Теоретико-метологические положения психологии масс (толпы) Г. Лебона.

Краткая биографическая справка. Основные работы.

Ключевые категории, разработанные Г. Лебоном: психология толпы, коллективная душа, закон духовного единства толпы.

Методология исследования - психологический редукционизм. Фундаментальная роль эмоций в общественных процессах.

Задачи социологии: вычленять фундаментальные социальные закономерности, исходя из методологии психологического редукционзма.

Объект исследования - социальное поведение больших групп людей, «толпы», «массы», народа.

Предмет анализа - психологические законы поведения толпы и индивида в толпе. Психология толпы. Два типа толпы: однородная (классы, касты, секты), разнородная (уличные толпы, сборища, парламентские собрания); бессознательный закон «духовного единства толпы». Потребность в вожде. Коллективная душа толпы. Характерные черты толпы: импульсивность, зараженность общей идеей (подобно явлению гипноза), сознание непреодолимости своей силы, отсутствие ответственности и уверенность в безнаказанности, неспособность к анализу, рассуждению, нетерпимость, высокая восприимчивость к внушению и стремление к немедленной некритической реализации внушаемых идей, необъятное легковерие, готовность бездумного следования за сильным лидером: массы уважают только силу, доброта – проявление слабости, догматизм, раздражительность, повышенная чувствительность[1]. Социальная база толпы - маргинальные слои, бунтари, податливые к распространению стихийных форм поведения индивиды. Поведение индивида в толпе: потеря интеллекта, личной ответственности за своё поведение, индивидуальности, воли, превращение в иррациональное существо. Коллективная душа. Роль коллективной души в формировании народа, его жизнеспособности и могущества. С исчезновением коллективной души (или разложением) распадается и народ. Важными проявлениями души народа являются язык, учреждения, идеи, верования, искусство, литература, из которых складывается цивилизация. Зависимость величия народов от уровня нравственности. Субъекты нравственности. Значение творчества Г. Лебона для развития психологической парадигмы и мировой социологии.

Тема 4. Психологический эволюционизм и инстинктивизм в психологической парадигме.

Исторические условия появления в США на рубеже Х1Х – ХХ веков психологического эволюционизма. Его сущность. Основные представители: Лестер Уорд (1841-1913). Ключевые понятия. Психологический эволюционизм, коллективный телезис. Социальность как результат желаний и социокультурных потребностей человека. Методология психологического эволюционизма.

Общество развивается согласно законам эволюции: от простого к сложному , от хаоса к порядку. Закон социального развития – борьба за организацию. Роль государства в развитии общества. Значение всеобщего образования. Роль любви Гендерные отношения. Труд и обман как инструменты удовлетворения первичных желаний человека.

Предмет социологии - изучение генезиса и телезиса – осознанного, целенаправленного воздействия человека на общественное развитие.

Общество как результат стихийного развития сил, бессознательной эволюции (генезис), так и следствие осознанных целенаправленных действий человека (телезис). В основе развития общества лежат психологические законы. Отличие социальной жизни от природных процессов. Социальная эволюция и ее развитие под действием эволюционных и психических законов. Движущая сила эволюции - стремление (тоска) человека по счастью. Понятие счастья человека как свободного развития своей индивидуальности. Это должно быть также и наивысшим нравственным идеалом». Двойственная природа человека: социальная и биологическая.

Ф. Гиддингс (1855-1931).

Ключевые категории: социальность, социальный разум, сознание рода, социальная структура, классы (первичные), классы (вторичные), социальный класс, несоциальный класс, псевдосоциальный класс, антисоциальный класс. Методология психологического эволюционизма. Методы анализа. Предмет социологии - изучение объективных процессов эволюции общества и сознательной деятельности людей, коллективного сознания рода. Понятие социальности, имеющее естественное, психологическое происхождение. Сознание рода как психическое свойство человека. Микро- и макроидентичность как высшая ступень сознания рода. Сознание рода и его функции в обществе. Общество психическое по своей природе, создается сознательными усилиями индивидов. Человек – общественное существо благодаря сознанию рода. Взаимодействие человека и общества как проблема соотношения общественного и индивидуального сознания. Социальная структура общества. Жизненные классы. Классы личностей. Социальные классы и их функции. Социальный класс. Несоциальный класс. Псевдосоциальный класс. Антисоциальный класс.

А. Смолл (1854-1926).

Ключевые категории: интересы, конфликт интересов, социальные институты на основе интересов, группы по интересам, этноцентризм, Мы-группа, Они-группа. Методология исследования основана на принципах психологического эволюционизма. Предмет социологии– интересы, как необходимые элементы человеческого действия. Социальная жизнь - результат взаимодействия интересов людей. Классификация интересов по группам: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота, справедливость. Интересы как основа образования социальных групп, институтов и социальных конфликтов. Социальный конфликт как конфликт интересов. Задача социологии - давать практические советы по совершенствованию социальных институтов, по гармонизации социальных структур и отношений в обществе.

У. Самнер (1840-1910).

Ключевые категории. Группы по интересам. Социальные институты на основе интересов. Институты самоподдержания общества. Институты брака и семьи. Институты самоутверждения. Институт религии связан с инстинктом страха. Концепция норм социального поведения. Понятия: «Мы-группа», «Они-группа». «Этноцентризм». Нравы и обычаи - первичный фактор развития общества. Общество состоит из конкурирующих групп. Конкуренция за выживание в социальном пространстве между группами и индивидами – это особенность социального организма. Законы противостояния групп МЫ – ОНИ. Задачи социологии охватывают две сферы анализа социальных процессов – эволюционных (биологических) и психологических, субъективных. Значение психологического эволюционизма в теоретической разработке проблемы социального взаимодействия, получившей затем развитие в рамках интерпретативной парадигмы.

Наши рекомендации