Понятие и категории города
Определения города могут быть самыми разными по своему характеру. Общее для них одно: город представляет собой замкнутое поселение, населенный пункт, а не одно или несколько отдельно расположенных жилищ. В городах (впрочем, не только в них) дома тесно — а сегодня, как правило, стена к стене, — примыкают друг к другу. Обычно под словом «город» имеют в виду, кроме названного, еще селение. Сам по себе этот признак нельзя считать неточным. С социологической точки зрения он характеризует город как населенный пункт, следовательно, поселе ние в тесно соприкасающихся друг с другом домах, которое настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом. При таком определении городами можно было бы считать лишь достаточно большие поселения; а при какой величине поселения этот признак можно считать определяющим, зависело бы от общих кул ь-турных условий.
В прошлом города, имевшие правовой характер, далеко не всегда обладали этим признаком. Так, в современной России есть «деревни» со многими тысячами жителей, которые значительно больше иных старых «городов» (например, в Польше и Восточной Германии), население которых едва составляет несколько сот человек. Величина как таковая не может быть решающей в определении города. С экономической точки зрения город можно определить как поселение, жители которого преимущественно занимаются не сельским хозяйством, а ремеслами и торговлей. Однако все их называть «городами» нецелесообразно.
«Городом» нельзя назвать родовое поместье (вотчину) князя — замкнутое натуральное домашнее хозяйство (йокос) — хотя бы и насчитывающее значительное число ремесленников и мелких торговцев. Правда, исторически очень многие города возникли именно из таких поселений.
Другим признаком города служит «рынок», означающий регулярный товарообмен внутри поселения, доставляющий существенную часть городского бюджета и удовлетворяющий потребности горожан. Однако не всякое место, где есть «рынок», становится «городом». Сезонные ярмарки и многолюдные базары, на которые отовсюду съезжались торговцы, крестьяне и ремесленники, происходили вовсе не в городах, а в крупных селах.
О «городе» в экономическом смысле можно говорить л ишь там, где местное население удовлетворяет существенную часть своих потребностей на местном рынке, причем продуктами, произведенными опять же местным населением либо жителями ближайших деревень. В таком случае каждый город произошел от рынка. Его экономическим центром выступает местный
рынок, на котором городские ремесленники, не выращивающие урожай, обменивают свои изделия на продукты питания, а сельчане, не изготовляющие типично городских изделий, обменивают их на сельхозпродукцию, выращенную и переработанную у себя в хозяйстве. Те и другие, встретившись на рыночной площади, обменивают то, что имеют, на то, чего у них нет, и благодаря тому удовлетворяют разнообразные потребности.
Таким образом, город — несельское поселение крупных размеров — выступает центром и административной власти (вотчина князя), и экономических отношений (рыночный обмен).
Полнокровное развитие городского рынка происходит в дальнейшем под покровительством вотчинника или князя, которые осуществляют над ним свой патронат, окружают его своей защитой и привилегиями. Они заинтересованы в постоянном притоке заморских товаров и ремесленных изделий, а также в пошлинах, различных платежах за предоставляемую защиту, сборах, процессуальных платежах, связанных с рынком, наконец, в существовании городских жителей, способных платить подати и нести всевозможные повинности.
Города возникают также на пересечении торговых и морских путей — как удобный перевалочный пункт, а потому никак не прикреплены к землям того или иного феодала.
К типу княжеского города, т.е. такого, доходы жителей которого прямо или косвенно зависят от покупательной способности княжеских или других крупных хозяйств, относятся те города, где покупательная способность других крупных потребителей, т.е. получателей ренты, в решающей степени определяет шансы на прибыль местных ремесленников и купцов. Эти крупные потребители могут быть: 1) должностными лицами, обладающими законными или незаконными доходами, или 2) вотчинниками и носителями политической власти, расходующими ренту с внегородских земель или иные, обусловленные их политическим положением доходы. В обоих случаях такой город очень близок к типу княжеского города; он базируется на патримониальных и политических доходах как основе покупательной способности крупных потребителей (примером чиновничьего города может служить Пекин, вотчинного города — Москва до отмены крепостного права).
