Теории психологии народов и поведения толпы (масс и элиты)
Если в эволюционистских теориях структура человеческого общества выступала в достаточно абстрактной форме, отождествляясь с организмом в его чисто биологической интерпретации, то собственно структуралистские теории акцентировали свое
внимание на каком-то ведущем элементе социальной структуры, функционирование которого, по мнению авторов, и определяло специфику устройства и развития общества в целом. В качестве "ключевых" элементов чаще всего выделялись такие образования, как раса, масса, элита, толпа, организация, малая группа и т.д. При этом социологическая теория строилась чаще всего как доказательство социального равновесия, порядка, согласованности, гармонии. В целом эти теории противостояли теориям революционного преобразования общества.
В XX в. в противовес теориям революционного переустройства общества появляются теории, стремящиеся принизить пафос революционного переустройства общества, переосмыслить роль народных масс и личности в истории. Таковыми и стали теории психологии народов и поведения толпы.
Теория психологии народов имеет очевидный психологический и социальный смысл. В рамках философской традиции Германии отчетливо проступает стремление искать духовные элементы бытия не только в природе человека, но и мира в целом. Неудивительно поэтому, что именно в Германии формируются идеи о "духе истории", "духе культуры", "духе цивилизации", "духе времени", "духе нации" и т.д. Одним из вариантов такого "одушевления" общества стала попытка говорить не только о психологии личности, но и о коллективном носителе психического, т.е. о психологии народа.
Основоположниками этой теории являются немецкие исследователи М. Лацарус (1824-1903) и X. Штейнталь (1823-1899), которые в ряде статей, опубликованных в основанном ими журнале "Психология народов и языкознание" (1859-1890), развивали идею о народе как главной силе истории и о "духе целого" как особом выражении коллективной психологии или коллективном сознании, реализующихся в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях, традициях и обрядах. Индивидуальное сознание полностью увязывалось с этим коллективным духом, выступая в качестве его элементарной ячейки. Придавая духовности всеобщую историческую значимость, основоположники теории не сомневались в том, что существуют и особые законы ее развития, поэтому осмысление этих законов определялось в качестве главной задачи науки (философии, истории, социологии и психологии).
Свое классическое воплощение идея коллективного разума получила в десятитомном труде В. Вундта (1832-1920) "Пси-
хология народов", который на большом фактическом материале стремился доказать справедливость исходной идеи, правда, заменив абстрактный термин "дух целого" на программу конкретного изучения обыденного сознания. В его интерпретации прослеживается определенный скепсис по поводу общих законов развития духа и проступает очевидное стремление эмпирического исследования конкретных проявлений коллективного разума (в сказках, легендах, мифах, в языковых оборотах и т.д.), что и придает данной теории своеобразный социологический оттенок.
Более социологична в этом плане теория группового поведения, или поведения толпы, французского исследователя Г. Ле-бона (1841-1931), изложенная в его работах "Психология народов и масс", "Эволюция цивилизации", "Психология социализма".
Исходным тезисом его теории является положение о том, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как его анатомические и расовые особенности. Этот строй выражается в его верованиях, мифах, обрядах, искусстве, в характерных типах поведения и действует как скрытая, никем не осознаваемая сила.
Далее автор стремится определить место толпы (массы) в историческом процессе и развивает тезис о возрастающем влиянии масс в современном обществе, которое трансформируется в общество, определяемое им как "массовое".
Особое значение в его теории приобретает учение о соотношении индивидуального и коллективного. С точки зрения Г. Лебона, коллектив (группа, масса, толпа), имея свои отличительные признаки, полностью нивелирует человека, заражает его массовым психозом.
Отмечая бессознательный и избыточно эмоциональный характер поведения людей в толпе, Г. Лебон утверждал, что это поведение обусловливается действием закона "духовного единства толпы". Этим же законом в значительной степени детерминируется и превращение индивида в некий безвольный автомат с подавленными рациональными началами, избыточной эмоциональностью, легкой внушаемостью, нетерпимостью, потерей чувства ответственности, заряженностыо какой-либо простой идеей, утратой нравственных критериев поведения и т.д.
