О понятии объекта преступления и множественности таких объектов
Москва 2007
У/U/^a-^*"(<>)&
преследование, и гражданами, подвергаемыми в случае совершения преступления
О ПОНЯТИИ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И МНОЖЕСТВЕННОСТИ ТАКИХ ОБЪЕКТОВ
И. И. Бикеев,
кандидат юридических наук, доцент (Институт
экономики, управления и права, г. Казань)
В настоящее время в российском уголовном праве сложились несколько точек зрения относительно понимания объекта преступления. Объем данной работы позволяет проанализировать лишь две из них: концепцию объекта как общественных отношений и концепцию объекта как защищенного законом блага.
Первая из названных позиций оформилась после Октябрьской революции 1917 г. и на долгое время стала господствующей в отечественной юридической науке. В рамках такого подхода Н. И. Коржанский даже определил преступление как «предусмотренное уголовным законом общественно опасное изменение общественных отношений»2. Сами же общественные отношения обычно понимались как «определенные связи между субъектами отношений, складывающиеся в процессе их материальной и духовной деятельности»3.
Однако в последнее время в отечественной юридической науке стали высказываться и другие мнения об объекте преступления. Так, А. В. Наумов указывал на то, что в ряде случаев, например, в преступлениях против жизни теория объекта преступления — общественного отношения — «не срабатывает», и предложил возвратиться к теории объек-
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 3059.
2 Коржанский Н. И. Объект посягательства и квалификация преступлений. — Волгоград: Высшая
следственная школа МВД СССР, 1976. — С. 8.
3 См. об этом: Таций В. Я. Объект и предмет преступления в советском уголовном праве. Харь
ков: Выща школа, 1988. С. 14.
та как правового блага. Объект преступления он определяет как блага, интересы, на которые посягает преступное деяние и которые охраняются уголовным законом1.
Замечание А. В. Наумова о допустимости признания объектом преступления иных, кроме общественных отношений, предметов следует признать справедливым. Противоположный подход, на наш взгляд, является неконституционным, поскольку противоречит положению ст. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Данная норма российской Конституции 1993 г. исходит из теории естественного права, которая утверждает, что основные стандарты поведения, базовые права человека существуют в природе, как и сама она, изначально, вне зависимости от меняющихся социальных условий. Иначе говоря, человек Конституцией Российской Федерации рассматривается как оберегаемая государством ценность независимо от его включенности в общественные отношения.
Последовательно используя определение понятия преступления, данное К. Марксом, некоторые советские юристы приходили к противоречащим гуманизму выводам. Например, указывали, что выполняемые личностью функции, «как правило, важнее ее жизни» и что «отрицание «абсолютной ценности» личности самой по себе, утверждение оценочного отношения к личности в зависимости от социальной функции полностью соответствуют не только выраженному в уголовном законодательстве отношению законодателя к охране личности, но и материалистическому пониманию роли личности в обществе, в его истории»2. На наш взгляд, рассмотрение человека исключительно с позиции его социальных ролей однобоко. По-видимому, сознавая отсутствие универсальности у подхода к общественному отношению — связи между субъектами как единственно возможному объекту преступления, — отдельные теоретики уголовного права стали занимать позицию, что по большому счету почти все существующее является общественным отношением или его элементом. В частности, указывалось, что «жизнь, свобода, достоинство — это и есть общественные отношения»3. Было высказано мнение, что общественное отношение включает не только социальные связи, но также их субъектов и предметы, по поводу которых они складываются4. Отсюда делался вывод, что, посягая на один элемент общественного отношения, например, на субъекта, виновный причинял вред всему общественному отношению. Нетрудно заметить, что сторонники понимания общественного отношения как системы элементов фактически завуалированно стали рассматривать в качестве объектов преступления и сами социальные связи, и их предметы и их субъектов.
Произошла подмена: вместо классического понимания общественного отношения как отношения (связи) между субъектами возникла концепция общественного отношения как составной системы. Здесь, однако, возникает вопрос: признавая какой-либо предмет, в частности жизнь человека, ценностью вне зависимости от его включения в социальные отношения (связи), допустимо ли устанавливать уголовную ответственность исключительно за посягательства на системы, в которых такой предмет состоит, а не за посягательства на него самого? При утвердительном ответе на данный вопрос налицо парадоксальная ситуация, когда защищают не саму ценность, а систему, в которую она входит. Между тем подход к общественному отношению как совокупности субъектов, связи и предмета отношения уже подвергался справедливой критике в юридической литературе5.
1 См.: Курс российского уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Нау
мова. М.,: Спарк, 2001. С. 168-170.
2 Глистин В. К. Проблема уголовно-правовой охраны общественных отношений. Л.: Изд-во
ЛГУ, 1979. С. 17, 38.
3 Коржанский Н. И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М.,: Академия МВД СССР,
1980. С. 24.
4 См., например: Глистин В. К. Указ. соч. С. 11; Практикум по уголовному праву: учеб. Пособие /
под ред. проф. Л. Л. Кругликова. М.,: Изд-во БЕК, 1997. С. 46.
5 Прохоров В. С. Преступление и ответственность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. С. 38; Ляпунов Ю. И.
