Местные и пришлые: конфликт или примирение
В малой группе рождаются не только убеждения людей, т.е. правильные представления о мире, но и предубеждения — неправильное мнение, рожденное враждебным отношением к представителям другой группы.
Норберт Элиас, всесторонне проанализировав ситуации, порождающие предубеждение, создал теорию признанных и посторонних. Признанными являются «свои» (коренные москвичи, коренное население страны), а посторонними — «чужие» (эмигранты, беженцы, «лимитчики», иногородние, иностранцы). Приток посторонних воспринимается «местными» как угроза своему благополучию, сложившемуся образу жизни, даже если пришлые не очень отличаются от коренных своим языком, обычаями, взглядами.
Через некоторое время совместное проживание местных и приезжих обязательно вызывает психологическое напряжение потому что местным приходится потесниться ради размещения приезжих. Дело не только в том, что места мало. Потеснится означает не только уступить часть своего пространства другому. Потесниться приходится в своих привычках, интересах, ресур-
сах. С приезжими надо считаться, чем-то делиться, в чем-то уступить. Они стесняют нас.
Потребность посторонних искать для себя место заставляет обе стороны преувеличивать различия людей. Зачастую даже самые незначительные черточки, которые при других обстоятельствах остались бы незамеченными, теперь вдруг становятся препятствием для совместного проживания, а нередко — объектом неприязни.
Чем больше посторонних, тем скорее появится у местных желание ограничить их размещение, передвижение, трудоустройство какими-либо административными распоряжениями. Во второй половине 1990-х гг. Москва переполнилась иностранными рабочими. Под ними понимались не только строители и водители автобусов, но также продавцы на рынках, часто выходцы с Кавказа. В результате уровень антикавказских настроений в Москве поднялся на 70%: столько горожан относилось к ним отрицательно'. Но параллельно в закавказских регионах росло недовольство русскими. Иностранных рабочих насчитывалось более 400 тыс. на 6 млн москвичей (без жителей пригородов) — почти каждый десятый горожанин!
Их присутствие стало не только заметным, но нередко и обременительным. В прессе писали, что с потоком иностранцев и иных «гостей столицы» вырос уровень преступности, антисанитарии, проституции, наркомании. В итоге правительство Москвы пыталось принять ряд ограничительных указов, например касающихся прописки иногородних. В Германии, куда в 1980—1990-е гг. хлынул поток эмигрантов из Восточной Европы и Ближнего Востока, не только вводились административные санкции, но прокатилась волна народного возмущения. «Бритоголовые» провели против турецких рабочих ряд террористических акций с поджогами и убийствами.
Можно привести более яркие примеры. Чернокожих в США и Южно-Африканской Республике до недавнего времени рассматривали как людей второго сорта. Хотя в США они были пришлым населением (в свое время негров привезли из Африки как рабов), а в ЮАР — коренным. Тем не менее именно белые чувствовали себя в той и другой стране хозяевами положения. Они считали, что негритянское население им угрожает, и приняли ограничительные меры, получившие название расовой дискриминации— систематическое умаление прав другого народа или группы граждан по мотивам их национальности или расы.
Иногда дискриминация становится причиной погромов и массового недовольства, как часто происходит с чернокожими в США. Лос-Анджелес — этнически разношерстный город. В 1992 г. здесь возникли массовые беспорядки: раздраженные афро-американцы выступили против корейцев и латиноамериканцев, которые в результате массовой миграции отбирали у них рабочие места.
1 Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («Круглый стол») // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 38.
Дискриминация была отменена в США только в 1960-х гг., а апартеид в Южной Африке еще позже — в 1991 г. Апартеид (на яз. африкаанс apartheid — раздельное проживание) подразумеваетлишение представителей другой расы или национальности не только политических прав (например, права голосовать), но также социальных (жить в одном доме или районе с белыми) и экономических прав (ограничение в трудоустройстве).
В 1924 г. в ЮАР был принят закон, запрещавший белым и черным жить в одном районе. Для черных построили резервации, чтобы предотвратить приток чернокожих в города, населенные в основном белыми. В стране часто происходили забастовки белых рабочих, которые выступали против использования в промышленности дешевой рабочей силы чернокожих. За 40 с лишним лет в стране было принято около 300 суровых законов, ограничивающих или запрещающих контакты белых и черных.
Вопиющим примером враждебности к чужому народу служит известная в США организация Ку-клукс-клан, жестоко преследующая чернокожих, евреев, католиков, вообще иностранцев. Предубеждение одного народа против другого может меняться во времени. Примером служит отношение русских к иностранцам — американцам, немцам, французам и др. До революции 1917 г. перед ними откровенно заискивали, считая их более влиятельными и более богатыми. В советское время в каждом иностранце видели замаскированного врага и боялись заводить знакомство. В начале 1990-х гг. к ним вновь стали относиться благосклонно, а в середине 1990-х гг. милость сменилась гневом и раздражением, что объясняется следующим. США пытались диктовать нашей стране внешнюю и даже внутреннюю политику. Как бы плохо наше население ни относилось к своему правительству, но указки из-за рубежа оно потерпеть никак не могло. У каждого народа есть чувство национальной гордости. Возможно сработал принцип: своим я прощаю то, что не могу простить чужим.
Стремление оградить себя от контактов с чужаками подогревается страхом подхватить какую-нибудь болезнь в буквальном или переносном смысле: считается, что чужаки кишат паразитами — разносчиками заразных болезней, пренебрегают правилами гигиены и потому представляют опасность для здоровья. Или их изображают распространителями вредных идей и привычек.
Озлобление или неприятие касается всего, чем живут чужаки: их манеры говорить, одеваться, их религиозных обрядов, образа их семейной жизни и даже запахов, которые, как кажется, источает их тело.
Древние источники оставили многочисленные свидетельства вражды двух или нескольких народов, не поделивших общую территорию. Чаще всего вражда трансформировалась в кровавые войны и резню. В Ветхом Завете описано насильственное выселение еврейского народа со своей родины, предпринятое в 568 г. до н.э. вавилонским царем Навуходоносором. Евреям доставалось и от римских императоров, и от немецких фюреров. История еврейского народа превратилась в историю скитаний по чужим землям.