Согласно концепции Г. Лебона, "толпы" в значительной степени отличаются друг от друга, но все они могут быть сведены к двум основным типам: "разрозненная толпа" (различные виды случайных объединений людей: зеваки, митингующие, пассажиры) и "однородная толпа" (секты, касты, классы, сословия и т.п.).
Первый тип представляет собой совершенно неорганизованное объединение людей, которое может вести себя либо спокойно, либо впадать в состояние массового психоза (паника, буйное выражение эмоций и т.д.).
Второй тип отличается своей организованностью. Здесь могут быть свои организационные структуры и системы управления (клубы, общества, движения, партии, профсоюзы и т.д.) и свои формальные или неформальные лидеры (руководители, вожди, предводители). Но во всех случаях толпа (масса) подавляет, нивелирует личность.
Особое место в концепции Г. Лебона отводится элитным слоям общества (аристократии), деятельностью которых объясняются все достижения цивилизации.
На этой основе делается ряд политических выводов о вредности социального равенства и демократических основ управления, о пагубности социальных революций и социалистических общественных преобразований, что ставило Г. Лебона в ряд самых рьяных и ненавистных противников социализма.
2.2.8. Концепция общественного развития Г. Тарда
Данная концепция строится на том предположении, что в природе и обществе происходят повторяющиеся события, действия и взаимодействия. Поэтому все происходящее в мире может быть рассмотрено, по мнению Г. Тарда (1843-1904) с трех точек зрения: повторения, противопоставления и приспособления, которые в одинаковой степени проявляются в неживой природе, в живой природе и в человеческом обществе. "Это три ключа, — пишет Тард, — которые употребляет наука, чтобы раскрыть тайны вселенной. Она ищет, прежде всего, не причины явлений, а законы их повторения, противопоставления и приспособления" [71,7].
В биологии эти законы реализуются следующим образом:
1. Закон повторения — это стремление видов к умножению в геометрической прогрессии.
2. Закон противопоставления — это борьба за существование.
3. Закон приспособления — это соотношение в росте и умножение отдельных видов.
Подобные же законы, по мысли Тарда, действуют и в обществе. И только тогда, когда социология овладеет этими зако-
нами, она станет настоящей наукой. Тард полагал, что ему удалось эти законы обнаружить.
В обществе закон повторения реализуется как закон подражания (именно поэтому концепция Тарда в целом получила название "теории подражания", хотя она, конечно, не исчерпывается только этим аспектом). Повторения в обществе встречаются на каждом шагу: дети подражают взрослым, плебеи — патрициям, селяне — горожанам, подчиненные — руководителям и т.д. Обычай, мода, традиции зиждутся на подражании. Особое значение для социального развития имеет подражание (дублирование, повторение) различного рода новациям и изобретениям. Возникнув как плод творческой деятельности индивида, новации распространяются в обществе, как круги на воде, захватывая все более и более широкое пространство. Конкретно подражание реализуется как акт взаимодействия двух и более индивидов, из которых один выступает в качестве генератора новой идеи, а другой (или другие) в качестве ее распространителя (подражателя).
В силу того, что в обществе одновременно действует не один, а несколько генераторов новых идей, и расходятся не один, а несколько кругов подражания, то они входят в состояние противоположения, противоборства, накладываются друг на друга, т.е. в действие вступает второй закон. Как считает Тард, "наибольшее препятствие распространению социального нововведения и его переходу в традиционный обычай встречается со стороны другого какого-нибудь нововведения, распространяющегося наряду с первым, причем между ними, говоря языком физики, происходит интерференция" [71, 20].
Прогресс науки, по мысли Тарда, как раз и состоит в раскрытии все более тонких и скрытых противопоставлений, которые пронизывают все мироздание.
Особенность социальных явлений заключается в том, что внешние, или событийные противопоставления нуждаются в более глубоком анализе, их истоки скрыты глубоко в психике человека, который повседневно ощущает в себе противоборство различных желаний, стремлений, идей. Выявление этого внутреннего поля борьбы и обеспечивает познание глубинных причин исторических событий и явлений. "Истинный элемент социального противоположения, — пишет Тард, — надо искать в каждой отдельной общественной личности всякий раз, когда она колеблется, принять ли ей или отвергнуть тот или другой, предлагаемый ей, новый образец построения речи, постройки домов, об-
раза мышления, направления в искусстве или устройства личной жизни. Это колебание, эта внутренняя борьба, повторяющаяся миллионы раз в миллионах экземпляров, и есть элементарное, бесконечно-малое и бесконечно-плодотворное противоположение в истории. Введение его произвело в социологии спокойную, но глубокую революцию" [71, 26].
