Каноническое пространство
К разновидностям культурного пространства можно отнести религиозное пространство, где выделяется особый вид —каноническоепространство. Каноническое — это то, что, во-первых, имеет отношение к священным канонам церкви, а во-вторых, устроено в соответствии с ними (является «каноничным»). В данном случае оно совпадает с понятием конфессионального пространства — исторически закрепившейся за данной ветвью христианства, в частности православия, территории, на которой проживает большинство сторонников данной конфессии, соблюдают все ее церковные обряды и традиции, идентифицируют себя именно с ней и готовы защищать ее «идеологическую неприкос-
Подробнее о концепции социального пространства у Зиммсля см.: Филиппов А.Ф. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы. — http://www.ruthenia.ru/logos/ number/2000_2/Q9.html.
новенность». Каноническая территория не совпадает с государственной, а потому не имеет юридического основания. Хотя распространено представление о канонах в значении церковных законов, т.е. элемента церковного права, канонической территорией нельзя назвать территорию, которая оформлена законодательным образом, конституирована в церковном праве и вторжение на которую другого субъекта церковного права могло бы рассматриваться аналогично вторжению одного субъекта международного права на территорию другого, т.е. как агрессия. Каноническое пространство, как и любой другой вид культурного пространства (если это не оговорено соответствующими законодательными документами), по определению является конвенциональным —таким образованием, о структуре, содержании и границах которого люди договариваются между собой при встрече, не оформляя ее итоги документально, либо соблюдают, опираясь на когда-то сложившиеся традиции и обычаи. Каноническая территория — это не только вероучительная территория данной конфессии, на которой проживает ее паства, но также территория, на которой субъект церковной власти обладает всей полнотой принадлежащих ему полномочий. Здесь он может беспрепятственно осуществлять свой религиозный долг, а полномочия любого другого субъекта церковной власти недействительны9. Внешняя граница канонической территории отделяет тех, кто подчинен какой-либо канонической церковной власти, от тех, кто ей не подчинен, тех, кто является объектом церковной власти, от тех, кто им не является. Это граница между христианами и нехристианами или раскольниками и еретиками (т.е. теми, кто отделился от церкви и вышел из-под церковной власти по причинам несогласия с вероучением или с теми или иными аспектами церковной политики).
Понятие «каноническая территория» или шире — «каноническое пространство» появилось в отечественной литературе в начале 1990-х гг. Надобность в нем возникла в связи с тем, что Русская православная церковь (РПЦ) стала испытывать конкуренцию и вторжение со стороны также православных, но административно к ней не относящихся церквей. Во «вторжении» в свое каноническое пространство РП Ц обвиняла зарубежную церковь, начавшую открывать в России свои приходы , а затем и епархии. В «неканонических действиях на канонической территории РПЦ» были уличены Румынская патриархия, открывшая в Молдавии свою Бессарабскую митрополию, и Константинопольский патриархат, принявший в свою юрисдикцию Эстонскую апостольскую церковь, немедленно получившую у недружественных Москве эстонских властей статус «наибольшего благоприятствования». На территории Украины сложилась каноническая чересполосица — УПЦ Московской патриархии, УПЦ Киевской патриархии, «автокефалисты», греко-католики10. РПЦ подверглась вторжению и со стороны католической церкви. Учреждение любой новой католической епархии на территории Российской Федерации, население которой, за исключением исламского ареала, считается по преимуществу православным, РПЦ автоматически считает покушением на свои права и свое религиозное (каноническое, т.е. вероучительное) пространство.
9 СолдатовА., Холмогоров Е. Каноническое пространство: принципы, идеологи, конфликты//Отечественные записки. 2002. № 6.
10 Там же.
В XX в. получило распространение экуменическое движение, отрицающее абсолютность межконфессиональных перегородок даже при несогласии между ними в вопросах веры. В рамках этого движения православные, католики, «ориентальные» монофизитские церкви признали друг друга «церквями-сестрами», пребывание в которых также признается спасительным.