Крупные потребители могут быть также получателями ренты, они проживают в городе доход со своих деловых предприятий, а в наше время — проценты с ценных бумаг, дивиденды или тантьемы. Тогда покупательная способность обусловлена главным образом денежно-хозяйственными источниками ренты или основана на пенсиях или иных государственных рентах. В этих и подобных случаях город является городом потребителей, ибо его тип и характер определяют люди, которые не зарабатывают, а тратят деньги, приобретенные где-то еще, вне этого поселения.
Противоположен ему город производителей, процветание которого зависит не от тех, кто потребляет и тратит, а от тех, кто зарабатывает и производит. В них множество фабрик, мануфактур и предприятий домашней промышленности, отправляющих свои товары вдругие области. Таков современный тип города. К данному типу относятся более ранние ремесленные города-мастерские, экспортировавшие товары за пределы города. Таков азиатский, античный и средневековый город.
Городу потребителей противоположен как промышленный, так и торговый город, процветание которого базируется на способности крупных потре-
бителей либо выгодно продавать в розницу на местном рынке иногородние товары (средневековые торговцы сукном), либо (как ганзейские купцы) прибыльно сбывать товары местных производителей за пределами своего города, либо, наконец, приобретать иногородние товары и вывозить их, используя территорию данного города как перевалочную базу (центры посреднической торговли). Или, что очень часто бывает, образуется комбинация всего этого: commenda (объединение морских торговцев) и societas maris (морское товарищество) Средиземноморья большей частью означает, что tractator (разъезжающий по разным местам купец) на деньги, полностью или частично предоставленные ему местным капиталистом, закупает производимые в его городе или купленные на городском рынке товары и везет их в Левант (часто финансировалась вся его поездка). Там он продает их, а затем, закупив на вырученные деньги восточные товары, привозит на рынок своего города. Барыши он делит с владельцем капитала в соответствии с условиями договора.
Покупательная способность и налогоплатежностьторгового города, как и города производителей, в отличие от города потребителей, основывается на местных промышленных предприятиях. К торговым предприятиям примыкают предприятия по экспедиции, транспорту, а также многочисленные второстепенные крупные и мелкие отрасли дохода. Однако прибыль, конституирующая эти предприятия, может быть получена лишь посредством сбыта на местном рынке; в иногородней же торговле, напротив, в значительной или большей степени вне его. Таковы современные Лондон, Париж и Берлин, которые являются центрами национальных или интернациональных кредиторов. Сегодня преобладающая часть доходов предприятий уходит вообще в другие регионы, за пределы предприятия, которое их производит. С другой стороны, все большая часть этих доходов потребляется их обладателями не в больших городах, где находятся их деловые центры, а вне их, в виллах предместий, еще чаще на курортах, в отелях международного класса и т.д. В связи с этим возникают состоящие только или почти только из деловых фирм «города-сити» или отдельные регионы города.
Отношение городов к сельскому хозяйству отнюдь не было однозначным. Существовали и существуют города сельскохозяйственного типа («Ackerbur-gerstadte»), которые, будучи местонахождением торговли и типичного городского ремесла, очень далеки от деревень, однако широкий слой их жителей удовлетворяет свою потребность в продуктах питания тем, что производит их в собственном хозяйстве, а излишек даже сбывает на рынке. Обычно жители городов обладают тем меньшим земельным участком, чем больше город, и такой участок не может производить достаточное количество продуктов питания, чтобы удовлетворить их потребности; большей частью они также не располагают, в отличие от деревень, и значительным правом пользования пастбищем и лесом.
Особенно часто сельхозвладения принадлежали городским корпорациям. Так было и в античности, и в средние века. Земельная собственность в средневековых и античных городах-государствах находилась в руках городской знати.
Отношение города как средоточия промышленности и торговли к селу как поставщику продуктов питания составляет лишь часть явления, которое называют «городским хозяйством», противопоставляя ему, с одной стороны.
«индивидуальное хозяйство», с другой — «народное хозяйство», которые выступают историческими ступенями развития городского хозяйства.