Уголовно-правовая охрана природы органами внутренних дел. М.,: Академия МВД СССР, 1974.
С. 46.
Оригинальную позицию занимает В. А. Краснопеев, который указывает, что объект преступления представляет собой систему, состоящую из следующих элементов: само общественное отношение, охраняемое уголовным законом, предмет преступления, потерпевший от преступления, преступные последствия. Однако указанный автор не приводит удачных доказательств системности этих элементов, не обосновывает их единства. По сути, его подход сходен с концепцией объекта преступления — общественного отношения как системы.
Формально следуя позиции К. Маркса в определении понятия преступления как посягательства на общественные отношения, многие ученые в силу требований своего времени стали искажать мнение классиков марксизма-ленинизма по существу. Дело в том, что последние не включали в общественные отношения ничего, кроме формируемых поведением людей связей1.
Однако и некоторые воззрения А. В. Наумова представляются небесспорными. Прежде всего, на наш взгляд, «благо» и «интерес» не являются понятиями одного порядка. Наиболее типичные определения интереса следующие: «мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности»2, «занимательность, значительность», «нужды, потребности», «выгода, корысть»3. Интересы социальные — это «реальные причины действий, свершений...»4 Представляется нецелесообразным использовать в праве многозначные понятия, когда есть возможность этого избежать. Преступление не может непосредственно посягать на интересы в том понимании, как это указано выше, оно лишь способно причинять ущерб их фактической реализации.
Кроме того, следует учитывать, что интерес в общественном сознании зачастую рассматривается как проявление эгоизма, синоним личной или групповой выгоды. Привносить даже косвенно подобное представление в закон представляется нравственно неверным. При таком подходе теряется забота об общем благе, что противостоит представлению о человеке, обществе и государстве как взаимно ценных, не противопоставляемых институтах.
Используемый А. В. Наумовым при определении понятия объекта преступления термин «благо» также вызывает некоторые сомнения. В соответствии с толкованием русского языка, благо — это либо «добро, благополучие» либо «то, что дает достаток, благополучие, удовлетворяет потребности»5. Первое из указанных значений относится к высокому стилю и весьма неопределенно. Второе достаточно узко и больше связано с имущественными объектами. Например, возникает вопрос, чьи потребности удовлетворяет жизнь лица без определенного места жительства, кому она дает достаток и благополучие? В связи с этим более целесообразным при раскрытии объекта преступления представляется использование термина «ценность», который трактуется как ценный предмет (явление), имеющий большие достоинства, важный, нужный6 и проистекает из того или иного значения для общества или индивида предметов и явлений действительности7.
Кроме того, А. В. Наумов, указывая, что в ряде случаев теория объекта преступления как общественного отношения «не срабатывает», фактически противопоставляет общественные отношения и иные объекты, косвенно указывает на невозможность одновремен-
1 Подробнее см. об этом: Прохоров В. С. Указ. соч. С. 42.
2 Ковалёв Л. Г. Психология личности. М.,: Просвещение, 1970. С. 141.
3 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ соч. С. 249.
4 Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиз
дат, 1988. С. 95.
5 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ соч. С. 49.
6 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ соч. С. 873.
7 См.: Краткий психологический словарь / сост.: Л. А. Карпенко. М.,: Политиздат, 1985. С. 389;
Философский энциклопедический словарь; гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.,: Сов. энциклопедия,
1983. С. 765.
ного причинения одним преступлением вреда как общественным отношениям, так и другим предметам.
Объект берется под охрану именно потому, что он признан ценностью. По нашему мнению, объектами преступлений следует считать признанные нашим государством ценностями общественные отношения, иные конкретные материальные и нематериальные объекты, на которые было направлено деяние, которым оно причинило или способно было причинить вред1. Таким образом, объектами преступлений могут быть отношения собственности, родства, человек, его честь, природа и т. д.
На наш взгляд, можно говорить о множественности объектов каждого преступления. Объектами преступления всегда являются общественные отношения, другое дело, что такими объектами могут быть не только они, но и другие ценности: жизнь, здоровье и т. п.
Множественность объектов преступления помогает объяснить многие уголовно-правовые нормы, например, повышенную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) по сравнению с убийством иных, условно говоря, «простых» лиц. Это преступление посягает на жизнь человека, но в качестве своеобразного «довеска» учитывает вред, причиняемый отношениям нормального функционирования правоохранительной системы, выполнению обязанностей ее сотрудников, а также авторитету власти. Если рассуждать иначе, то будет нарушен конституционный принцип равенства граждан. Получится, что именно их социальный статус является основанием дифференциации ответственности. Аналогично и хищение предметов вооружения (ст. 226 УК) наказывается строже, чем соответствующее преступление против собственности (кража, грабеж и т. д.) в силу того, что причиняет ущерб не только собственнику (иному законному владельцу), но и безопасности других граждан.
Множественность объектов преступления предполагает возможность одновременного причинения вреда в том или ином сочетании таким объектам, как, например, правопорядок, общественный порядок, нравственность, общественная безопасность, человек, собственность и т. п. В связи с этим учет множественности объектов преступления должен постоянно проводиться при индивидуализации ответственности.
1 См. Об этом: Бикеев И. И. Ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Йошкар-Ола, 2000. С. 87-88 и др.
9-332