Тема 25. Диагностика результатов обучения праву
1. Понятие «результат обучения обществознанию». Структура учебных достижений школьников по праву.
2. Цели проверки и оценки результатов обучения.
3. Виды аттестации обучающихся в процессе обучения праву.
4. Формы и приемы проверки учебных достижений школьников по праву.
Рекомендуемая литература
1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 4, 5.
2.Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. –2003. – № 4. – С. 44–48.
3.Амельченко Н.А. Урок "Государство, его основные признаки и функции" // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 9. – С. 62–64.
4. Аминов А.М. Деловая игра "Права ребенка" // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 9. – С. 31–34.
5. Аминов А.М. Образовательная игра "Конкурс знатоков права" // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 6. – С. 75–79.
6. Аминов А.М. Проектная деятельность в гражданско-правовом образовании учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 2. – С. 75–78.
7. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов-н/Д., 2000.
8. Баранов П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся //Обществознание в школе. – 1998. – № 2.
9. Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 4. – С. 17–23.
10. Басик Н.Б. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания // Обществознание в школе. – 1999. – № 4.
11. Батурина И.П. Учебно-методический комплекс по международному гуманитарному праву // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 8. – С. 47–50.
12. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществозания: учеб пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М., 2001.
13. Бахмутова Л.С. Методическая подготовка будущего учителя // Обществознание в школе. – 1999. – № 6. – С. 75–80; Преподавание истории и обествознания в школе. – 2001. – № 3. – С. 60–71; 2002. – № 6. – С. 48–55.
14. Белозерова И.Н. Использование метода проектов в правовой подготовке старшеклассников: Из опыта работы. // Право в школе. – 2007. – № 1. – С. 58–59.
15. Боголюбов Л.Н. Любой учебник нуждается в постоянном совершенствовании // Преподавание истории и обществознания в школе. –2001. – № 3. – С.47–52.
16. Боголюбов Л.Н. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 6. – С. 31–34.
17. Боголюбов Л.Н. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: вопросы теории и методики//Обществознание в школе. – 1998. – № 4.
18. Боголюбов Л.Н. Школьное образование в 30–80-х гг. // Обществознание в школе. – 1997. – № 3. – С. 24–32.
19. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В.Модернизация обществоведческого образования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 8. – С. 13–.
20. Вакуленко В.А., Уколова И.Е., Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М., 2002.
21. Васильева Т.А. Учебные книги по правоведению для основной школы // Обществознание в школе. – 1997. – № 5. – С. 41–50.
22. Волкова Т.И. Уроки по международному гуманитарному праву в 9 классе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 8. – С. 50–52.
23. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 9. – С.12–15.
24. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Современная школа и права ребенка // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 4. – С. 75–77.
25. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Гражданское образование в школах Москвы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 10. – С. 14–24.
26. Гелелтюк Л.В., Полякова С.В. Методика коллективного взаимообучения // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 8. – С. 52–58.
27. Головченко А.В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. – Киев, 1985.
28. Гражданско-правовая подготовка учащихся в основной школе // Обществознание в школе. – 1997. – № 3. – С. 44–50.
29. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников в процессе изучения спецкурса "Основы избирательного права" // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 3. – С. 48–50.
30. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
31. Девяткова С. А. Зачеты на уроках истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 3. – С. 52–54.
32. Демидов Б. Ролевые игры на уроках граждановедения // Обществознание в школе. – 1998. – № 3. – С. 33–36.
33. Дианова Р.И. Разработка и использование в учебном процессе заданий--измерителей уровня учебных достижений учащихся // Обществознание в школе. – 1999. – № 6. – С. 48–53.
34. Долинина И.Г. Работа с понятиями на уроках обществознания // Обществознание в школе. – 1999. – № 2. – С. 47–49.
35. Дусадбикова Р.Н. Командная игра "Турнир знатоков права" // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 8. – С. 65–67.
36. Елисеева Л.А. Учебная игра для учащихся старших классов "Под защитой закона" // Обществознание в школе. – 1997. – № 6. – С. 44–51.
37. Жильцова Е.И. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 8. – С. 28–35.
38. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М., 1981.
39. Иванова Л.Ф. Обществоведение 20-х гг. // Обществознание в школе. – 1997. – № 2. – С. 22–28.
40. Ивонина А.И. О проблемах правового образования в современной школе// Право в школе. – 2007. –№ 2. – С.61–62.
41. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.
42. Ищенко В.М. Контрольно-обучающие задания: содержание и методика // Обществознание в школе. – 1999. – № 1. – С. 57–59; № 3. – С. 35–39.
43. Калачева Е.Н. Правоохранительные органы и правозащитные организации в РФ. // Преподавание истории и обществознания в школе. –2004. – № 10. – С.73. (Игра "Кто поможет гражданину?")
44. Календро В.Н. Изучаем Конвенцию о правах ребенка //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 10. – С. 73–74.
45. Кинкулькин А.Т. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов // Обществознание в школе. – 1997. – № 2. – С. 29–33.
46. Кинкулькин А.Т. Проблемы учебника обществознания // Обществознание в школе. – 1999. – № 1. – С. 17–23.
47.Кинкулькин А.Т. Стандарты требуют значительной доработки // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 10. – С. 29–31.
48. Клименко А. Ф., Подколзина О. А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 9. – С. 69–75.
49. Ковалева Л.В. Целевая установка и доминанта на уроках граждановедения // Преподавание истории в школе. – 1998. – № 5. – С. 30–33.
