Как инструмент сбора информации
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования. Перевести язык науки на вопросы, обращенные к респондентам,— процедура весьма сложная, требующая многосторонних знаний в области социологии, социальной психологии, математики, социолингвистики и т.д. Для чего необходим этот перевод? Существуют большие различия в научных терминах и обыденном языке людей, поэтому разные понятия могут иметь для простых людей и ученых несовпадающие интерпретации. Иногда опрашиваемый вообще не знает значения того или иного понятия. Информация, заложенная в гипотезах, обычно носит абстрактный характер и затрудняет ответы опрашиваемых на те или иные вопросы. Часто респондент не может дать объективную информацию потому, что события, интересующие социолога, имеют значительную давность и опрашиваемый плохо помнит о них или происходящее не имело для человека особого значения. На ответы в анкете могут повлиять и личные отношения опрашиваемого и социолога, уровень доверия к последнему. Человек может исказить ответы в анкете по соображениям престижа или из-за некорректности задаваемых вопросов.
Могут быть и другие обстоятельства, деформирующие ответы на вопросы анкеты.
Таким образом, при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.
В процессе перевода исследовательских (программных) вопросов в анкетные цель социологического исследования становится все менее ясной. Поэтому часто возникают разногласия между социологами и заказчиками. Однако ученые-социологи считают, что чем лучше проект анкеты, тем меньше ясна тема исследования для читателя, опрашиваемых или заказчика. Но именно в этом и заключается научное мастерство социолога, желающего получить объективные ответы. Результатом оценки работы социологов должен быть не инструментарий, а отчет. Недаром говорят, что хитрым должен быть не вопросник, а интервьюер.
Анкета, как правило, начинается с вводной части — обращения к респонденту (см. приложение). В нем описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. Далее идет основная часть анкеты, которая содержит блоки вопросов к опрашиваемым, и третья часть — паспортичка, в которой представлены демографические сведения об опрашиваемых.
Вопросы в анкете могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: "Как вы провели свой выходной день?" Ответы: "Ходил в кино", "Занимался дома с детьми", "Был на вечеринке" и т.д.
Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой "меню" для выбора опрашиваемого. Например, "Как вы относитесь к либерально-демократической партии?" Ответы: "Положительно", "Одобряю лишь некоторые из установок", "Отрицательно", "Отношусь к ней безразлично". В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее отвечает его установкам.
Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. С этой точки зрения вопросы анкеты должны быть корректными и контактными, потому что благодаря правильной постановке вопросов увеличивается вероятность получения надежных сведений, повышается качество социологических данных.
Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более тридцати минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете существенно снижается.
Однако существуют и другие взгляды на этот вопрос. В частности, считается, что чистое время, которое требуется для заполнения анкеты, это не самое главное. Исследователи должны думать о том, на какие вопросы опрашиваемые будут отвечать охотно, какие вопросы или рисунки их заинтересуют, а какие нет. Интервью должно производить на опрашиваемого хорошее впечатление, поэтому существуют так называемые развлекательные вопросы, буферные вопросы, игровые вопросы, которые поддерживают интерес к заполнению анкеты.
Наконец, надо помнить, что мнения и оценки людей очень изменчивы, подвержены колебаниям. Чтобы избежать искажения получаемых данных, лучше всего использовать сжатые сроки опроса и обработки социологической информации.
Результаты социологических данных, полученные после опроса, обрабатываются на ЭВМ и представляются в виде социологических отчетов.
Структура социологического отчета соответствует общей логике анализа. Как правило, в отчете имеется введение, описывающее важные программные положения. К ним относятся цель, задачи исследования, описание объекта и предмета анализа, интерпретация основных понятий, выдвинутые гипотезы и характеристика выборочной совокупности, т.е. той массы людей, которая была охвачена опросом.
Основная часть отчета состоит из проблемных разделов, число которых, как правило, определяется количеством выдвигаемых гипотез.
В заключении приводятся основные выводы по всему исследованию, а если необходимо, то предлагаются практические рекомендации для решения существующей проблемы.
В приложении к отчету даются инструментарий — анкета или интервью, при помощи которых была собрана эмпирическая информация, а также таблицы и графики, которые не вошли в отчет. Эта информация пригодится вам при разработке новых программ социологического исследования.