Эти личные колебания, внутренняя борьба, имеющие внешний выход в стремлениях и действиях человека, благодаря закону подражания становятся фактом общественной жизни, социальным явлением. Так подражание может привести к столкновению разных интересов, к конкуренции, к борьбе и, далее, к военным действиям.
Однако идея самосохранения должна нивелировать остроту этой борьбы, она приводит к согласию, гармонии или приспособлению, т.е. к включению в действие третьего закона развития. Опять же, идея социального приспособления низводится до уровня индивидуальной психики и взаимодействия между двумя индивидами. Тард по этому поводу пишет: "В индивидуальном гении лежит истинный источник всякой социальной гармонии, т.к. все прекрасные сооружения должны были быть придуманы, прежде чем были приведены в исполнение, вначале они существовали только в виде идеи, скрытой в нескольких мозговых клеточках, прежде чем заняли обширную территорию. Теперь мы можем утверждать, что элемент социального приспособления лежит, в сущности, во взаимном приспособлении двух людей, из которых один словом или делом отвечает на высказанный вслух или молчаливый вопрос другого, т.к. удовлетворение потребности, как и решение задачи, есть только ответ на вопрос" [71, 49].
Таким образом, картина общественного развития есть, по мнению Тарда, бесконечный ряд повторений, противопоставлений и приспособлений, реализующихся в истории языка, религии, экономики, политики, права, искусства. Причем затравщиком всех социальных новаций и изобретений является сознание отдельно взятого человека (гения, творца, изобретателя), а их тиражирование определяется подражательной деятельностью остальных людей. Таким образом, в теории подражания в зачаточной форме проявляются и концепция социального действия, и концепция социального взаимодействия, нашедших свое дальнейшее развитие в концепциях функционализма.
2.2.9. Общность и общество как формы социального развития в концепции Ф. Тенниса
Ф. Теннис (1855-1936) является одним из основоположников немецкой теоретической социологии, которую он называл "чистой", или общей социологией. Задачей такой социологии, с его точки зрения, является изучение общих черт (признаков) социального процесса, основных форм коллективного существования людей и выработка на этой основе общих понятий, типо-логизирующих социальные явления. В своей основной работе "Общность и общество" он сформулировал свое видение основных элементов социальной структуры и прогрессивного развития.
Специфика социальных явлений определяется через понятие воли. История есть проявление волевых актов. Причем сама воля подразделяется на определенные виды: органическую (инстинктивную) и рассудочную. Последняя характеризуется тем, что с ее помощью осуществляется возможность выбора той или иной ситуации и цели поведения. Каждое проявление воли определяет тип общественных отношений, каковыми и выступают общность и общество. В общности, к которой автор относит семью, род, общину, действуют межиндивидуальные отношения, господствует инстинкт, чувство, органическое единство, где все за одного и один за всех, где господствует чувство родства. Общество же понимается как более широкое социальное образование, высшее по отношению к общности, а поэтому выступающее как нечто "чужое", "враждебное", формирующее ситуацию конкуренции, расчета, выгоды, требующее включения в работу "холодного" ума и логических абстракций.
Этим двум типам общественной организации соответствуют определенные типы социальности, находящиеся в ситуации антагонизма.
И ход истории таков, как полагает Ф. Теннис, что общинная социальность постепенно вытесняется социальностью общественной. Конкуренция и борьба начинают доминировать в обществе. Но до тех пор, пока в обществе остаются признаки общности, (а семья, как следует из контекста рассуждений, хотя и меняется, но никогда не исчезает) в нем сохраняется почва для "согласия", "любви", "дружбы", "доверия" и проявления всех других этических категорий. Личность же, хотя и попадает в тенета товарного фетишизма и отчуждения в рамках капиталистического общества (а именно это общество и рассматривается
Ф. Теннисом в качестве основной модели организации человеческого сосуществования), сохраняет в себе непреодолимую тягу к свободе, и социальная эволюция есть реализация этого человеческого устремления.
