Постановка задач в программе ИСТ
Первыйэтап (Знакомство — зарождение конфликта,). Цель — дать информацию о себе, узнать, откуда и кем являются участники семинара, раскрыть тему и связь ее с практикой.
Задачи выявить степень заинтересованности в данной тематике; ограничить, обозначить четкую границу между ведущим семинара и участниками.
Принцип независимости означает, что ведущий и каждый участник ведут себя так, как считают нужным, независимо от устоявшихся представлений о том, как должно быть организовано знакомство. Этот принцип относится и к ведущему семинара. Ему необходимо начинать знакомство, не ставя задачу «понравиться» аудитории или «расположить ее к себе».
Характеристика форм работы: монолог ведущего семинара, ограничение критики и рефлексии и пресечение разговоров обо всем или ни о чем, (разговоры о политике, экономике и т. п.), обращение — мягкое по форме, жесткое по содержанию. Время первого этапа — 0,5-1 час.
Критерии эффективности первого этапа: недовольство в аудитории у части слушателей; желание задать вопросы о профессиональной пригодности ведущего семинара; заинтересованность в его личной жизни и биографии; недоверчивые взгляды, обсуждение участниками ведущего семинара.
Второй этап (Созревание — проявление противоречий). Цель — фиксация целей, задач, интересов, мотивов участников ИСТ.
Задачи: 1) выявление активных, пассивных и нейтральных позиций; 2) обсуждение принципов, правил и режимов ИСТ; 3) определение границ тематики
«Принцип биологичности» означает, что в диалоге мы начинаем совместный процесс обсуждения правил, принципов ИСТ, сохраняя свои позиции и не уничтожая их, фиксируя непонимание и понимание среди участников.
Характеристика формы работы; обсуждение; спор; разговоры ни о чем; напряжение и ощущение никчемности обсуждения; смех, группообразова-ние. Ведущим пресекаются разговоры ни о чем, критика не по существу, все, что не относится к заданию по обсуждению правил и принципов ИСТ. Форма обращения с аудиторией — нейтральная. Время — 1-1.5 ч.
Критерии эффективности второго этапа: формальное принятие правил большинством; желание выяснить, что за этими правилами и принципами скрыто; появление «защитников», «недержателей речи» и других
создающих конфликтную ситуацию; агрессивные выпады против ведущего семинара, смягченные шутками и иронией.
Третий и четвертый этапы {Инцидент, переходящий в конфликт). Цель - способствовать напряжению и обострению противоречий.
Задачи: фиксация противоречий, позиций; увязывание и соотнесение темы с ситуациями участников ИСТ; дополнение не предъявленных позиций для создания противоречий, их обострения и напряжения.
«Принцип противостояния». Он предполагает доминирование процессов несогласия, фиксации на необоснованных суждениях, негативных качествах участников, снижение статуса, игнорирование лидеров и т. п.
Характеристика формы работы: агрессия против ведущего семинара в явной форме; конфликт между участниками и ведущим семинара; высокая степень напряженности (психологической и интеллектуальной); стрессы, дискомфорт, головная боль у женщин; поиски виновного; желание прекратить ИСТ голосованием. Жесткое пресечение рефлексии по форме и содержанию. Время — 1,5-2 часа.
Критерии эффективности: включенность (негативная или позитивная) участников в процесс взаимодействия; появление участников, желающих f «расставить все по своим местам» и навести порядок.
Эти два этапа наиболее сложны в психологическом плане и взаимозависимы. Они требуют от ведущего качества стрессоустойчивости и чувства шеры по отношению к разным участникам ИСТ. Ведущий семинара доложен быть готов принять на себя всевозможные «удары» от аудитории.
Пятый этап (Развитие конфликта, его диагностика). Цель — лостро-ить, изобразить схему ситуации с включением в нее разных фрагментов, i предъявляемых участниками ИСТ.
Задачи, поддержка всех выступающих; фиксация основных понятий, fопределений, противоречий; фиксация логических ошибок; выявление ос- нований, на которых построены представления участников.
«Принцип сборки» — предполагает собрать воедино все содержание, которое будет предъявлено участниками ИСТ.
Характеристика формы работы: появление схем и рисунков, отражаю-Ицих ситуацию; появление предложений по дальнейшему ведению ИСТ; \ постановка вопросов по методам и средствам взаимодействия; требования к ведущему семинара объяснить, для чего собрались. Ограничения — дер-ть рамки регламента выступающих участников, отсекать информацию, касающуюся того, что произошло на ИСТ. Форма обращения — нейт-1ьная, жесткая, мягкая. Время — 2-2,5 часа.
Критерии эффективности: наличие схем; увеличение вопросов по теме, понятиям и определениям; частичное снятие неопределенности.
Специфика пятого этапа заключается в том, что именно он дает матери-ал для дальнейшего развития ИСТ, так как в вопросах участников содержится заявка в скрытом виде на теоретические знания и следующий этап полностью основан на материале данного этапа. Задача ведущего семинара — фиксировать все вопросы и видеть за ними темы, которые далее необходимо раскрыть.
