Выявить результаты эксперимента, дать объяснение
Диагностику лидерских способностей каждого проведём на следующем ПЗ.
Задание. Выполнить письменно в тетради.
Выявить результаты эксперимента, дать объяснение
Социологический практикум (из "Социология" практикум. М., 1993, С. 103)
В США был проведен эксперимент в бригадах плотников и каменщиков
с изменившимся по мере производственной необходимости составом: 20
плотников и 16 каменщиков были распределены по бригадам на основе вза-
имных симпатий, выявленных в результате социометрического опроса. В ка-
честве контрольных групп были использованы бригады, состав которых оп-
ределялся на случайной основе. По удовлетворенностью работой, текучес-
ти кадров и др. показателям до начала эксперимента контрольные и экс-
периментальные бригады не различались между собой. Но после экспери-
мента между ними обнаружились существенные различия, представленные в
таблице:
¦ Показатели ¦ Контрольные ¦ Экспериментальные ¦
¦ эффективности работы ¦ группы ¦ группы ¦
¦ ------------------------------------
¦ ¦ до начала ¦ после ¦до начала ¦ после ¦
+---------------------------+----------+---------+----------+--------+
¦Затраты рабочей силы ¦ 3,59 ¦ 3,49 ¦ 3,66 ¦ 2,87 ¦
¦Материальные затраты ¦ 3,60 ¦ 3,32 ¦ 3,34 ¦ 3,14 ¦
¦Текучесть кадров ¦ 2,30 ¦ 3,70 ¦ 2,70 ¦ 0,30 ¦
¦Удовлетворенность работой ¦ 39,3 ¦ 39,3 ¦ 38,5 ¦ 44,8 ¦
Стили лидерства
Личностные качества лидера, конечно же, играют большую роль в его практической деятельности. Однако в конечном итоге важнее не то, что представляет собой лидер как личность, а то, что эта личность делает и как себя ведет. Поэтому исследователями лидерства было предложено несколько подходов к описанию поведения лидера, которое можно охарактеризовать как стиль лидерства.
Одним из первых описание стилей лидерства дал К. Левин, вьделивший авторитарный, демократический и пассивный стили. Хотя выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами. Поэтому были предприняты попытки усовершенствовать подход, основанный на анализе поведения лидеров.
Позднее Р. Танненбаум и У. Шмидт предложили схему, получившую название континуума лидерского поведения (рис. 1.2), которая показывает, что лидер имеет широкий выбор форм поведения по отношению к своим последователям. Важной особенностью подхода Танненбаума-Шмидта был акцент на том, что стиль лидерства должен выбираться в зависимости от того, каков источник полномочий лидера: формальная власть (т.е. власть, которой обладает лидер вследствие своего формального положения в организации) или личностные качества.
Если власть лидера основывается преимущественно на его личностных качествах, то поведение лидера в большей степени демократическое и ориентировано на отношения; лидер при этом предоставляет последователям большую свободу действий.
При движении к противоположному концу континуума поведение лидера становится более авторитарным и ориентированным на решение задачи, причем последователям предоставляется все меньше свободы действий.
Рис. 1.2. Континуум лидерского поведения по Танненбауму и Шмидту
Однако, пожалуй, наибольшую популярность среди практиков получила система описания стилей лидерства, получившая название «управленческой решетки», предложенная Р. Блейком и Дж. Моутон. «Управленческая решетка» — это двумерная схема, горизонтальная ось которой отражает ориентацию лидера на выполнение задания, а вертикальная — его ориентацию на отношения между людьми. Оси шкалированы (от 1 до 9). На рис. 1.3 показана «управленческая решетка» и даны описания пяти стилей с указанием соответствующих координат.
Рис. 1.3. Управленческая решетка Блейка-Моутон