Так как все разновидности социальной организации Ф. Теннис выражал с помощью понятий "форма" или "тип", его считают основателем "формальной" школы в социологии.
2.2.10. Неоклассическая теория устройства общества и его развития Э. Дюркгейма
Начало творческой деятельности французского социолога Э. Дюркгейма (1858-1917) совпало с засильем в социологии психологизма, что волей неволей приводило к чрезмерной индивидуализации социальных явлений, к сведению общественного к личному, объективного к субъективному. Будучи приверженцем позитивистской методологии, акцентированной на эмпирические методы исследования и открытие объективных закономерностей, Э. Дюркгейм весь пафос своего творчества направил на утверждение социального в качестве самостоятельного объекта существования и специального (социологического) исследования.
В своих основных работах: "О разделении общественного труда" (1893). "Правила социологического метода" (1885), "Самоубийство. Социологический этюд" (1897) он сформулировал основные принципы своего понимания структурной организации общества, его функционирования и развития. При этом он- исходил из традиционной для французской социологии холистской идеи о примате целого над частью, общественного над индивидуальным. С точки зрения холистского взгляда на мир, целое хотя и складывается из частей, но его свойства определяются не свойствами частей, а их особой связью в системе целого, в результате чего и образуются интегральные (эмерджентные) свойства, характерные только для самой этой целостности. Таким интегральным свойством для общества и выступает социальность, как функция объединения людей, групп, организаций и институтов в целостную социальную систему. Именно поэтому, по мнению Э. Дюркгейма, общество (как в равной мере и отдельные его фрагменты) необходимо изучать как интегральное целое, не сводимое к простой сумме частей. Социальность и есть то самое главное, что образует общество, что выделяет его из природных и биологических объектов, что определяет специфику его суще-
ствования и развития. Этот холистский подход распространяется и на изучение отдельных социальных структур. Так, например, могут быть отдельные самоубийцы, поведение которых представляет интерес для психологов; для социологии же больший интерес представляет самоубийство как социальное явление. Изучение, например, уровня самоубийства в различные исторические периоды, в различных социальных средах, в различных экономических и политических ситуациях. Точно так же могут изучаться мода, безработица, кризисы, социальные движения, политические явления, религия и т.д.
В смысловом контексте социальности объединяются такие противоположности, как природное и общественное, индивидуальное и коллективное, материальное и ментальное, сознательное и бессознательное, нормальное и аномальное, регрессивное и прогрессивное. Социальное представляет собой, в трактовке Э. Дюрк-гейма, некую амальгаму коллективного бытия, воспарившую над людьми и предписывающую им правила социального действия и поведения.
Именно эта сущность и определяет содержание дюркгеймов-ской категории "социальный факт", которая одновременно имеет и онтологический, и методологический смысл.
Социальные факты (в их онтологическом понимании) — это и есть те элементы, на которые разлагается "внутренняя социальная среда". Они подразделяются на два основных класса: материальные (физические, или морфологические) и ментальные ("коллективные представления").
И те, и другие наделяются свойством объективности, независимости от индивидуального сознания. Но при всей своей независимости в плане существования и генезиса, они наделяются функцией принудительного воздействия на человека, предписывая ему правила поведения и действия. Получается, что социальность и ее конкретное проявление — социальные факты — существуют как бы сами по себе; люди приходят и уходят, а социальность остается, изменяясь медленно и постепенно. Вот это изменение социальности и есть история общественного развития.
Общество как целостная органическая система постоянно изменяется и развивается. Само развитие в этой концепции трактуется с позиции единства процессов дифференциации и интеграции. Основным механизмом общественного развития признается разделение труда. По степени разделения труда определяется уровень развития общества. Труд и разделяет людей по их
функциональным признакам, и объединяет их в единую, целостную систему, так как каждый человек оказывается в зависимости от другого человека, как в сфере производства, так и в сфере распределения и потребления. На базе разделения труда вырабатывается особый тип социальной солидарности. Именно в процессе труда, производства, организации, управления, обмена и потребления складываются все те материальные и ментальные структуры (факты), которые и определяют существование и развитие общества как особо сложной системы. .
