Социология личности: предмет и основные теоретические подходы
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: `человек`, `индивид`, `индивидуальность`, `личность`. Чаще всего эти слова употребл.как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его `первокирпичик` (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (надприродной, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на соц. начале. В псих-гии личность- единство всех психич процессов отд чел-ка. В соц-и: л-носитель обществ отн-ний. Концепции личности: Пиаже(лич- духовно-интеллект-ое существо), Фрейд(лич- психофизиологич сущ-во), Кант(лич- нравственное сущ-во). Методологич основа изуч личности- деятельностно-ценностный подход. Его осн положения: соц вз/д.
3 вида деят-ти(для себя, для др, игра), 2 класса стимулов деят-ти(потр и ценности), гл ценность- соц значимость(это способность чел-ка оказывать влияние на ход делв общ-ве). Осн личностные типы: эгодеятель (животного типа, наивный, задумавшийся), служитель (наивный, усомнившийся, разочаровавшийся), чел-к игрового типа.
В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки;
2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок в/д. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:
- с точки зрения ее структуры;
- с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
Основные характеристики личности: 1Социализация/ ресоциализация 2Жизненные кризисы 3Социальный статус
Конц-ции соц проблем.
Социология сц. Проблем. Объект – отдельные стороны о-но сущ. явлений. Компоненты о-та сц с/п: 1) соц усл, оказывающие негативн возд-е на жизненную сит-ю отд гр. 2)вз/д соц. усл. и групп 3)ф-ы реакций соц гр и общ-ва не неблагоприятные усл. Предмет: 1.теор и эмпир изуч с/п 2. подготовка предл по а) их реш или вмешат-ву в их естеств ход, б) по осущ-ю превентивных мер, 3. разраб м-дов реш с/п. Концепция - это прототеория, зародыш теории, ограниченная сов-ть высказ-ний, суждений о природе соц. явления, его кач своеобр-ии, его происх-и, изм-и и его уп соотв-но рассм. различ. взгляды соц-гов на соц проблемы. Три онтологических представления о социальных проблемах: Объективный подход – СП существуют независимо от воли о сознания инд-дов и групп, т.е. их последствия всегда реальны и действенны, независимо от степени их осознания; Субъективное представл-е – СП – это явления, кот. опр-ся как негативные, проблемы сущ. только в сознании людей. Диалектическое представл-е – СП включают о-ные и с-ные компоненты во вз\д-ии. 9 кон-ий соц проблем. Одна не социологическая (социальная проблема объясняется несоциальными факторами) – Конц-я социальной патологии (Самнер и Смолл) – соц. проблемы создают дефективные по своей природе народы, нации, индивиды. Именно эти несоц. факторы и делают об-во нездоровым. ( # в начале 20 века в США были ограничены въезд инородцев). Эта концепция ненаучна. В рамках остальных кон-ий – соц. проблемы основ. на действ. или бездейств. людей. т.е соц. проблемы социальны по происхождению, по идентификации и возможностям их реш-я. 1)Кон-я соц. дезорганизации ( Томас и Знанецкий). сущ-е в обще-ве проблем, связ с серьезн переменами в повед-и и созн-и соц групп и общ-ей. Эти перемены обусл. переменами в образе жизни соотв групп и общностей в рез-те перехода от одной ценностно-нормативной с-ме к др. Нек. соц группы начинают привносить новые соц правила, что приводит к противоречию систем. (# культурный конфликт как противоречие м\у нормами этн б-ва и мен-в.) 2. Концепция откл поведения (Дюркгейм и Мертон) СП возникают в результате откл. индивидов и групп от принятых стандартов поведения в рез-те утраты соц нормами своей обязательности. Вторая версия-причина соц проблем - противоречие м/у целями д-ти и способами их дост-я. 3.Символич. интеракционизма (Блумер) – соц. проблемы рассм. с т.зр. того, как индивиды или группы опред. те\иные обществ. ситуации. Если группа опред. ее как проблемную, то она существует, а иначе не существует. 4. Феноменолог-ая социология. (Шюц, Бергер) Также не важны о-ные условия, важны переживания. Интеракционисты акц. внимание на рац. восприятии, а феноменологи на чувственно-эмоц, предшествующем рац-му. Соотв-но соц-я д. ис. с/п, делая акцент на анализе жизненного мира индивида, мира чувствований и переживаний. 5. Функционализма (Мертон, Парсонс). По Мертону функция – последствия и результаты чел. д-ти. Эуфункция – способств стабильности соц.ин-тов, поддерж-ю порядка в соц.с-ме, предсказуемости людей. Дисфункции – нарушают порядок. СП возникают, когда накапливаются ДФ. 6. Конфиликтологическая ( Дарендорф и Козер) СП. возн. в рез-те диспропорций в распр-и общ. бог-ва и соц.диф-ции Способ решения – соц. реформы. 7. Радикального конфликта, марксистская (Маркс, Энгельс) СП существуют о-но, возникают с необходимостью и м.б. разрешены в борьбе социальных групп. Способ решения – социальные революции. 7. Конструкивистская Китсъюс и Спектр. СП – феномен коллективного сознания, объективных основании у них нет. Критикуют всех предыдущ. – сами по себе условия жизни не м.б. непоср причиной СП. Источ. СП колл-ные д-я, в основе кот. лежит неудовл. соц. групп условиями св. сущ. СП прояв., когда группа нач. выдвигать треб-я по пов. изм обстоят-в своей ж\д-ти и деят-ти.