Практические задания к теме 8
Тест №1
1.Что такое репрезентативность выборки социологического исследования?
а) это способность полученных данных правильно отражать состояние дел в генеральной совокупности, из которой сделана выборка и для изучения которой она предназначена;
б) это надёжность применяемых опросных листов (анкет), бланков и т.п. для получения требуемой информации;
в) вид социологической выборки, в которой отбираемые исследователем объекты представляют собой группы или гнёзда более мелких единиц;
г) вид выборки, формируемый на основе статистических сведений о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности.
2.Что такое в социологическом исследовании «выборочная совокупность»?
а) разность между средними значениями признака по выборке и по генеральной совокупности;
б) часть генеральной совокупности, подлежащая непосредственному исследованию;
в) совокупность, из которой непосредственно производится случайный отбор, возможно полный список элементов генеральной совокупности;
г) вид выборки, формируемый на основе статистических сведений о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности.
3. Что означает термин «выборка»?
а) Отбор объективной информации
б) Выбор методов исследования
в) Отбор респондентов
г) Выбор метода анализа данных
4.Программа социологического исследования выполняет три основные
функции. Отметьте ту функцию, которую она не выполняет:
а) теоретико-методологическую;
б) методическую;
в) организационную;
г) идеологическую.
Практические задания к теме 9
Тест №1
1Соотнесите типы интервьюирования и критерии их выделения:
1.по стратегии и технике проведения | А) индивидуальное, групповое, панельное, клиническое, фокусированное; |
2.по процедуре проведения | Б) свободное, стандартизированное, полустандартизированное. |
3.по типу опрашиваемых | В) с ответственным лицом, с экспертом, с рядовым респондентом |
2 Укажите самый распространенный метод социологии.
а) Анализ документов
б) Наблюдение
в) Опрос
г) Социальный эксперимент
3.Что в социологии означает понятие «контент-анализ»?
а) это совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала;
б) это вид анализа, направленный на извлечение социологической информации из больших массивов документов;
в) процедура присвоения наблюдаемым объектам некоторых символов и чисел, отражающих наличие или степень выраженности у них определённого качества;
г) письменный нормативный документ, содержащий правила проведения опроса методом анкетирования.
РАЗДЕЛ 5. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Текущий контроль
Примерная тематика докладов и рефератов (указана к каждому практическому занятию). См. раздел 3.
Варианты контрольных работ .
Вариант 1.
- Современные представления об объекте и предмете социологии.
- Понятие об обществе как системном образовании.
- Понятия «социальный статус», «социальная роль». Характеристики социальных ролей.
Вариант 2.
- Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.
- Происхождение понятия «культура». Функции культуры в обществе.
- Социологический опрос. Виды опросов.
Промежуточный контроль
Вопросы к зачету/ экзамену
- Зарождение и развитие социологии как самостоятельной науки.
- Позитивизм как направление социологии и его основные постулаты.
- Социологический проект О. Конта. Закон трех стадий. Учение о социальной статике и социальной динамике.
- Эволюционная концепция Г. Спенсера.
- Современные представления об объекте и предмете социологии.
- Структура социологического знания. Законы и функции социологии.
- Понятие об обществе как системном образовании.
- Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение.
- Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества.
- Современные концепции обществ. Типология обществ.
- Понятие социальной системы. Социальная система и ее структура.
- Социальные связи и типы социальных систем. Социальные связи и социетальная система.
- Социальная структура и социальная стратификация.
- Личность как системное качество индивида.
- Понятие «человек», «индивид» и «личность» в гуманитарных науках.
- Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.
- Сущность социализации. Агенты и институты социализации.
- Человек как субъект и объект социализации. Процессы ресоциализации и десоциализации.
- Понятия «социальный статус», «социальная роль». Характеристики социальных ролей.
- Определение понятия «социальная группа». Социально-психологические особенности малых групп.
- Первичные и вторичные группы. Изучение сплоченности малых групп.
- Понятие социальной общности. Виды социальных общностей.
- Происхождение понятия «культура».
- Функции культуры в обществе.
- Закономерности развития культуры.
- Основные элементы культуры.
- Типология культуры.
- Субкультура и контркультура. Причины и условия образования контркультуры.
- Социальные изменения: понятия и виды.
- Основные понятия теорий социальных изменений: социальный прогресс, социальная эволюция и социальная революция, реформа, социальный процесс.
- Разновидности социальных процессов.
- Сущность и виды прикладного социологического исследования.
- Структура прикладного социологического исследования как совокупность и определенная последовательность действий.
- Функции и критерии классификации прикладного социологического исследования.
- Исследовательские центры, лаборатории, группы.
- Социологический опрос. Виды опросов.
- Метод наблюдения и его виды.
- Метод социального эксперимента.
- Классификация экспертных опросов.
- Анализ документов. Контент-анализ.
- Качественные методы анализа социологической информации.
- Анализ социологических данных. Оформление результатов исследования.
Итоговый контроль
Вопросы к зачету/ экзамену.
- Зарождение и развитие социологии как самостоятельной науки. Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.
- Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).
- Особенности становления социологии в России. Основные направления русской социологической мысли.
- Социология как наука. Объект, предмет и методы социологии.
- Социологическая теория, ее структура и уровни.
- Функции социологической науки.
- Современные социологические теории.
- Понятие «общество» в истории социологической мысли.
- Основные понятия и принципы системного подхода к анализу общества.
- Понятие социальной системы. Социальная система и ее структура.
- Социальная структура и социальная стратификация.
- Социальные институты и социальные организации. Виды социальных институтов.
- Человек как биосоциальная система. Понятие личности.
- Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии.
- Виды и агенты социализации
- Социальный статус и социальная роль
- Общая характеристика социальных общностей и групп
- Социальные группы. Типология социальных групп.
- Социально-психологические особенности малых групп.
- Массовые общности.
- Социальные движения.
- Происхождение понятия «культура».
- Основные элементы культуры.
- Взаимодействие культур.
- Виды культуры и ее функции.
- Культурное разнообразие и культурная динамика
- Понятие девиации в социологии. Общая характеристика социальных отклонений.
- Делинквентное и криминальное поведение.
- Социальные эффекты девиации. Социологические теории девиации.
- Социальный контроль и санкции.
- Основные виды и формы социальных изменений.
- Классические теории социальных изменений.
- Источники и механизмы социальных изменений.
- Основные понятия теорий социальных изменений: социальный прогресс, социальная эволюция и социальная революция, реформа, социальный процесс, социальное изменение, социальное развитие, социальная стабильность.
- Разновидности социальных процессов. Функционирование, рост, прогресс и регресс как социальные процессы.
- Понятие социологического исследования.
- Основные этапы социологического исследования
- Программа социологического исследования, ее функции и требования к программе.
- Структура программы: методологически, методико-инструментальный и итоговый разделы.
- Генеральная и выборочная совокупность. Основные разновидности выборки.
- Классификация методов сбора данных. Количественные и качественные методы, их соотношение.
- Разновидности опросов: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос.
- Метод наблюдения и его разновидности.
- Анализ документов. Метод контент-анализа. Социальный эксперимент.
- Процедуры обработки, анализ и интерпретация полученных данных.