Само это развитие трактуется как переход от механической солидарности с насильственными способами объединения неразвитых, одномерных людей к органической солидарности, отличающейся сложной системой обмена человеческой деятельностью, основанной на высших принципах морали и права. Эта солидарность сплачивает людей в единой целостной системе. И хотя эта целостность определяет правила поведения людей в обществе, тем не менее она оставляет им простор для индивидуального творчества, для объединения людей в новые производственные корпорации, расширяя тем самым круг общественных функций и рамки самой солидарности.
Таким образом, эволюция общества в трактовке Э. Дюрк-гейма предстает как переход от одного идеального типа общественной организации к другому, от менее дифференцированного и солидарного общества к более дифференцированному и более солидарному, каковым, по мнению исследователя, и является капитализм.
2.3. Теории социального действия как основы функционирования и изменения общества
2.3.1. Общая характеристика
Теории этого класса, как следует из самого названия, нацелены на раскрытие структуры общества, особенностей его функционирования и изменения через анализ такого явления как социальное действие. В этих теориях в качестве основных элементов социальной структуры выделяются: личность, группа, класс, слой, масса, толпа, раса, общность, организация, институт, сфера, форма и т.д., рассматриваемые через принцип действия.
При этом наиболее сложными для теоретической социологии были и остаются общие проблемы социального бытия. Ибо
и здесь приходилось сталкиваться с вопросами основной детерминации, т.е. что что определяет: человеческая природа определяет устройство общества, или общество определяет природу человека; материальная сфера доминирует над духовной или, наоборот, духовная определяет материальную; сознание человека играет ведущую роль в общественной жизни или на эту роль претендуют скрытые структуры человеческой психики, его подсознательные акты ит.д. Плюралистичность социологических теорий как раз таки и объясняется тем, что их авторы стремятся решить проблему общественного устройства с позиции какого-либо одного из указанных альтернативных признаков. При,всей кажущейся противоречивости этих теорий, они в значительной степени дополняют друг друга.
2.3.2. Концепция нелогического действия В. Парето
Многие исследователи специфику социальных явлений, системную организацию общества стремились раскрыть, анализируя природу человеческих действий. Основными представителями этого направления теоретической мысли являются: В. Парето, У. Макдугалл, М. Вебер, Т. Парсонс, Д. Хоманс, П. Блау, А. Турен, Ю. Хабермас, П. Бурдье, Э. Гидинс и др., которые с разных сторон стремились охарактеризовать природу этого феномена, возводя его в ранг системообразующего элемента.
Свои идеи относительно устройства человеческого общества итальянский исследователь В. Парето (1848-1923) изложил в работе "Трактат всеобщей социологии". Основной структурной единицей социальной системы у В. Парето выступает человек, через природу действий которого он и стремится объяснить социальные явления, моделируя из них структуру общества. Суть этой природы определяется следующими положениями:
— человеческое поведение имеет иррациональный (алогичный) характер, о чем свидетельствует, по мнению исследователя, вся человеческая история;
— иррациональный характер человеческого поведения определяется врожденностью психических диспозиций, своего рода инстинктов, скрытых чувств, или, как их называет сам автор, "остатков", "реликтов" (для простоты будем называть их инстинктами);
— выделяется шесть основных инстинктов, каждый из которых отвечает за тот или иной тип поведения — это: инстинкт
комбинаций, постоянства агрегатов, общения, социальности, собственности, половой;
— инстинкты как основные детерминанты социальных действий отнюдь не всегда выступают в качестве благородных мотивов, наоборот, они скорее связываются с корыстью, низменностью и эгоизмом;
— человек, ощущая низменность своих инстинктивных желаний, стремится замаскировать их, определенным образом облагородить, для чего и используется человеческий разум;
— разум, логика даны человеку для того, чтобы измышлять различного рода благородные теории (идеологии), маскирующие истинные мотивы его поведения;
— в силу этого все идеологические системы лживы, они являются своего рода "деривациями", или производными от инстинктов, в силу чего они определяются как теоретические маски;
— всего автор насчитывает четыре класса дериваций: простые утверждения, утверждения авторитета, эмпирические утверждения и словесные доказательства;
— каждая деривация имеет 17 форм, цоэтому в целом насчитывается 68 различных видов идеологических масок, в частности, выделяются деривации юридические, нравственные, политические, религиозные, литературные т.д.