Совместное проживание в одном месте торговцев и ремесленников, а также регулярное удовлетворение их повседневных потребностей через рынок само по себе еще не образует понятия «город». В подобных случаях уместнее говорить о поселениях ремесленников и торговцев или «рыночном местечке», но не о «городе». То, что город является не только скоплением жилищ, но и хозяйственной корпорацией с собственным земельным владением, с приходно-расходными операциями, также еще не составляет его отличия от деревни, которой при всем качественном различии присущи те же свойства. И наконец, решающим признаком города не может считаться и то, что он, по крайней мере в прошлом, был не только хозяйственной корпорацией, но и корпорацией, регулирующей хозяйственные операции. Ведь и в деревне существует принудительный севооборот, регулированное пользование пастбищами, запрет вывоза леса и соломы, а также ряд других хозяйственных установлений: следовательно, существует хозяйственная политика дере венского союза как таковая.
В античные и средневековые времена европейские города могли возникать так же, как место дислокации военного гарнизона, а сами они — выглядеть как неприступная крепость. Правда, сегодня этот признак утратил свое значение.
Но и в прошлом он существовал не везде; так, например, он отсутствует в Японии, в связи с чем понятно сомнение Ратгена в том, что в Японии вообще существовали «города». Наоборот, в Китае каждый город был опоясан большими стенами. Но и там многие сельские поселения не были городами, так как не являлись местопребыванием государственной администрации. В Древней Греции, наоборот, Спарта блистала отсутствием стен, однако признак города как «места гарнизона» вполне подходил к ней: являясь постоянным открытым военным лагерем спартиатов, она отказывалась от стен. И если все еще, спорят о том, как долго Афины оставались без стен, то все же в виде акрополя они имели скалистую крепость, какую, за исключением Спарты, имели вероятно все эллинские города. Таким образом, понятию восточного, античного и средневекового города присущи крепость или стены.
Город был ни единственной, ни древнейшей крепостью. В спорных пограничных местностях или же при постоянных военных столкновениях укреплялась каждая деревня. Так, славянские поселения, национальной формой которых уже очень давно является одноуличная деревня, в районах Эльбы и Одера приняли форму окруженного частоколом круга с одним только запирающимся входом, через который скот на ночь сгонялся в середину. В израильских поселениях Восточной Иордании так же, как и в Германии, были распространены окруженные валом укрепления, где спасались безоружные жители и куда загонялся скот. В Англии каждому графству принадлежал «бург» (borough), по которому оно получало свое имя, причем несение сторожевой и гарнизонной службы как наиболее ранняя специфически «городская» повинность было обязанностью владельца определенных земельных наделов. В таком случае эти бурги в обычное время не были совершенно пусты и имели вознаграждаемую платой или землей стражу (или дружинников) в качестве постоянного гарнизона.
Исторически, однако, важнейшими предшественниками городской крепости были не огороженные деревни или случайные укрепления, а господ-
ский бург, крепость, где жил сеньор и его семья с подчиненными ему слугами или составлявшими его дружину воинами с их семьями и челядью.
Военное строительство бургов несомненно старше военной колесницы и старше применения для военных целей лошадей. Как в Древнем Китае времен классических песен, в Индии Вед, в Египте и Месопотамии, в Ханаане, в Израиле времен песни Деборы, в Греции во времена гомеровского эпоса. у этрусков, кельтов и ирландцев было известно применение на войне колесниц, определившее развитие военного искусства рыцарских и королевских войск, так были повсеместно распространено и строительство бургов, и наличие при них владений знатных лиц. Древнеегипетские источники говорят о крепостях и управляющих ими, и можно считать достоверным, что крепостей было столько же, сколько мелких властителей. В Месопотамии, судя по древнейшим источникам, развитию территориальных царств предшествовала оседлая в крепостях княжеская власть, так же как в Западной Индии во времена Вед, в Иране, вероятно, во времена древнейших Гат, во время политически распада в Северной Индии на Ганге; так, по-видимому, обстояло дело повсюду: владетель такой крепости — старый кшатрий, которого источники изображают как своеобразную фигуру между царем и знатью — он, очевидно, соответствовал князю. В эпоху принятия христианства такие князья существовали в России, как во времена династии Тутмоса — в Сирии или в Израиле в эпоху его союзного строя; также древнекитайская литература заставляет предполагать это с достаточной степенью достоверности. Эллинские и малоазиатские морские бурги существовали, наверное, повсеместно, где возникала опасность пиратских нападений. Возникновение критских невооруженных дворов на месте бургов было результатом времени особенно глубокого спокойствия. Такие крепости были некогда крепостями знатных родов. Развитие господства политической и самостоятельной знати в Средневековье начинается в Италии развитием castelli (замков), а развитие самостоятельности вассалов в Северной Европе сопровождается массовой постройкой ими бургов. Владение бургом обозначало военное господство над округом, и вопрос заключался лишь в том, кто им владел, единолично ли господин бурга или конфедерация рыцарей, или другой какой-либо владелец, который мог положиться на надежность сидящего в бурге своего вассала, министериала или военачальника.
