Вопрос 4. Соц. Действие, связи, взаимодействия
Функции социологии
Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования.
Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.
Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.
Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей.
Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований.
Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта.
Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:
определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;
представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
рассчитать возможные потери по каждому из альтернативных вариантов.
Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления.
Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений.
Роль социологии для общества:
1. Обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации.
2. Помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе.
3. Оценка результатов политических инициатив.
4. Социология может дать общественным группам более просвещенное представление о себе, увеличить их самопонимание.
2. Роль социологии в гуманитарном знании. Предмет и структура социологии
Роль социологии в гуманитарном знании:. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей, экономикой, политологией.
Предмет:В истории социологии два подхода к определению предмета социологии.
Первый, получивший название «социальный реализм» в качестве объекта исследования рассматривает общество как особый вид реальности, обладающей специфическими свойствами и развивающейся по своим специфическим закономерностям, не сводимых к индивидуальной деятельности людей и не выводимых из нее. Отсюда: предмет социологии - общество как целостный организм, его структуры и взаимодействие между ними.
Второй – получивший название «социальный номинализм» рассматривает общество как совокупность взаимодействующих людей. Поэтому понять его можно только через понимание природы самого индивида. Отсюда - предмет социологии - человек и его поведение.
Структура:
Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания.
Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации.
Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.
В структуре социологии принято выделять три уровня:
верхний уровень — уровень общесоциологических знаний и теорий.
средний уровень социологии — уровень, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.
Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. Макросоциология изучает социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.
3.Уровни и методы социологического знания. Прикладные социологические исследования.
Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.
В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей:
§ верхний этаж — этонаучная картина мира (философские предпосылки);
§ четвертый -общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;
§ третий — частные, или специальные, теории;
§ второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;
§ нижний этаж — прикладные исследования.
Методы:
Метод– основной способ сбора, обработки или анализа данных. Наблюдение– целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются.
Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.
Эксперимент– метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.
Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные.
Анализ документов– один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.
Опрос– метод сбора социологической информации. В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.
Интервью– целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
Вопрос 4. Соц. Действие, связи, взаимодействия
Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.
Социальное взаимодействие - способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
2. ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
3. аффективное - определяется эмоциями;
4. традиционное - определяется традицией или привычкой.
Признаки действия:
Нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм);
Волюнтаризм (связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды);
Наличие знаковых механизмов регуляции.
Социальное действие - единичный акт со след структурой:
Субъект - тот, кто совершил действие (коллективный, индивид).
Объект - тот на кого направленное действие.
Этапы соц. действия:
Цель;
Способ реализации цели;
Средство;
Результат.
В отличие от соц.действия, которое представляет собой отдельный акт и может быть направлено на любой объект, соц.взаимодействие всегда направлено на другого человека и вызывает обратную реакцию.
Основные условия социального взаимодействия
1.Наличие двух и более индивидов.
2.Совершение ими каких-то действий, влияющих на переживания и поступки друг друга.
3.Наличие проводников передающих влияние.
Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия,основанное на взаимных ожиданиях.