Конфликт как предмет исследования во многих науках

Не успев еще оформиться, как самостоятельная дисциплина, конфлик­тология начинает «разветвляться» и специализироваться: педагогическая, юридическая, политическая конфликтология, социология конфликта, этно-политическая конфликтология, психология конфликта. Это свидетельству­ет о сложности, специфичности данной дисциплины и отражает ее много­функциональную структуру и многообразие форм, процессов разворачи­вания и протекания конфликтов в разных сферах человеческой деятельно­сти. Исследованием конфликтов занимаются одиннадцать научных дисцип­лин (Схема 1).

Обшая схема исследования может быть представлена несколькими уровнями знаний: методологическим, теоретическим, технологическим и практическим.

В универсальной методологической схеме наглядно представлены тео­ретические и практические возможности исследователей в плане форму­лирования гипотез, постановки задач.

Эти уровни соответственно могут раскрывать специфику макро-, мезо-и микроуровней с точки зрения масштабности и границ конфликтных си­туаций и конфликтов, процессов развития и закономерностей их «развора­чивания» в жизнедеятельности людей. Уровни знаний предъявляют опре­деленные требования к любому специалисту (ученому, управленцу, кон­сультанту и т. д.), начинающему исследовать конфликт, с профессиональ­но-содержательной точки зрения.

Методологический уровень— это поиск исходных оснований, по­зволяющих исследовать конфликты как естественные и/или искусствен­ные процессы, система принципов и взглядов, доминирующая в разных общественно-исторических условиях. Это методы организации теоре­тической, технологической и практической деятельности, основанные на выявлении соответствия разных теоретических конструкций и тех­нологий задачам практики. Этот уровень требует включения в процесс исследования конфликтов и в процесс рефлексивного анализа собствен­но мыслительных средств самого исследователя.

Теоретический уровень— это непосредственно научные теории и зна­ния закономерностей развития и специфических свойств конфликта, полу­ченные научными методами вкакой-либо науке.

Схема 1. Принципиальная схема взаимосвязи методологического, теоретического, технологического и практического jровней

Конфликт как предмет исследования во многих науках - student2.ru

Гл 1 Методология исследования конфликтов_________________ 27

Корректность научного исследования требует, чтобы исследователь изложил основания построения научного знания и научные методы, ко­торые он применяет А так как одиннадцать дисциплин занимаются ис­следованием конфликтов, то можно представить, какое количество на­учных методов применяется в арсенале этих наук Последние годы воз­растает потребность в междисциплинарных исследованиях Однако стремление к ним далеко не всегда приводит к глубоким и значитель­ным достижениям Это заметили уже многие отечественные специалис­ты, потерявшие интерес к синтезу накопленных сведений Дело в том, что предпосылки и выводы различных, конкретных дисциплин зачас­тую несовместимы

Например, если экономика допускает, что человек способен к рациональ­ному выбору и действиям, то психология чаще исходит из того что мотивы человеческого поведения в большей степени иррациональны Психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают посто­янство поведения личности внутри любой эпохи

Если биочоги пытаются доказать неизменность человеческой природы, то историки проявляют интерес к тому, как под влиянием культурных фак­торов преображается человеческое естество, а социология рассматривает человека как чрезвычайно пластическое существо, способное к различным общественным адаптациям

Взаимообогащение теории и практики происходит благодаря непосред­ственным разработкам на уровне социальных технологий Только доведен­ные до технологического уровня теоретические разработки могут быть применены в практике

Технологический уровень — представлен различными технологиями формирования определенных программ, по которым осознано или неосоз­нанно действует субъект (социальная группа) в конфликте биопрограммы, психопрограммы, социопрограммы

Биопрограммы - это программы выживания человека, как биологичес­кого существа (программы защиты, нападения и подчинения) Такие про­граммы выявляют биологи в среде животного мира

Психопрограммы — это программы, по которым действует человек, has психическое существо, удовлетворяющее потребность в обеспечении ком­фортного состояния, психологической поддержки, покоя, радости

Социопрограммы - это программы, по которым действует человек как личность в социальной системе Эти программы в основном обеспечива­ются институтами и механизмами управления в обществе В соответствии с этими программами чеювек или группа стремится к достижению соци­ального статуса, положения, уровня обеспечения материальными и духов-

ными благами, реализации своего предназначения итд Традиции, соци альнь!е и правовые нормы, мировоззренческие установки «вгоняют» чело­века в эти программы

В социопрограммач заложены технологии борьбы, конкуренции, кон­фронтации, соперничества, переговоров, сознательные и несознательные технологии манипулирования, технологии профилактики, управления и разрешения конфликтов. Знание этих технологий, владение ими и их при­менение мо*ет иметь самые различные последствия. Однако несомнен­но, что человек, от которого эти программы скрыты, в большей степени подвержен бессознательным импульсам и реакциям, а значит высокома­нипулируем в конфликте. Поэтому этот уровень знаний предъявляет спе­циалисту высокие профессионально-этические требования и налагает от­ветственность за ситуацию, в которой он начинает применять различные технологии.

Практический уровень представлен реальными конкретными конфлик­тными ситуациями и конфликтами. Конфликтная ситуация как понятие яв­ляется ишре чем конфликт к включает в себя три стадии предкопфчикт-ная ситуация, конфликт и посткоифчиктиая citmyotfun, которые представ­лены шестью этапами зарождение, созревание, инцидент, конфликт, раз­витие конфликта, постконфликтная ситуация

Каждый этап характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность Основные характеристики этапов будут раскрыты далее

Речь в дальнейшем пойдет о возможности рационализации феномена конфликтной действительности, которая не возможна вне рамок какой-либо научной парадигмы Такая междисциплинарная парадигма, по мнению не­которых теоретиков, может быть разработана в рамках конфликтологии, как формирующейся науки

Наши рекомендации