Постановка задач в программе ИСТ

Первыйэтап (Знакомство — зарождение конфликта,). Цель — дать ин­формацию о себе, узнать, откуда и кем являются участники семинара, рас­крыть тему и связь ее с практикой.

Задачи выявить степень заинтересованности в данной тематике; ограни­чить, обозначить четкую границу между ведущим семинара и участниками.

Принцип независимости означает, что ведущий и каждый участник ве­дут себя так, как считают нужным, независимо от устоявшихся представ­лений о том, как должно быть организовано знакомство. Этот принцип от­носится и к ведущему семинара. Ему необходимо начинать знакомство, не ставя задачу «понравиться» аудитории или «расположить ее к себе».

Характеристика форм работы: монолог ведущего семинара, ограниче­ние критики и рефлексии и пресечение разговоров обо всем или ни о чем, (разговоры о политике, экономике и т. п.), обращение — мягкое по форме, жесткое по содержанию. Время первого этапа — 0,5-1 час.

Критерии эффективности первого этапа: недовольство в аудитории у части слушателей; желание задать вопросы о профессиональной пригоднос­ти ведущего семинара; заинтересованность в его личной жизни и биогра­фии; недоверчивые взгляды, обсуждение участниками ведущего семинара.

Второй этап (Созревание — проявление противоречий). Цель — фикса­ция целей, задач, интересов, мотивов участников ИСТ.

Задачи: 1) выявление активных, пассивных и нейтральных позиций; 2) обсуждение принципов, правил и режимов ИСТ; 3) определение границ тематики

«Принцип биологичности» означает, что в диалоге мы начинаем совмест­ный процесс обсуждения правил, принципов ИСТ, сохраняя свои позиции и не уничтожая их, фиксируя непонимание и понимание среди участников.

Характеристика формы работы; обсуждение; спор; разговоры ни о чем; напряжение и ощущение никчемности обсуждения; смех, группообразова-ние. Ведущим пресекаются разговоры ни о чем, критика не по существу, все, что не относится к заданию по обсуждению правил и принципов ИСТ. Форма обращения с аудиторией — нейтральная. Время — 1-1.5 ч.

Критерии эффективности второго этапа: формальное принятие правил большинством; желание выяснить, что за этими правилами и принципами скрыто; появление «защитников», «недержателей речи» и других

создающих конфликтную ситуацию; агрессивные выпады против ведуще­го семинара, смягченные шутками и иронией.

Третий и четвертый этапы {Инцидент, переходящий в конфликт). Цель - способствовать напряжению и обострению противоречий.

Задачи: фиксация противоречий, позиций; увязывание и соотнесение темы с ситуациями участников ИСТ; дополнение не предъявленных пози­ций для создания противоречий, их обострения и напряжения.

«Принцип противостояния». Он предполагает доминирование процес­сов несогласия, фиксации на необоснованных суждениях, негативных ка­чествах участников, снижение статуса, игнорирование лидеров и т. п.

Характеристика формы работы: агрессия против ведущего семинара в явной форме; конфликт между участниками и ведущим семинара; высокая степень напряженности (психологической и интеллектуальной); стрессы, дискомфорт, головная боль у женщин; поиски виновного; желание прекра­тить ИСТ голосованием. Жесткое пресечение рефлексии по форме и содер­жанию. Время — 1,5-2 часа.

Критерии эффективности: включенность (негативная или позитивная) участников в процесс взаимодействия; появление участников, желающих f «расставить все по своим местам» и навести порядок.

Эти два этапа наиболее сложны в психологическом плане и взаимозави­симы. Они требуют от ведущего качества стрессоустойчивости и чувства шеры по отношению к разным участникам ИСТ. Ведущий семинара дол­ожен быть готов принять на себя всевозможные «удары» от аудитории.

Пятый этап (Развитие конфликта, его диагностика). Цель — лостро-ить, изобразить схему ситуации с включением в нее разных фрагментов, i предъявляемых участниками ИСТ.

Задачи, поддержка всех выступающих; фиксация основных понятий, fопределений, противоречий; фиксация логических ошибок; выявление ос- нований, на которых построены представления участников.

«Принцип сборки» — предполагает собрать воедино все содержание, которое будет предъявлено участниками ИСТ.

Характеристика формы работы: появление схем и рисунков, отражаю-Ицих ситуацию; появление предложений по дальнейшему ведению ИСТ; \ постановка вопросов по методам и средствам взаимодействия; требования к ведущему семинара объяснить, для чего собрались. Ограничения — дер-ть рамки регламента выступающих участников, отсекать информацию, касающуюся того, что произошло на ИСТ. Форма обращения — нейт-1ьная, жесткая, мягкая. Время — 2-2,5 часа.

Критерии эффективности: наличие схем; увеличение вопросов по теме, понятиям и определениям; частичное снятие неопределенности.

Специфика пятого этапа заключается в том, что именно он дает матери-ал для дальнейшего развития ИСТ, так как в вопросах участников содер­жится заявка в скрытом виде на теоретические знания и следующий этап полностью основан на материале данного этапа. Задача ведущего семина­ра — фиксировать все вопросы и видеть за ними темы, которые далее необ­ходимо раскрыть.