Этап, промежуточный между пятым и шестым этапами (Методологические и теоретические «вставки», тренинги Цель — изложить теоретический материал на основе пятого этапа.
Заданы: показать, какие методы взаимодействия были предъявлены участниками в конфликте; дать определения процессам в конфликтной ситуации с точки зрения разных подходов; провести тренинга на раскрытие сложного материала для его усвоения; ознакомить с техниками и методами диагностики и анализа; способствовать формированию навыков рефлексивного мышления.
«Принцип информативности» предполагает, что информация должна быть дана в сжатой форме и только та, которая необходима для данной ситуации, а не вообще для диагностики любой конфликтной ситуации.
Характеристика формы работы: тренинги и мини-лекции; заинтересованность в теоретическом материале. Ограничения — не позволять вклиниваться информации, которая не относится к ситуации «здесь и теперь», не расплываться и не раздвигать границы ситуации. Форма обращения — академический стиль изложения теории и игровые позиции в тренингах, Время — 2,5- 3 ч.
Специфика данного этапа заключается в том, что ведущий должен уметь проводить различные тренинги (организационные, интеллектуальные, психологические, социотехнические), что требует специальной подготовки и практики.
Шестой этап. {Рефлексивный анализ конфликтной ситуации и переход на новый уровень взаимодействия). Цель — отработка навыков рефлексивного мышления.
Задачи: знакомство со структурой рефлексии; снятие психологического напряжения; фиксация новых знаний, полученных на ИСТ; определение стратегии развития конфликта.
«Принципрефлексивности» предполагает, что размышление о ситуации идет с позиции, где в центре «Я», осознающий свои мысли, чувства, эмоции, действия и конфликтную ситуацию в целом,
Характеристика формы работы: смена позиций участников; снятие психологического напряжения; желание изучать процессы в конфликтах; задумчивость; эйфория у некоторых участников. Ограничения —-
не допускать выхода за пределы рефлексии, т, е. «вываливание» в привычное русло размышлений, направления мыслей, критики содержания. Время — 2-2,5 часа.
Критерии эффективности; естественность; открытость и откровенность; желание продолжить процесс дальше; фиксация сложности и быстротечности процесса, собственных границ в знаниях, чувствах и т. д.
Все этапы как единый процесс сопровождаются на протяжении примерно четырех часов высоким эмоционально-психическим напряжением. Иногда этот процесс проходит скоротечно, и в этом определенная опасность: поскольку не происходит накопление материала со стороны большинства участников, инициативу захватывает один человек, чаще всего — лидер, которого необходимо иногда поддерживать, а иногда и ограничивать.
Минимальное время на прохождение всех этапов как единого процесса — шесть часов. Это те временные рамки, в которых применение «конфликт-метода» позволяет не допустить разрушительных и деструктивных процессов для психики и для отношений между участниками.
Таких пиков в развитии конфликтной ситуации может быть несколько в зависимости от того, сколько времени отведено на работу с участниками. Чем больше времени, тем больше возможность выявить различные, могущие быть осознанными участниками основания (причины, факторы, предмет) конфликтов. В целом, программа ИСТ рассчитана на 20 академических часов, два полных рабочих дня, что позволяет достаточно глубоко осознать эмоционально-психологический, интеллектуальный и организационно-поведенческий уровень. Для того, чтобы включить в ИСТ конкретные содержательные производственные вопросы, необходима технология инновационных игр с приглашением экспертов-консультантов по проблемам клиента.
Само предметное содержание в технологии ИСТ не раскрывается, так как содержание «несут» сами участники ИСТ, они же часто как бы «подбрасывают» процедуры, которые становятся предметом исследования. Например, опоздания, нарушения правил, ошибка в логике рассуждения — все это является материалом, на котором разворачивается реальная ситуация на ИСТ. В обыденной жизни многие вещи остаются за пределами внимания и не осознаются субъектом, что часто служит источником иррациональных конфликтов.
Методы, приемы и средства, применяемые ведущим семинара ИСТ, описаны в работах В. С. Дудченко [49-56]:
логико-технические, направленные на тренировку определенных навыков мыслительной деятельности и формирование определенных типов мышления;
социотехнические, суть которых состоит в организации взаимодействия и коммуникации в конфликте;
психотехнические, направленные на повышение стрессоустойчивости в конфликте, на работу со стрессом и отработку личностных качеств, различных позиций и ролей в конфликте.
Комбинация их применения не поддается описанию по какому-то стандарту, так как все они применяются по ситуации, т. е. ситуативно, в соответствии с разворачивающимся содержанием.
ИСТ — это технология обучения в инновационном режиме, содержащая в себе обострение противоречий и конфликтов, риск, высокую степень неопределенности, к преодолению которых конфликтолог — практик должен быть готов.