Конфликт как предмет исследования во многих науках
Не успев еще оформиться, как самостоятельная дисциплина, конфликтология начинает «разветвляться» и специализироваться: педагогическая, юридическая, политическая конфликтология, социология конфликта, этно-политическая конфликтология, психология конфликта. Это свидетельствует о сложности, специфичности данной дисциплины и отражает ее многофункциональную структуру и многообразие форм, процессов разворачивания и протекания конфликтов в разных сферах человеческой деятельности. Исследованием конфликтов занимаются одиннадцать научных дисциплин (Схема 1).
Обшая схема исследования может быть представлена несколькими уровнями знаний: методологическим, теоретическим, технологическим и практическим.
В универсальной методологической схеме наглядно представлены теоретические и практические возможности исследователей в плане формулирования гипотез, постановки задач.
Эти уровни соответственно могут раскрывать специфику макро-, мезо-и микроуровней с точки зрения масштабности и границ конфликтных ситуаций и конфликтов, процессов развития и закономерностей их «разворачивания» в жизнедеятельности людей. Уровни знаний предъявляют определенные требования к любому специалисту (ученому, управленцу, консультанту и т. д.), начинающему исследовать конфликт, с профессионально-содержательной точки зрения.
Методологический уровень— это поиск исходных оснований, позволяющих исследовать конфликты как естественные и/или искусственные процессы, система принципов и взглядов, доминирующая в разных общественно-исторических условиях. Это методы организации теоретической, технологической и практической деятельности, основанные на выявлении соответствия разных теоретических конструкций и технологий задачам практики. Этот уровень требует включения в процесс исследования конфликтов и в процесс рефлексивного анализа собственно мыслительных средств самого исследователя.
Теоретический уровень— это непосредственно научные теории и знания закономерностей развития и специфических свойств конфликта, полученные научными методами вкакой-либо науке.
Схема 1. Принципиальная схема взаимосвязи методологического, теоретического, технологического и практического jровней
Гл 1 Методология исследования конфликтов_________________ 27
Корректность научного исследования требует, чтобы исследователь изложил основания построения научного знания и научные методы, которые он применяет А так как одиннадцать дисциплин занимаются исследованием конфликтов, то можно представить, какое количество научных методов применяется в арсенале этих наук Последние годы возрастает потребность в междисциплинарных исследованиях Однако стремление к ним далеко не всегда приводит к глубоким и значительным достижениям Это заметили уже многие отечественные специалисты, потерявшие интерес к синтезу накопленных сведений Дело в том, что предпосылки и выводы различных, конкретных дисциплин зачастую несовместимы
Например, если экономика допускает, что человек способен к рациональному выбору и действиям, то психология чаще исходит из того что мотивы человеческого поведения в большей степени иррациональны Психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведения личности внутри любой эпохи
Если биочоги пытаются доказать неизменность человеческой природы, то историки проявляют интерес к тому, как под влиянием культурных факторов преображается человеческое естество, а социология рассматривает человека как чрезвычайно пластическое существо, способное к различным общественным адаптациям
Взаимообогащение теории и практики происходит благодаря непосредственным разработкам на уровне социальных технологий Только доведенные до технологического уровня теоретические разработки могут быть применены в практике
Технологический уровень — представлен различными технологиями формирования определенных программ, по которым осознано или неосознанно действует субъект (социальная группа) в конфликте биопрограммы, психопрограммы, социопрограммы
Биопрограммы - это программы выживания человека, как биологического существа (программы защиты, нападения и подчинения) Такие программы выявляют биологи в среде животного мира
Психопрограммы — это программы, по которым действует человек, has психическое существо, удовлетворяющее потребность в обеспечении комфортного состояния, психологической поддержки, покоя, радости
Социопрограммы - это программы, по которым действует человек как личность в социальной системе Эти программы в основном обеспечиваются институтами и механизмами управления в обществе В соответствии с этими программами чеювек или группа стремится к достижению социального статуса, положения, уровня обеспечения материальными и духов-
ными благами, реализации своего предназначения итд Традиции, соци альнь!е и правовые нормы, мировоззренческие установки «вгоняют» человека в эти программы
В социопрограммач заложены технологии борьбы, конкуренции, конфронтации, соперничества, переговоров, сознательные и несознательные технологии манипулирования, технологии профилактики, управления и разрешения конфликтов. Знание этих технологий, владение ими и их применение мо*ет иметь самые различные последствия. Однако несомненно, что человек, от которого эти программы скрыты, в большей степени подвержен бессознательным импульсам и реакциям, а значит высокоманипулируем в конфликте. Поэтому этот уровень знаний предъявляет специалисту высокие профессионально-этические требования и налагает ответственность за ситуацию, в которой он начинает применять различные технологии.
Практический уровень представлен реальными конкретными конфликтными ситуациями и конфликтами. Конфликтная ситуация как понятие является ишре чем конфликт к включает в себя три стадии предкопфчикт-ная ситуация, конфликт и посткоифчиктиая citmyotfun, которые представлены шестью этапами зарождение, созревание, инцидент, конфликт, развитие конфликта, постконфликтная ситуация
Каждый этап характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность Основные характеристики этапов будут раскрыты далее
Речь в дальнейшем пойдет о возможности рационализации феномена конфликтной действительности, которая не возможна вне рамок какой-либо научной парадигмы Такая междисциплинарная парадигма, по мнению некоторых теоретиков, может быть разработана в рамках конфликтологии, как формирующейся науки