Диагностика процесса и результатов обучения. Понятие о мониторинге

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. информация, которая поступает от учащегося к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для педагога, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не

Менее важна обратная связь и для учащихся, поскольку благодаря ей они могут видеть достижения и недостатки, получить оценку своей учебной деятельности, советы по ее корректированию.

На основе обратной связи педагог осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения.

Проверка - процесс установления степени достижения целей обучения, контроль - операция сопоставления запланированного результата с эталонными требованиями, учет фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля создают возможности для управления учебной деятельностью учащихся и для совершенствования педагогического процесса.

В педагогике разработана система принципов контроля знаний, навыков, умений:

1) всесторонность контроля, означающий, что проверке подвергаются не только знания, но и овладение навыками и умениями использование их в разнообразных учебных ситуациях; 2) индивидуализация контроля; 3) систематичность; 4) объективность; 5) дифференциация оценки; 6) информирование о результатах проверки учащегося.

В современной педагогической практике используются следующие виды проверки знаний, навыков и умений: текущий контроль, промежуточный контроль и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется в рамках учебных занятий по данному курсу. Его формы и типы отметок определяются педагогом. Промежуточная форма контроля проводится по итогам всего учебного курса. Его формы и тип выставляемых оценок определяется учебным заведением. Это может быть зачет, экзамен, тест, контрольная работа. Осуществляет аттестацию преподаватель, который вел данный предмет. Итоговая проверка и оценка знаний, навыков и уменийучащихся проводится по завершению все образовательной программы. Осуществляет итоговую аттестацию государственная аттестационная комиссия.

Общеобразовательные, средние специальные и высшие учебные заведения самостоятельно выбирают систему оценок, устанавливают форму, порядок проведения и периодичность промежуточной аттестации учащихся. Положение о текущем и промежуточном контроле знаний разрабатывается и утверждается учебным заведением. В школах чаще всего используются традиционные формы промежуточной аттестации в виде четвертных, полугодовых и годовых оценок за выполненные учащимися контрольных работ или за устные ответы. В средних специальных и высших учебных учреждениях используются зачеты и экзамены, которые обычно проводятся в конце семестра. Перед экзаменом, как правило, проводятся консультации, которые способствуют обобщению знаний учащихся по учебному курсу.

В соответствии с Законом об образовании имеются некоторые ограничения, касающиеся максимального количества зачетов и экзаменов при промежуточной аттестации в средних специальных и высших учебных заведениях. Так, в колледжах и техникумах количество экзаменов не должно превышать - 8 за один учебный год, а количество зачетов - 10. В вузах в рамках промежуточной аттестации студенты в течение учебного года сдают не более 10 экзаменов и 12 зачетов.

В педагогике различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка– это суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качество учебной работы учащихся. Выставление отметки – это определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

К функциям оценки относят: 1) мотивационную (оценка поощряет и стимулирует учебную деятельность); 2) диагностическая функция (указывает на причины тех или иных учебных результатов); 3) воспитательная функция (формирует у учащегося самосознание и адекватную самооценку их учебной деятельности); 4) информационная функция (оценка свидетельствует о степени успешности учащихся в овладении знаниями и умениями, способами деятельности, о развитии способностей и других личностных качеств).

При оценке знаний используются 2 типа оценивания: нормативный и критериальный. Нормативное оценивание подразумевает оценку степени соответствия знаний учащихся определенным нормам, которые устанавливаются экзаменатором. Оценивается полнота, глубина знаний учащегося, логичность изложения, точность формулировок. Большинство учащихся в принципе может получить отличные оценки. Однако объективных эталонов для нормативного оценивания не существует, что вынуждает преподавателя ориентироваться на среднестатистическое распределение результатов. Формулировка четких критериев помогает преодолеть эти объективные трудности, но определить критерии оценки непросто. Рейтинговая система оценивания, которая сейчас все чаще используется, направлена на планирование мероприятий по проверке знаний и информирование учащихся перед изучением курса о показателях и критериях оценки их знаний.

К основным формам проверки знаний студентов (учащихся) в системе высшего и среднего профессионального обучения относятся коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение рефератов, курсовых и дипломных (квалификационных) работ.

Коллоквиум – проверка знаний по разделу или объемной теме с целью принятия решения о том, можно ли переходить к изучению новой темы.

Зачет – форма проверки знаний, предусматривающая альтернативную оценку «зачтено» или «незачтено». Используется для оценки успешности изучения учащимися практических курсов, иногда - для оценки знаний теоретических курсов, что связано с формальным ограничением количества экзаменов, допускаемых в одну сессию. Это снижает степень дифференцированности в оценке знаний. Поскольку используется бинарная оценка «зачтено» или «незачтено», то для преодоления этого недостатка порой вводится особая форма зачета - дифференцированный зачет, при котором зачет выставляется в виде балльной оценки.

Экзамен – форма проверки знаний, предусматривающая дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Проводится в устной или письменной форме (по усмотрению преподавателя) в специально отведенное для этого время.

О перечне вопросов, которые составляют содержание билетов, студенты информируются до начала сессии. Содержание конкретных билетов не сообщается.

Контрольная работа – это письменная работа, выполняемая учащимися и направленная на проверку усвоенных ими знаний и умений по определенной части учебного курса либо по всему курсу, подразумевающая ответы на поставленные вопросы или выполнение определенных практических заданий.