В Англии времен англосаксов существовало право иметь в «бурге» «haw», т.е. укрепленный дом, право, предоставлявшееся путем привилегии только определенным землевладельцам в округе, так же как в античной и средневековой Италии городской дом знатного человека стоял рядом с его сельским бургом. Все население, территориально связанное с бургом, обязано было выполнять определенные военные повинности, например участвовать в постройке и починке стен, нести сторожевую службу и защищать бург. Поскольку гражданин участвовал в оборонительной организации города, постольку он являлся членом своего сословия.
Не каждый «город» в экономическом смысле и не каждая крепость, где действовало особое административно-политическое право жителей, были «общиной». Городская община в полном смысле этого слова, как массовое явление, известна лишь Западу и лишь отчасти Передней Азии (Сирии, Финикии, может быть, Месопотамии). Ибо для этого были необходимы поселения с достаточно сильно выраженным торгово-промышленным харак-
тером при наличии следующих признаков: 1) укрепления, 2) рынка, 3) собственного суда и, по крайней мере частично, собственного права, 4) характера корпоративности и связанной с этим, 5) по крайней мере частично, автономии или автокефалии, т.е. управления при помощи аппарата, в создании которого так или иначе участвовали горожане. Такие права в прошлом обычно выливались в форму сословных привилегий. Носителем их являлось особое сословие горожан (граждан), являвшееся таким образом характерной особенностью города в политическом отношении. В полном объеме указанными признаками «городских общин» обладали далеко не все города средневекового Запада и лишь очень незначительная часть в XVIII в. Что касается городов Азии, то они, за единичными исключениями, не были «городскими общинами». Рынки все же были там повсюду, и крепостями они также являлись. Китайские крупные промышленные и торговые центры, в противоположность японским, были все укреплены, мелкие — большей частью также. То же надлежит заметить и про египетские, переднеазиатские и индийские центры торговли и промышленности.
Китайский городской житель в правовом отношении был связан со своим родом, а через него со своим родным селом, в котором находился храм его предков и с которым он старательно поддерживал тесное единение, также как и находящийся на отхожих промыслах в городе русский сельский житель оставался в правовом отношении «крестьянином». Городской житель Индии, кроме того, был членом своей касты. Обычно городские жители были членами и местных профессиональных союзов, гильдий и цехов специфически городского происхождения. Наконец, они принадлежали в качестве членов и к мелким административным делениям городского управления: частям города или кварталам, на которые делился город и в которых они имели определенные обязанности, а иногда и права. Такая часть города или квартал могли нести коллективную ответственность за поддержание общественной безопасности или исполнение других полицейских мер. На этом основании городские кварталы могли объединяться в общины с выборной администрацией или наследственными старейшинами, как, например, в Японии, где над квартальными объединениями с их самоуправлением стояли, в качестве высшей инстанции, один или несколько органов гражданского управления. Городского гражданского права в античном или средневековом смысле не существовало, и корпоративный характер города как такового был неизвестен. Город как целое был самостоятельным округом административного управления. Сельская община Индии и русский «мир» имели весьма широкие правомочия, которые они и проявляли фактически почти автономно до самого последнего времени: в России — до бюрократизации при Александре III.
