Для студентов заочной формы обучения. 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
2. Предмет, структура и методы социологии.
3. Содержание социологии и ее взаимодействие с гуманитарными науками.
4. Значение социологии и ее роль в современных условиях.
5. Основные социологические парадигмы.
6. Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии.
7. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.
8. Социология марксизма.
9. «Понимающая» социология Макса Вебера.
10. Формирование и развитие социологии в России.
11. Интегральная социология Питирима Сорокина.
12. Основные школы и направления современной социологии.
13. Общество как социальная реальность и социокультурная система.
14. Социальная структура общества.
15. Социальная стратификация и социальная мобильность.
16. Социальные институты: структура и основные функции.
17. Типология социальных институтов.
18. Образование как социальный институт.
19. Гражданское общество и государство, социальный анализ их взаимодействия.
20. Семья как социальный институт.
21. Современное состояние российского общества и проблемы его социокультурного развития.
22. Социальные процессы: сущность, методология анализа.
23. Социально-этнические общности людей: содержание и общая характеристика.
24. Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза.
25. Личность как объект и субъект общественных отношений.
26. Понятие, формы и институты социализации личности.
27. Причины и социальная сущность девиантного поведения.
28. Преступность в России: причины, социальные последствия и пути профилактики.
29. Лидеры и лидерство в управлении.
30. Социальный конфликт и способы его разрешения.
31. Социологическое исследование: цели, этапы и виды.
7. Основная литература
1. Бердюкина О.Г., В. А. Глазырин, А. В. Грибанкин и др. ; отв. ред. В. А. ГлазыринСоциология : учебник для бакалавров М.,2012.
2. Волков Ю.Г. Социология: Учеб. для вузов. Издание 6-е. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
3. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для бакалавров М., Проспект, 2014.
5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.
6. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.
Дополнительная литература
1.Бразевич С.С.История социологии. Начальный этап развития социологии. История социальных учений: Учебное пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
2.Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 224 с.
3.Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. – СПб.: Авалон. Азбука-классика, 2006. – 253 с.
4.Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой. Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003.
5.Ксенофонтова Х.З. Социология управления. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2010. – 287 с.
6.Социология и психология управления. Монография /под ред. К.М.Оганяна. – СПб, СПбГИЭУ, 2010. - 257 с.
7.Социальные технологии управления обществом: региональный уровень /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2010.- 436 с.
8.Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006.
9.Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Преподавание дисциплины “Социология” является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Изучение дисциплины предполагает тесное взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинаров, самостоятельной работы. Преподавание строится на основе достижений отечественной и зарубежной социально-политической мысли, передовой вузовской педагогики, анализа социально-политических событий и процессов. Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних, средних специальных и высших учебных заведениях по таким дисциплинам как история отечества, обществоведение, философия, политология, культурология.
Из общего бюджета времени на лекции приходится около 40% учебного времени. Лекции проводятся по узловым вопросам курса, носят проблемный, методологический характер и знакомят слушателей с основными этапами и направлениями развития социологической мысли, социальной структурой и организацией российского и современного западного общества, социальными институтами и процессами, проблемами социологии управления.
В ходе подготовки и проведения семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по основным проблемам дисциплины. На семинарах студенты демонстрируют понимание социально-правовых норм социальной политики государства, учатся анализировать конкретные социальные явления в терминах социальной политики, осваивают технологии, методы и приемы обеспечения социальной безопасности личности.
Особое внимание при этом уделяется развитию у студентов умений и навыков, необходимых для постоянной практической деятельности в различных сферах жизнедеятельности, потребности творчески применять полученные знания при организации работы с различными категориями людей. На занятиях применяются активные формы и методы обучения, проводится опрос, тестирование, по итогам которых выставляются оценки, что помогает контролировать качество знаний.
Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с социологическими концепциями российских и зарубежных ученых, изучают тенденции развития современного российского общества, его социальных институтов и процессов, получают представление о методах эмпирических социологических исследований, исследуют специальные документы и дополнительную литературу по учебным темам, готовятся к докладам и ответам на вопросы для семинарских занятий.
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе семинарских занятий. Итоговый контроль проводится в виде зачета. К зачету допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.