Тестирование представляет собой стандартизированную форму проверки знаний. Выполнение заданий тестов предполагает наличие однозначных критериев их правильности или неправильности. При разнообразном построении вопросов и заданий и их необходимом количестве тесты позволяют достичь системности в оценке. В тоже время будучи стандартизированными по процедуре, они не позволяют знания с нечеткими границами истинности, допускающими многозначность, и сложные умения (Карандашев В.Н.).

Поурочное оценивание представляет собой вид текущего оценивания, выполняющее стимулирующую роль, используется как в школах, так и в вузах. В зависимости от того, проверяются знания учащихся или их практические навыки и умения. Различают такие виды проверки как опрос и выполнение практических заданий.

Опрос – вид проверки знаний в устной или письменной форме. Устный опрос позволяет экзаменатору задавать уточняющие вопросы для проверки глубины понимания изученного учащимся, дает возможность исключить недочеты в воспроизведении учебного материала, Письменный опрос более экономичен во времени, но требует дополнительных временных затрат на проверку письменных работ (аудиторных контрольных работ или конспектов, рефератов, выполненных вне аудитории)

Проверка изученного материала может быть индивидуальной или фронтальной. При фронтальной проверке все учащиеся класса или учебной группы отвечают на вопросы, предельно ясные и простые, что дает возможность педагогу проследить процесс усвоения учебного материала, но при этом сводится к минимуму индивидуальный подход к учащимся

Рейтинговое оценивание построено на использовании накопительной оценки успеваемости, что обеспечивает комплексную оценку количества и качества учебной деятельности учащихся, стимулирует у них регулярность самостоятельной работы.

После завершения школьниками или студентами полного курса образовательной программы проводится итоговая проверка знаний и умений. Итоговая аттестация специалиста включает выпускную работу и государственный экзамен.

Выпускники школ сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ). Одна из целей перехода к ЕГЭ – усиление объективности контроля и оценки образовательных результатов выпускников. Считается, если мы отделим функцию оценки ученических результатов от его непосредственных учителей и от него самого – это будет объективно. Однако в данном случае уменьшается субъективность контроля, а значит, и личностная значимость самого обучения. Стремление объективизировать итоговый контроль ЕГЭ отодвигает главных участников образовательного процесса – учителя и ученика. Очевидно, что ЕГЭ должен быть дополнен другими формами контроля, которые бы оценивали индивидуальные достижения учащихся, уровень сформированности у них ключевых компетенций.

Все указанные выше виды контроля направлены в первую очередь на установление успехов и трудностей в овладении учащимися знаниями, навыками, умениями, на проверку степени достижения целей обучения. Однако личностно ориентированное обучение требует диагностики личностных качеств ученика, его индивидуальных достижений, выявления его трудностей в обучении и причин, их порождающих для того, чтобы вносить коррективы в образовательный процесс. В последнее время в образовательном процессе все чаще используется мониторинг, включающий диагностику, прогнозирование, коррекцию индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Понятие «мониторинг» происходит от латинского топitоr напоминающий, надзирающий. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выполнения его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.

Мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Также можно выделить следующие аспекты мониторинга, отличающие его от других близких или похожих педагогических и психологических процессов: 1) непрерывность (постоянный сбор данных); 2) диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальные состояния отслеживаемого объекта, системы или процесса); 3) информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессов); 4) научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров); 5) обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, причем основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям), так как эти данные являются наиболее информативными по сравнению со сведениями о результатах. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния обучаемого в процессе профессионального становления.

Мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию личности и учебной деятельности обучаемого. Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик процесса становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах обучения.

Экспресс-диагностику (стартовую, текущую, финишную) осуществляют сотрудники психологической службы учебного заведения. Ее результаты становятся ориентировочной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности учащихся, проектирования учебных задач и ситуаций, принятия управленческих решений.

Мониторинг является информационной основой педагогического сопровождения обучающихся в школе или в вузе.

Вопросы и задания для самопроверки

Ответьте на вопросы письменно:

1. Какие компоненты выделяются в педагогической деятельности? Охарактеризуйте их.

2. Какие группы педагогических умений выделяет А.К. Маркова?

3. Какие личностные качества педагога влияют на успешность его в профессиональной деятельность?

4. Почему термин «педагогическое взаимодействие» отражает суть педагогической деятельности?

5. Какие выделяются функции взаимодействия педагога и учащегося? Охарактеризуйте их.

6. Какие стили педагогического общения выделяет В.А. Кан-Калик?

7. В чем различия между автократическим и авторитарным стилями педагогического руководства?

8. Какой стиль руководства, по вашему мнению, является наиболее эффективным в педагогической деятельности?

9. Какие виды контроля используются в педагогической практике?

10. Что собой представляет тестирование как форма проверки знаний?

11. Каковы на ваш взгляд преимущества и недостатки ЕГЭ?

12. Чем различаются нормативная и критериальная формы оценивания?

13. Что такое мониторинг образовательного процесса?

14. Каковы цели и функции мониторинга?

15. Какие структурные элементы своей учебной деятельности учащийся может выявить с помощью рефлексии?

Выполните следующие задания письменно:

I. Верно или неверно?

1. Проектировочный компонент педагогической деятельности включает в себя конструирование педагогом как собственной, так и деятельности учащихся на ближайшем занятии.

2. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является развитие личности учащегося.

3. К педагогическим задачам относят чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий.

4. Цель создания педагогической ситуации – вызвать у учащегося мотивацию к обучению и обеспечить условия для освоения учебного материала.

5. Любое занятие требует от педагога творческого подхода, т.е. комбинирование известных методов и приемов в соответствии с целями и условиями обучения, уровня подготовленности группы в целом и отдельных учащихся.

Наши рекомендации