В азиатском городе, как в постоянном местопребывании высшей администрации или правителя страны, не было ничего подобного, так как он находился непосредственно под надзором его личной охраны. Город был крепостью правителя и управлялся поэтому его должностными лицами (в Израиле — sarim) и офицерами, обладавшими также и судебной властью. В Израиле в царский период можно легко проследить дуализм чиновников и старейшин. В бюрократическом государстве побеждал всегда королевский чиновник. Конечно, он был не всемогущ и нередко должен был считаться в значительной мере с настроением населения. Китайский чиновник был обычно совершенно бессилен перед местными корпорациями, родами и профессиональными
союзами и при серьезном и общем противостоянии терял свою должность. Обструкции, бойкот, закрытие лавок и забастовки ремесленников и торговцев в случаях конкретного притеснения были обычным явлением и ограничивали власть чиновников. Но границы ее были совершенно неопределенного характера. С другой стороны, в Китае и в Индии мы встречаем определенные компетенции гильдий или других профессиональных союзов или же, по крайней мере, фактическую необходимость для чиновников входить с ними в соглашения. Как правило, объединений с представительством от горожан как таковых не встречается; даже самого понятия об этом не существует. Прежде всего, отсутствуют специфические особенности горожан, как сословия. Ничего не наблюдается в этом отношении в Китае, Японии и Индии, и имеются лишь намеки в Передней Азии. В Японии разделение на сословия было чисто феодальным: конным (самураи) и пешим (кази) министериалам противопоставлялись крестьяне (но) и частично объединенные в профессиональные союзы купцы и ремесленники. Но понятия «совокупность горожан» не существовало, как и понятия «городской общины».
Сокращено и адаптировано по источникам: Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. М., 2001. С. 335-360; Вебер М. Город/Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 309-440.
А.И. Шингарев1 Вымирающая деревня
ИСТОРИЯ СЕЛЕНИЯ. КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИТЕЛЕЙ. ГРАМОТНОСТЬ
Село Ново-Животинное с деревней Моховаткой лежат в 23—25 верстах от г. Воронежа. Ближайшим торговым центром и железнодорожной станцией является для них г. Воронеж, почему оба они имеют в настоящее время некоторые черты, свойственные пригородным селениям.
В настоящее время оба поселения очень невелики: в Ново-Животинном по переписи 1897 г. значится 96 дворов с населением 664 человека, а в Мо-ховатке — 65 дворов с 399 жителями. Оба они лежат на ровной, слегка покатой плоскости левого берега р. Дона; она представляет собою пески, в окружности поселения обрабатываемые под посевы, а в 1 — 1,5 верстах к востоку покрытые обширным владельческим лесом.
1 Шингарев Андрей Иванович (1869—1918) — земский статистик, видный общественный деятель в дореволюционной России.
В самом селе и прилежащей деревне нет ни больших торговых заведений, ни постоялых дворов, трактиров и пр. Существуют лишь две мелочные лавочки с крайне незначительным запасом товаров и копеечным оборотом. Единственное промышленное предприятие, кроме таких лавочек, если не считать трех ветряных мельниц, принадлежащих крестьянам Ново-Животин-ного, — крупорушка, приводимая в действие керосиновым двигателем. Одним из самых основных факторов в экономической жизни обоих поселений является крупная экономия, расположенная с ними в непосредственном соседстве; заработки, аренда земли, возможность получать солому для корма скота и пр. — все это ставит крестьян в самую близкую связь и зависимость от этой экономии. На экономической земле построена и содержится на средства экономии и школа в Ново-Животинном. Школа существует давно, а здание ее, выстроенное вновь десятка полтора лет тому назад, весьма просторно, светло и удобно.
Культурный уровень населения не отличается ничем от окружающих сел и деревень; такое же ужасающее невежество, непонимание и незнание почти всего, что выходит из тесного кругозора земледельческой жизни, масса предрассудков и суеверий, живущих с незапамятных времен. Несмотря на то, что школа в Ново-Животинном существует уже десятка два с половиною лет, все еще грамотных весьма немного. Так, в Животинном всего 43 грамотных мужчины, 4 —женщины, полуграмотных 12 мужчин и 2 женщины; в Мохо-ватке же грамотных мужчин 21 человек, полуграмотных — 4, женщины грамотной или полуграмотной нет ни одной. Сопоставляя эти цифры с имеющимися данными о составе населения, получим следующее: в Ново-Животинном мужчин от 10 до 60 лет насчитывается 198 человек, среди которых 74 человека, т.е. 32,7%, грамотные и полуграмотные; женщин от 10 до 60 лет — 211 человек, из них 6, то есть 2%, грамотны и полуграмотны. В Мо-ховатке мужчин от 10 до 60 лет 156 человек, из них грамотных и полуграмотных 25 человек, т.е. 16%, женщин от 10 до 60 лет 168 человек, грамотных и полуграмотных нет.
