именно эта практическая сторона служит образцом для подражания. С теорией намного сложнее. В тех же США существует огромное множество конкурирующих друг с другом теорий капитализма. Какую выбрать в качестве ориентира другим странам, в том числе России, не всегда ясно. На поверку оказывается, что теоретическая мысль Америки отражает одну реальность, а практика движется в ином направлении. Только реальные достижения Запада, а не его научная мысль могут притягивать внимание правительства и народы отстающих стран.
Выбрав практику своим ориентиром и подкрепив ее теоретическими аргументами, позаимствованными из самых разных источников, российское правительство в начале 1990-х гг. круто изменило политический курс и стало двигаться в сторону Запада. Реформы Гайдара — яркий образец научной
эклектики и маньеризма (подражательства). Шоковая терапия, ввергнувшая российскую экономику в глубокий кризис, последовавшие за ним социальный и духовный кризис оценивались сторонниками ельцинского режима как результат непоследовательного применения рыночных реформ, а противниками — как свидетельство неправильности общего курса. В качестве образца сравнения выступали две крайности — советское прошлое, уже идеализированное, успевшее обрасти мифами и ностальгическими эмоциями, и западное настоящее, демонстрируемое Западной Европой и США. То и другое находилось на одинаково далеком расстоянии, а потому могло служить точкой отсчета для сравнительного анализа.
Но именно его, этого сравнительного анализа, и не получилось. В действительности происходила борьба двух политических элит, ориентированных одна на советское прошлое, другая на капиталистическое настоящее. Курс экономических реформ определили локальные воздействия — цены на нефть, отношения с США, обстоятельства по выплате государственного долга, политика Международного валютного фонда, очередные президентские или парламентские выборы, курс национальной валюты, война в Чечне, утечка капиталов, задолженность бюджетникам и многое другое. Именно такого рода события, а не стратегические цели, которые необходимо было твердо и последовательно достигать, в конечном итоге определили кривую движения общества по капиталистическому пути. Она казалась правильной с той точки зрения, что являлась объективно обусловленной, продиктованной обстоятельствами. Другого пути, как считали в Кремле те, кто выбирал и строил путь, при данных ресурсах и возможностях страны быть не могло. Иначе бы его выбрали.
Свобода, предоставленная отечественным СМИ, считалась верным признаком того, что страна движется по демократическому пути. Власти многократно пытались прессу прижать, заткнуть, задавить. Но в конечном итоге им это не удавалось. Кто или что им не позволило заглушить голос журналистов — другой вопрос. Но факт остается фактом: в начале XXI в. российские СМИ были самыми или одними из самых свободных в мире. К тому времени правительству не удалось достичь серьезных прорывов в экономической, социальной или научной сферах: экономика лежала на боку, народ недоедал, профессорам платили мало. Только журналисты могли позволить себе практически все.
Это был локальный успех на капиталистическом пути. Выступить в роли локомотива и вытащить за собой все общество он не мог. Искривленным являлось все общественное пространство, а успех не распространяется моментально по всей цепочке. Ньютоновский принцип дальнодействия не действует в социальной сфере.