Современные социологические теории
История американской социологии
В Америке социология как наука относительно сформировалась в 90-е гг. XIX столетия. Возникают первые курсы, кафедры, журналы и общества. Первый в мире социологический факультет открылся в 1892 г. в Чикаго.
В европейской социологии нет таких точных дат, поэтому ее история более субъективна, основана на биографиях ученых. В период своего становления американская социология ничем не отличалась от европейской школы. Не было новых теорий и гениальных открытий. И только в XX в. американская социология набирает бурные темпы в развитии новых подходов, существенно продвигая мировую социологию.
Две причины этого:
1. высшее образование, и 2) социальные реформы.
В конце XIX в. в Америке появились "демократические" университеты, которые не были обременены средневековыми пережитками европейской системы образования. В них полноценно развивались кафедры гуманитарных и социальных наук. Университеты готовили тех специалистов, в которых больше всего нуждалась страна. Среди таковых была нужна специальность для решения социальных проблем из-за бурного роста городов и притока эмигрантов из Европы.
Очень многие из ранних американских социологов были священниками или сыновьями таковых. Некоторые имели религиозное образование или служили миссионерами. Глубоко внутренняя гуманная ориентация личности этих ученых дала свой толчок и выразилась в посвящении себя служению людям, обществу.
Ластер Франк Уорд (1841-1913) – основатель классической американской социологии (книги: “Динамическая социология”, “Чистая социология”, “Прикладная социология”) создал первые в США учебники по социологии.
Уорд считал главной целью своей жизни создание социологической системы, которая помогла бы достичь человечеству расцвета и благосостояния. Он писал: “Предмет социологии – человеческие достижения”.
1. Чистая социология – имеет дело с истоками и процессом развития социальных явлений (генезиз)
2. Прикладная социология – касается изменений в обществе, которыми люди управляют (телезис)
Генезис и телезис – это два начала, природное и социальное, которые борются и дополняют друг друга. Общество – царство телезиса, т.е. индивидуальной свободы, управляемой на основе разумно поставленных целей и законов. Человек раздвоен между природой и социумом (врожденным и приобретенным). Он является “мостиком” между природой и обществом. Обуздав свои эмоции и научившись ими управлять, человек ставит осознанные цели и контролирует их разумом, т. о. он входит в поле действия телезиса. Человеческое общество, как и сам человек, противоречиво и раздвоено.
Европа определяет социологию как науку, изучающую общество в целом. До сих пор, общество как целостная система изучается европейской социологией.
ВСША социология – это наука о поведении людей, масс. Упор делается на поиски взаимосвязей, взаимозависимости явлений. Широко применяются психологические знания.
Современная американская социология состоит из большого числа школ, течений, направлений. Толчок к разнообразию социологических концепций дал российский социолог Питирим Сорокин. Его ученики, сторонники и оппоненты создавали эти концепции и развивали в течение XX в.
Несколько научных парадигм в современной западной социологии признаются равноценными и взаимодополняющими:
1. функционализм;
2. конфликтология;
3. символический интеракционизм.
Функционализм в социологии. Сторонники этого подхода утверждают, что общество в целом и его отдельные части очень тесно взаимосвязаны. Эти связи закрепляются функциями.
Нет никакой необходимости говорить о внутреннем содержании социологических фактов, а надо анализировать реальные последствия, которые связаны с фактами и объектами. В этих последствиях и проявляют себя функции.
Роберт Мертон(1910…) – наиболее яркий сторонник функционализма в социологии. Он разработал свод методологических и теоретических правил, которые позволяют систематизировать все запутанные явления жизни общества.
Это – теории среднего уровня – теории между частными рабочими гипотезами и попытками дать единую концептуальную теорию, которая все объяснит. Мировоззренческий подход к анализу социальной действительности. Социология не должна заниматься общими разговорами, не тащиться в хвосте эмпирических событий, не фиксировать факты, а систематизировать их и давать им теоретическую интерпретацию.
В основе теории среднего уровня Мертон положил понятие “функциональность”, содержащее три главные мысли:
1. Постулат функционального единства, он находится в глубине социального факта. Факты функционально определены, они несут в себе возможность объединения социологической жизни.
2. Постулат универсальности функционализма – все имеющиеся формы культуры несут в себе функциональные свойства, требующие аналитического исследования.
3. Постулат принадлежности – функции обладают неизбежностью, это ведет к функциональной детерминированности вех институтов общества.
Объектом функционального анализа могут стать социальные явления, которые повторяются. Объективные следствия, которые вытекают из социального явления – главное содержание функционализма.