Разобрав подобным образом исходную клеточку социальной структуры, В. Парето моделирует и саму эту структуру. С его точки зрения, общество представляет собой систему, находящуюся всостоянии динамического равновесия, которое устанавливается как результат усреднения социальных действий.
Это равновесие определяется наличием в обществе двух основных "классов" — элиты и неэлиты (или широкой массы людей).
Именно в структуре элиты он и прослеживает противоречивое единство "остатков" и "дериваций". От этого сочетания во многом определяется, по мнению В. Парето, качество элиты и те изменения ("круговороты"), которые могут с ней происходить, т.е. ее становление и разложение. Элита по определению занимает главенствующее (руководящее) место в обществе (прежде всего, вполитике и в экономике), но в силу преобладания тех или иных "остатков" она делится на "лис" и "львов". Первые наделены хитростью, вторые — силой воли, решительностью силовых действий, что и определяет те или иные политические режимы. Эти же типы в сфере экономической жизни называются "рантье" и "спекулянты".
Если указанные "остатки" затухают, то элита вырождается. Для того, чтобы этого не происходило, она постоянно должна заботиться о притоке свежих сил, которые могут черпаться как из самой элиты, так и из талантливых представителей народных масс. Если же элита замыкается в себе и не обновляет свой организм, это обновление происходит стихийно в форме революции и полной (или частичной) смены правящей элиты.
Чередование экономических и политических циклов развития общества, поддержание или разрушение его гармонии сопровождается соответствующими процессами в духовной жизни (в философии, науке, искусстве, религии и т.д.), где есть свое деление людей на элиту и неэлиту.
Таким образом, в теории В. Парето структура общества и основные социальные процессы всецело определяются природой человека, в которой своеобразно сочетаются иррациональные и рациональные моменты его психики, элитные и неэлитные (массовые) качества.
2.3.3. Инстинкт как основа социального действия в концепции В. Макдугалла
Аналогичные идеи развивались американским исследователем В. Макдугаллом (1871-1938), который в своей работе "Основные проблемы социальной психологии" сформулировал "целевую", или "гормическую" (от греческого "гормэ" — стремление, желание) концепцию человеческого поведения. Согласно этой концепции человек наделен особой жизненной энергией, определяющей его действия и поступки. В основе этой энергии лежат инстинкты. Инстинкты определяют чувства, эмоции и настроения человека. А эти последние реализуются в его действиях и поведении.
По мнению В. Макдугалла, у человека имеется одиннадцать основных инстинктов (количество инстинктов в различных работах этого автора варьируется). Каждому инстинкту соответствует простая эмоция, каждой простой эмоции соответствует элементарное действие. Кроме того, сочетание простых эмоций рождает целый спектр сложных эмоций, определенным образом соотносящихся с чувствами. Главными чувствами, по мнению исследователя, являются любовь, ненависть и уважение. Основные инстинкты, чувства и элементарные действия в их соотношении
друг с другом могут быть сведены в следующую таблицу (см. рис. 9):
№ | Инстинкты | Эмоции | Действия |
1. | стадный | тяга к общению | общение |
2. | воспроизводства | сексуальные влечения | сексуальные действия |
3. | родительский | нежность | ласкающие действия |
4. | любопытства | удивление | познание (изучение) |
5. | приобретения | скупость | накопительство |
6. | строительства | удовлетворение | созидание |
7. | самоуверенности | самопревознесение | напыщенность |
8. | самоуничижения | покорность | подчинение |
9. | отталкивания | отвращение | неприязненное отношение |
10. | драчливости (борьбы) | гнев | драка |
11. | бегства | страх | испуг |
Рис. 9.Соотношение инстинктов, эмоций и действий
Из этих инстинктов, чувств и элементарных действий В. Макдугалл выводит основные социальные институты (семью, право, государство), доказывает образование общин, городов, массовых объединений, формирование коллективной трудовой деятельности и общества в целом, а также такие социальные явления, как войны, революции, массовые движения, кризисы и т.д. Социальное, таким образом, сводится к личному, а личное — к иррационально-инстинктивному.