50. Козин С. В. Информационные технологии в преподавании обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 3. – С. 26–31.
51. Козлова А.А. Использование игровых форм на уроках права // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 5. – С. 70–73.
52. Козлова М.Н. Психологические аспекты обществоведческого образования // Обществознание в школе. – 1997. – № 5. – С. 17–25.
53. Колесникова И.А., Элиасберг Н.И. Этика и право в школьном образовании: (К постановке проблемы) // Обществознание в школе. – 1997. – № 2. – С. 34–38.
54. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4. – С. 18–23; 2003. – № 9. – С. 20–30.
55. Концепция и проект программы курса "Граждановедение" // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 3. – С. 130–147.
56. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. – 1999. – № 6. – С. 18–30.
57. Корнышева С.А. Урок обществознания по теме "Отрасли права" // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 7. – С. 70–72.
58. Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Гражданское образование: новая концепция и новый учебник // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4. – С. 25–28.
59. Кравченко А.И. Учебник по обществознанию должен быть доступен всем // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 1. – С. 23–30.
60. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.
61. Куренная Л.П. О проблемах обществоведческого образования и независимой государственной экспертизе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 8. – С. 69–70.
62. Матвеев А. И. Преподавание предметов гражданского цикла (по материалам международного исследования "CIVIC" // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 6. – С. 56–61.
63. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания //Преподавание истории в школе. – 2002. – № 9. – С. 75–79.
64. Мачехина О. Н. Оценочная дискуссия на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 1. – С. 43–45.
65. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний": Пособие для учителя. 8-9 кл. / Н. Г. Суворова, С. И. Володина, А. М. Полиевктова и др. – М: Вита-Пресс, 2000.
66. Морозова В. Школьное правовое образование: этапы и тенденции // Учитель. – 2005. – № 3. – С. 23–25.
67. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М., 2004.
68. Морозова С. А. Правовое обучение: деятельностный подход // Преподавание истории в школе. – 1996. – № 4. – С. 75–77.
69. Мостяева Л.В., Мостяев Ю.Н. Методические рекомендации по изучению избирательного права в школе // Право в школе. – 2007. – № 4. – С. 41–45.
70. Мостяева Л.В. Рекомендации по подготовке и проведению дискуссии // Право в школе. – 2007. – № 2. – С. 12–14.
71. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. – М., 2003.
72. Никитин А.Ф. О политико-правовой социализации учащихся // Обществознание в школе. – 1999. – № 3. – С. 35–39.
73. Никитин А. Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. – М., 1993.
74. Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. Правовое образование в вопросах и заданиях // Преподавание истории в школе. – 1998. – № 1. – С. 46–60.
75. Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. Правовое образование в школе: поиски новых решений // Обществознание в школе. – 1999. – № 7. – С. 21–31.
76. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации: Инструктивное письмо // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 6. – С. 16–21.
77. О развитии гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 8. – С. 18–26.
78. О содержании и структуре общестоведческого образования в старшей школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 10. – С. 39–41.
79. Об обязательном минимуме содержания образовательных программ основной школы // Обществознание в школе. – 1997. – № 6. – С. 14–20.
80. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 10. – С. 12–28.
81. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
82. Обществознание в тестах и заданиях. 9 класс: Фрагменты новой книги // Обществознание в школе. 1997. № 6. С. 58–62.
83. Олимпиады по праву: от традиций к новациям… // Основы государства и права. – 2007. – № 1. – С. 35–40.
84. Певцова Е.А. О проблемах методического мастерства на учебных занятиях по праву // Обществознание в школе. – 1999. – № 1. – С. 30–38.
85. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М., 2003.
86. Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного процесса (о новых подходах в правовом обучении) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 8. – С. 27–35.
87. Пидкасистый П.И., Коротяев В.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами познавательной деятельности. – М., 1978
88. Половникова А.В. Использование технологических карт на уроках обществознания //Обществознание в школе. – 2000. – № 1.
89. Правовое воспитание школьников.5–9 классы: конспекты занятий / Сост. О.В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2007.
90. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях: Мат-лы всероссийской науч.- практ. конф. – М., 2001.
91. Программы курса «Основы правовых знаний» для 7–11 классов / В. В. Спасская, С. И. Володина, Н. Г. Суворова и др. – М: Вита-Пресс, 2001.
92. Пунский В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. – 1983. – № 11. – С. 47–51.
93. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
94. Соотношение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. –1998. – № 5. – С. 32–35.
95. Стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 8. – С. 11–14.
96. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву: Базовый уровень // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 9. – С. 3–4.
97. Стандарт среднего (полного) образования по праву: Профильный уровень // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 9. – С. 5–7.
98. Суворова Н.Г. Школьникам о правах человека // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 3. – С. 124–130.
99. Сычева Г.В., Ишметова Е.А. Акция «Мир моих прав» – интерактивная форма воспитания правовой культуры учащихся // Право в школе. – 2008. – № 1. – С. 38–41.
100. Тематическое планирование курса обществознания в старших классах двенадцатилетней школы: материалы к эксперименту // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 9. – С.44–46.
101. Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук // Народное образование. – 1984. – № 8.
102. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий. – М., 1986.
103. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1982.
104. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.
105. Элиасберг Н. И. Воспитание юного гражданина – острая проблема современного школьного образования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 4. – С. 33–37.
106. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе. 1996. № 4. С. 66–74.
107. Юдовская А.Я. Как использовать тесты? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 8. – С. 56–57.