Каноническое пространство

К разновидностям культурного пространства можно отнести религиозное пространство, где выделяется особый вид —каноническоепространство. Кано­ническое — это то, что, во-первых, имеет отношение к священным канонам церкви, а во-вторых, устроено в соответствии с ними (является «каноничным»). В данном случае оно совпадает с понятием конфессионального пространства — исторически закрепившейся за данной ветвью христианства, в частности пра­вославия, территории, на которой проживает большинство сторонников данной конфессии, соблюдают все ее церковные обряды и традиции, иденти­фицируют себя именно с ней и готовы защищать ее «идеологическую неприкос-

Подробнее о концепции социального пространства у Зиммсля см.: Филиппов А.Ф. Социология про­странства: общий замысел и классическая разработка проблемы. — http://www.ruthenia.ru/logos/ number/2000_2/Q9.html.

новенность». Каноническая территория не совпадает с государственной, а по­тому не имеет юридического основания. Хотя распространено представление о канонах в значении церковных законов, т.е. элемента церковного права, кано­нической территорией нельзя назвать территорию, которая оформлена законо­дательным образом, конституирована в церковном праве и вторжение на кото­рую другого субъекта церковного права могло бы рассматриваться аналогично вторжению одного субъекта международного права на территорию другого, т.е. как агрессия. Каноническое пространство, как и любой другой вид культурно­го пространства (если это не оговорено соответствующими законодательными документами), по определению является конвенциональным —таким образо­ванием, о структуре, содержании и грани­цах которого люди договариваются меж­ду собой при встрече, не оформляя ее ито­ги документально, либо соблюдают, каноническое пространство - student2.ru опираясь на когда-то сложившиеся тра­диции и обычаи. Каноническая территория — это не только вероучительная территория данной конфессии, на которой проживает ее паства, но также территория, на которой субъект церковной власти обладает всей полнотой принадлежащих ему полномо­чий. Здесь он может беспрепятственно осуществлять свой религиозный долг, а полномочия любого другого субъекта церковной власти недействительны9. Вне­шняя граница канонической территории отделяет тех, кто подчинен какой-либо канонической церковной власти, от тех, кто ей не подчинен, тех, кто является объектом церковной власти, от тех, кто им не является. Это граница между хри­стианами и нехристианами или раскольниками и еретиками (т.е. теми, кто отде­лился от церкви и вышел из-под церковной власти по причинам несогласия с вероучением или с теми или иными аспектами церковной политики).

Понятие «каноническая территория» или шире — «каноническое пространство» появилось в отечественной литературе в начале 1990-х гг. Надобность в нем воз­никла в связи с тем, что Русская православная церковь (РПЦ) стала испытывать конкуренцию и вторжение со стороны также православных, но административно к ней не относящихся церквей. Во «вторжении» в свое каноническое пространство РП Ц обвиняла зарубежную церковь, начавшую открывать в России свои прихо­ды , а затем и епархии. В «неканонических действиях на канонической территории РПЦ» были уличены Румынская патриархия, открывшая в Молдавии свою Бесса­рабскую митрополию, и Константинопольский патриархат, принявший в свою юрисдикцию Эстонскую апостольскую церковь, немедленно получившую у недру­жественных Москве эстонских властей статус «наибольшего благоприятствования». На территории Украины сложилась каноническая чересполосица — УПЦ Москов­ской патриархии, УПЦ Киевской патриархии, «автокефалисты», греко-католики10. РПЦ подверглась вторжению и со стороны католической церкви. Учреждение любой новой католической епархии на территории Российской Федерации, насе­ление которой, за исключением исламского ареала, считается по преимуществу православным, РПЦ автоматически считает покушением на свои права и свое ре­лигиозное (каноническое, т.е. вероучительное) пространство.

9 СолдатовА., Холмогоров Е. Каноническое пространство: принципы, идеологи, конфликты//Оте­чественные записки. 2002. № 6.

10 Там же.

В XX в. получило распространение экуменическое движение, отрицаю­щее абсолютность межконфессиональных перегородок даже при несогласии между ними в вопросах веры. В рамках этого движения православные, като­лики, «ориентальные» монофизитские церкви признали друг друга «церквя­ми-сестрами», пребывание в которых также признается спасительным.

Наши рекомендации