Учебно-методическое пособие
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра управления персоналом
СОЦИОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для всех направлений и систем обучения
Рекомендовано учебно-методической комиссией по социологии учебно-методического объединения при Минобразования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов
Санкт-Петербург
Учебно-методическое пособие по курсу «Социология» для студентов всех направлений и форм обучения СПбУУиЭ
Печатается по решению кафедры «Управление персоналом» Института гуманитарных и социальных наук СПбУУиЭ.
Предлагаемое пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Социология» и предназначено для студентов всех направлений и форм обучения СПб УУиЭ.
Оно включает в себя рабочую программу, методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе, перечень вопросов к зачету, тематику контрольных работ для заочников. Пособие содержит примерные тесты по изучаемым темам и другие рекомендации.
Рецензенты: к.с.н., доцент Снисаренко С.О. (СПб УУиЭ),
к.ф.н.,доцент Микляев В.А. (СПб УУ и Э),к.и.н.,доцент Слюсарь Э.В(СПБ университет гражданской авиации)
Составитель: к.ф.н.,доцент Абызов А.Г.
1. Цели и задачи дисциплины:
Основной целью преподавания дисциплины «Социология» является: рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с широкой картиной исторического развития; показать структуру и содержание предмета социологии, особенности современного теоретического, эмпирического и прикладного социологического знания, специфику социологической теории и определить возможные перспективы научного поиска.
Задачи дисциплины:
· проанализировать основные этапы развития социологической науки, показать отличие (специфику) социологии от других гуманитарных дисциплин: экономической теории, истории, политологии, философии и т.д.;
· раскрыть специфику объекта и предмета социологии, ее методологии и методики, место и роль социальных отношений в обществе;
· провести анализ общества как социокультурной системы, его структуры и функций, статусных и ролевых отношений;
· изучить механизмы взаимосвязи и взаимодействия между социальными институтами, разнообразными социальными общностями и группами;
· сосредоточить внимание на проблеме соотношения личности (человека) и общества, ценностных и нормативных аспектов социальных структур, явлений и процессов.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Б.1. Базовая часть. После изучения данной дисциплины студент должен знать современную социальную структуру общества, его социальные институты, отношения и организации. Компетенция студента проявляется через умение анализировать основные проблемы стратификации российского общества, выявлять причины бедности и неравенства, характер взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; пользоваться методами и методиками социологического исследования; использовать навыки и социальные технологии в процессе социального взаимодействия и общения с людьми. Изучается после дисциплин базовой части: «Истории», «Философии».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; ОК-3; ОК-8; ОК-9; ОК-17; ОК-18; ОК-19; ПК-1; ПК-5; ПК-6; ПК-13; ПК-22; ПК-23.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;
· типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социального взаимодействия и факторы социального развития;
· социальную структуру общества и ее эволюцию в России;
· типы и структуры социальных институтов и организаций;
· культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации;
· особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности.
Уметь:
· анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновение и развитие классов, социальных групп и слоев общества, причины бедности и неравенства, взаимоотношения социальных групп, общностей, этносов;
· применять полученные социологические знания для анализа социально-политических и социально-экономических процессов в России и мире;
· пользоваться методами и методиками социологического исследования, применимыми в изучении персонала, в системе социального управления и менеджмента;
· использовать навыки и социальные технологии в процессе социального взаимодействия и общения с людьми.
Владеть:
· навыками проведения конкретных социологических исследований;
· социальными технологиями управленческого воздействия на личность и коллектив;
· методиками анализа социальных процессов, происходящих в обществе, его социальных институтах и общностях.
Содержание тем дисциплины