Маркузе остается в США
Главной задачей Маркузе было развитие самой теории, это он осуществлял через институтский журнал "Zeitschrift fur Sozialforschung", рассматривая такие темы, как гедонизм (1938), философия и "критическая теория" (1937).
Элита Института после возвращения во Франкфурт после Второй мировой войны получил всемирное признание как Франкфуртская школа.
Маркузе остался в США, но продолжал идентифицировать себя с коллегами и считался одним из основателей Франкфуртской школы.
Жизненный путь
• Во время Второй мировой войны он был старшим аналитиком Организации стратегической службы (предшественницы ЦРУ), а после 1945 г. - шефом исследовательского отдела Центрально-Европейского управления Госдепартамента США.
• В 1950 г. он стал старшим научным сотрудником (senior fellow) Российского института Колумбийского университета, с 1952 г. — Российского исследовательского центра Гарвардского университета, в 1954 г. Маркузе - профессор политики и философии университета Брандейс.
• С 1965 г. Маркузе работал на философском факультете Калифорнийского университета в Сан Диего, откуда его вынудили уйти в отставку в 1970 г.
Основные работы
• В рамках Института Хоркхаймера — "Разум и революция: Гегель и подъем социальной теории" [Reason and Revolution: Hegel and the Rise of the Social Theory. N.Y.: Humanities Press, 1941]. В ней он спасал Гегеля от предполагаемой связи с нацистами и установил его решающую роль для диалектической мысли Маркса.
• Следующая книга Маркузе "Эрос и цивилизация", написанная в 1955 г. В книге выдвинут важный тезис о социальных и политических приложениях психоанализа, подтверждающих такие, казалось бы, очевидные, пессимистические концепции, как инстинкт смерти в радикалистском направлении.
• В 1958 г. вышла книга Маркузе "Советский марксизм", ставшая результатом его работы в Колумбийском и Гарвардском русских исследовательских центрах. Она еще яснее, чем предыдущие работы, выявила его разочарованность ортодоксальным марксизмом и предполагаемым его воплощением в Советском Союзе.
• Наиболее влиятельна его книга — "Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества" [One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society. Boston: Beacon, 1968].
Торжество «одномерного человека»
• В книге проанализированы средства, использование которых позволяет сдерживать потенциальный социальный протест с помощью очевидно не силовых культурных механизмов.
• На уровне академической философии это означает триумф позитивизма.
• На уровне обыденной идеологии это означает принятие технологической рациональности как ответа на политические проблемы.
• На уровне личного счастья это означает близорукий и пустой гедонизм (цель жизни – наслаждение), который Маркузе называл "репрессивной десублимацией".
• СЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
• Лекция 6
• Барт Р. Мифологии. М. 1996.
• Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск.2000.
• Ф. де Соссюр. Заметки по общей лингвистике.— М.: "Прогресс", 1990.
• Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.,2003.
Ф.де Соссюр о языке как системе
Фердинанд де Соссюр
Ф. де Соссюр (1857—1913) родился в Женеве в семье ученых. В 1875 г. поступил в Женевский университет, через год — в Лейпцигскую школу лингвистов (младограмматическую), где проучился 2 года, в основном занимаясь сравнительно- историческим языкознанием.
В 22 года (1879 г.) пишет крупную сравнительно-историческую работу «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках». Работа получает положительные отзывы от Николая Крушевского и И. А. Бодуэна де Куртенэ, отрицательные — от младограмматистов. В 1880 году уезжает в Париж, где получает должность профессора.
На основе лекций Соссюра его учениками Шарлем Бали (Charles Bally) и Анри Сеше (Henri Séchaye) написана книга «Курс общей лингвистики» (Cours de Linguis|que Générale)
Дихотомия язык/речь
Дихотомия «язык—речь» — кардинальное положение, высказанное Соссюром.
(«Дихотомия» — греч. διχα — надвое, τομε — режу.)
Речевая деятельность (langage) распадается на диаметрально противоположные сущности:
язык (langue)речь (parole)
Язык — система знаков и грамматическая система, обязательная для всех членов языкового коллектива. Язык социален. Речь индивидуальна. Речь — «акт изъявления воли и разума». Это:
а) индивидуальные комбинации, зависящие от воли говорящих
б) акты говорения.
Язык — потенциален (то есть то, что может быть сказано). Речь — актуальна (реализация потенциальной системы).
Язык/речь