Как инструмент сбора информации

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Анкета (расследование) является одним из условий получе­ния объективно значимых результатов о различного рода опро­сах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования. Пе­ревести язык науки на вопросы, обращенные к респондентам,— процедура весьма сложная, требующая многосторонних знаний в области социологии, социальной психологии, математики, со­циолингвистики и т.д. Для чего необходим этот перевод? Су­ществуют большие различия в научных терминах и обыденном языке людей, поэтому разные понятия могут иметь для про­стых людей и ученых несовпадающие интерпретации. Иногда опрашиваемый вообще не знает значения того или иного поня­тия. Информация, заложенная в гипотезах, обычно носит абст­рактный характер и затрудняет ответы опрашиваемых на те или иные вопросы. Часто респондент не может дать объектив­ную информацию потому, что события, интересующие социо­лога, имеют значительную давность и опрашиваемый плохо пом­нит о них или происходящее не имело для человека особого значения. На ответы в анкете могут повлиять и личные отно­шения опрашиваемого и социолога, уровень доверия к послед­нему. Человек может исказить ответы в анкете по соображени­ям престижа или из-за некорректности задаваемых вопросов.

Могут быть и другие обстоятельства, деформирующие отве­ты на вопросы анкеты.

Таким образом, при разработке анкеты исследования встре­чаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.

В процессе перевода исследовательских (программных) во­просов в анкетные цель социологического исследования стано­вится все менее ясной. Поэтому часто возникают разногласия между социологами и заказчиками. Однако ученые-социологи считают, что чем лучше проект анкеты, тем меньше ясна тема исследования для читателя, опрашиваемых или заказчика. Но именно в этом и заключается научное мастерство социолога, желающего получить объективные ответы. Результатом оцен­ки работы социологов должен быть не инструментарий, а от­чет. Недаром говорят, что хитрым должен быть не вопросник, а интервьюер.

Анкета, как правило, начинается с вводной части — обра­щения к респонденту (см. приложение). В нем описывается цель исследования, характер использования результатов, а так­же способ заполнения анкеты. Далее идет основная часть анке­ты, которая содержит блоки вопросов к опрашиваемым, и тре­тья часть — паспортичка, в которой представлены демографи­ческие сведения об опрашиваемых.

Вопросы в анкете могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: "Как вы про­вели свой выходной день?" Ответы: "Ходил в кино", "Занимал­ся дома с детьми", "Был на вечеринке" и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социо­логом, представляют собой "меню" для выбора опрашиваемо­го. Например, "Как вы относитесь к либерально-демократи­ческой партии?" Ответы: "Положительно", "Одобряю лишь не­которые из установок", "Отрицательно", "Отношусь к ней без­различно". В этом случае опрашиваемый отмечает тот вари­ант ответа, который наиболее отвечает его установкам.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют установку социолога на развитие коммуни­кации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание до­верия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. С этой точки зрения вопросы анкеты должны быть корректными и контакт­ными, потому что благодаря правильной постановке вопросов увеличивается вероятность получения надежных сведений, по­вышается качество социологических данных.

Как правило, хорошо разработанная анкета может быть за­полнена опрашиваемым в течение не более тридцати минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете существенно снижается.

Однако существуют и другие взгляды на этот вопрос. В ча­стности, считается, что чистое время, которое требуется для заполнения анкеты, это не самое главное. Исследователи долж­ны думать о том, на какие вопросы опрашиваемые будут отве­чать охотно, какие вопросы или рисунки их заинтересуют, а какие нет. Интервью должно производить на опрашиваемого хорошее впечатление, поэтому существуют так называемые раз­влекательные вопросы, буферные вопросы, игровые вопросы, которые поддерживают интерес к заполнению анкеты.

Наконец, надо помнить, что мнения и оценки людей очень изменчивы, подвержены колебаниям. Чтобы избежать иска­жения получаемых данных, лучше всего использовать сжатые сроки опроса и обработки социологической информации.

Результаты социологических данных, полученные после оп­роса, обрабатываются на ЭВМ и представляются в виде социо­логических отчетов.

Структура социологического отчета соответствует общей ло­гике анализа. Как правило, в отчете имеется введение, описы­вающее важные программные положения. К ним относятся цель, задачи исследования, описание объекта и предмета ана­лиза, интерпретация основных понятий, выдвинутые гипоте­зы и характеристика выборочной совокупности, т.е. той массы людей, которая была охвачена опросом.

Основная часть отчета состоит из проблемных разделов, чис­ло которых, как правило, определяется количеством выдви­гаемых гипотез.

В заключении приводятся основные выводы по всему ис­следованию, а если необходимо, то предлагаются практические рекомендации для решения существующей проблемы.

В приложении к отчету даются инструментарий — анкета или интервью, при помощи которых была собрана эмпирическая информация, а также таблицы и графики, которые не вошли в отчет. Эта информация пригодится вам при разработ­ке новых программ социологического исследования.

Наши рекомендации