Этап, промежуточный между пятым и шестым этапами (Методоло­гические и теоретические «вставки», тренинги Цель — изложить теоре­тический материал на основе пятого этапа.

Заданы: показать, какие методы взаимодействия были предъявлены уча­стниками в конфликте; дать определения процессам в конфликтной ситуа­ции с точки зрения разных подходов; провести тренинга на раскрытие слож­ного материала для его усвоения; ознакомить с техниками и методами ди­агностики и анализа; способствовать формированию навыков рефлексив­ного мышления.

«Принцип информативности» предполагает, что информация должна быть дана в сжатой форме и только та, которая необходима для данной си­туации, а не вообще для диагностики любой конфликтной ситуации.

Характеристика формы работы: тренинги и мини-лекции; заинтересо­ванность в теоретическом материале. Ограничения — не позволять вкли­ниваться информации, которая не относится к ситуации «здесь и теперь», не расплываться и не раздвигать границы ситуации. Форма обращения — академический стиль изложения теории и игровые позиции в тренингах, Время — 2,5- 3 ч.

Специфика данного этапа заключается в том, что ведущий должен уметь проводить различные тренинги (организационные, интеллектуальные, пси­хологические, социотехнические), что требует специальной подготовки и практики.

Шестой этап. {Рефлексивный анализ конфликтной ситуации и переход на новый уровень взаимодействия). Цель — отработка навыков рефлексив­ного мышления.

Задачи: знакомство со структурой рефлексии; снятие психологического напряжения; фиксация новых знаний, полученных на ИСТ; определение стратегии развития конфликта.

«Принципрефлексивности» предполагает, что размышление о ситуации идет с позиции, где в центре «Я», осознающий свои мысли, чувства, эмо­ции, действия и конфликтную ситуацию в целом,

Характеристика формы работы: смена позиций участников; снятие психологического напряжения; желание изучать процессы в конфлик­тах; задумчивость; эйфория у некоторых участников. Ограничения —-

не допускать выхода за пределы рефлексии, т, е. «вываливание» в при­вычное русло размышлений, направления мыслей, критики содержания. Время — 2-2,5 часа.

Критерии эффективности; естественность; открытость и откровен­ность; желание продолжить процесс дальше; фиксация сложности и быст­ротечности процесса, собственных границ в знаниях, чувствах и т. д.

Все этапы как единый процесс сопровождаются на протяжении примерно четырех часов высоким эмоционально-психическим напряжением. Иногда этот процесс проходит скоротечно, и в этом определенная опасность: по­скольку не происходит накопление материала со стороны большинства уча­стников, инициативу захватывает один человек, чаще всего — лидер, кото­рого необходимо иногда поддерживать, а иногда и ограничивать.

Минимальное время на прохождение всех этапов как единого про­цесса — шесть часов. Это те временные рамки, в которых применение «конфликт-метода» позволяет не допустить разрушительных и деструк­тивных процессов для психики и для отношений между участниками.

Таких пиков в развитии конфликтной ситуации может быть несколько в зависимости от того, сколько времени отведено на работу с участника­ми. Чем больше времени, тем больше возможность выявить различные, могущие быть осознанными участниками основания (причины, факторы, предмет) конфликтов. В целом, программа ИСТ рассчитана на 20 акаде­мических часов, два полных рабочих дня, что позволяет достаточно глу­боко осознать эмоционально-психологический, интеллектуальный и орга­низационно-поведенческий уровень. Для того, чтобы включить в ИСТ конкретные содержательные производственные вопросы, необходима тех­нология инновационных игр с приглашением экспертов-консультантов по проблемам клиента.

Само предметное содержание в технологии ИСТ не раскрывается, так как содержание «несут» сами участники ИСТ, они же часто как бы «под­брасывают» процедуры, которые становятся предметом исследования. Например, опоздания, нарушения правил, ошибка в логике рассужде­ния — все это является материалом, на котором разворачивается реаль­ная ситуация на ИСТ. В обыденной жизни многие вещи остаются за пре­делами внимания и не осознаются субъектом, что часто служит источ­ником иррациональных конфликтов.

Методы, приемы и средства, применяемые ведущим семинара ИСТ, опи­саны в работах В. С. Дудченко [49-56]:

логико-технические, направленные на тренировку определенных навы­ков мыслительной деятельности и формирование определенных типов мышления;

социотехнические, суть которых состоит в организации взаимодействия и коммуникации в конфликте;

психотехнические, направленные на повышение стрессоустойчивости в конфликте, на работу со стрессом и отработку личностных качеств, раз­личных позиций и ролей в конфликте.

Комбинация их применения не поддается описанию по какому-то стан­дарту, так как все они применяются по ситуации, т. е. ситуативно, в соот­ветствии с разворачивающимся содержанием.

ИСТ — это технология обучения в инновационном режиме, содержа­щая в себе обострение противоречий и конфликтов, риск, высокую степень неопределенности, к преодолению которых конфликтолог — практик дол­жен быть готов.

Наши рекомендации