Таким образом, в Ново-Животинном лишь немногим менее '/3 всего взрослого мужского населения едва знает грамоту, а среди женщин в десять с лишком раз меньше грамотных, чем среди мужчин. В Моховатке же, отстоящей от школы в 1,5 верстах, грамотных среди мужчин всего только 16%, а из женщин ни одна не знает грамоты. Параллельные данные получаются и относительно учащихся. В Ново-Животинном в 1900/1901 учебном году училось в школе 14 мальчиков и 6 девочек. Для мальчиков это составляло 41,2% всего числа их, достигших школьного возраста, для девочек — 17,1%, в Моховатке в том же году в школе учились лишь трое мальчиков, т.е. 10,3% всех школьного возраста2, и ни одной девочки. Следовательно, и в настоящее время в Животинном посещают школу меньше половины всех мальчиков и меньше '/5 всех девочек. В Моховатке 3 школьника на всю деревню являются в своем роде исключением среди поголовного отсутствия детей в школе. А между тем большое и просторное школьное здание может свободно вместить всех детей школьного возраста Животинного и Моховатки,т.е. до 100 и больше человек; в школе имеется даже отдельная комната для ночлега детей, построенная именно ввиду отдаленности от школы д. Моховатки.
2 Считая школьный возраст 7—13 лет.
Сравнительно с первоначальным земским подворным исследованием села за 1884 г. число грамотных значительно возросло: в Ново-Животинном их было всего 35 человек, а в Моховатке 4 человека мужчин, женщин грамотных вовсе не было (Сборник статистических сведений по Воронежской губернии, том I. Воронежский уезд, 1884 г.)- К настоящему времени в Ново-Животинном вдвое больше грамотных, а в Моховатке почти вчетверо. Их больше не только абсолютно, ной в процентном отношении: так, в 1884 г. грамотные мужчины составляли всего 15% всех, а теперь 20%, в Моховатке прежде их было только 2,4%, а в настоящее время 8,5%. Школа функционировала слабо, хотя в ней учатся дети и из соседних деревень. Всего в 1900/1901 г. было 33 человека учащихся, из которых 26 было мальчиков и 7 девочек. В Ново-Животинном грамотных в возрасте от 14 до 17 лет 5 мальчиков; по отношению к имеющемуся населению этого возраста это составит всего 25,0%, а теперь в возрасте от 7 до 13 лет учится 41,2% всех мальчиков; в возрасте от 18 до 60 лет грамотных мужчин 56, что дает населению этого возраста 43,4%. Объясняя некоторое повышение процента грамотных среди взрослого населения внешкольным образованием (дома, на службе, во время промыслов и работы в городах), мы все-таки имеем значительное уменьшение грамотности.
Что за причина такого грустного явления, предположить нетрудно. Насколько можно догадываться, одним из главных факторов в этом отношении являются плохие экономические условия населения, бедность, а во многих случаях и вопиющая нужда. Правда, что незначительное число учащихся девочек объясняется, как и во многих других местах, еще старым, отживающим взглядом крестьян, что девочку отдавать в науку незачем (такой взгляд. впрочем, свойствен не одним только крестьянам). В Моховатке этот взгляд держится прочно, и нет ни одной грамотной женщины. Необходимость с самого раннего возраста отдавать детей внаймы, недостаток теплого платья и обуви для детей зимой и невозможность приобрести детям кое-какие учебные пособия — вот, по словам крестьян и местного учительского персонала, главные причины малолюдства школы.
Понятно, что и влияние школы на культурный уровень населения при этих условиях не могло сказаться резко, а всесильный гнет нужды являлся здесь более могучим хозяином и учителем, лишая значительную часть подрастающего поколения возможности хоть как-нибудь пополнить свое образование. Этот основной фактор в исследуемых селениях проходит красной нитью во всех проявлениях их жизни.