Объект и предмет социологии
Любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимается феномен или круг явлений, который она изучает. Чем шире круг этих явлений, тем более общий характер она имеет. Так биология исследует все, что относится к процессам живой природы. Поскольку их многообразие огромно, биологию часто определяют как «совокупность наук о живой природе».
На объект изучения социологии прямо указывает название, составленное из слов двух разных языков: латинского socium (общество) и греческого logos (изучение). Таким образом, объектом социологии является общество. Как известно, общество изучается многими научными дисциплинами, например: историей, экономикой, политологией и др., но каждая выделяет для себя какой-либо специфический срез, аспект исследуемого объекта, который и называется предметом данной науки.
На самом деле вопрос о предмете социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти – с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое изучение общества затруднено также вследствие быстрых изменений в общественной жизни на протяжении последних 150 лет. Происходившие изменения форм общественного устройства, социальных институтов и социальных (общественных) потребностей существенно повлияли на направления исследований, что вызывает необходимость периодического уточнения предмета науки. Дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор.
В значительной степени ситуация осложняется тем, что среди самих социологов нет единого мнения, является ли социология отдельной, самостоятельной дисциплиной.
Если для О.Конта и Э.Дюркгейма в этом не было никакого сомнения, О.Конт даже считал ее высшей из всех наук, то впоследствии появились другие мнения.
В частности: -социология – не отдельная наука, а дисциплина, интегрирующая данные других наук, таких как экономика, психология, статистика и прочее, поскольку «социальное не является автономным понятием, а образуется на пересечении характеристик экономических, географических, психологических и др.;
-социология представляет собой не отдельную науку, а лишь специфический подход («социологический подход», «социологическое воображение»), рассматривающий отдельные факты или явления в максимально широком социальном контексте (принцип «общее в частном»), которым пользуются и представители других наук.
Оригинальное мнение приводится в английском словаре по социологии, изданном в 1988 году : поскольку социология не имеет определенного объекта анализа, собственной методологии и научной системы анализа, она должна рассматриваться не как отдельная наука, а скорее как идеология, соответствующая конкретной стадии развития капитализма.
Конечно, отсутствие единой социологической теории и методологии, равно пригодной для изучения на всех уровнях социологического анализа, от личностей до цивилизации в целом, осложняет ситуацию. Отношение социологии с идеологией и политикой также весьма непросты, особенно это заметно в социологических исследованиях общественного мнения. Хотя, как упоминалось выше, вопрос о предмете социологии остается не до конца решенным, можно говорить о его несомненном наличии автономности социологии как научной дисциплины.
Так, для родоначальника социологии О.Конта предметом социологии являлись универсальные законы развития и функционирования общества, поскольку перед французским и в целом – европейским обществом в то время остро стояла проблема выбора форм общественного устройства. В другие времена и в других условиях более актуальными являлись другие проблемы. Поиск обобщающего определения предмета социологии не закончен.
Например, в 1999 году на 34 Конгрессе Международного Института Социологии (МИС) – старейшей международной социологической организации, возникшей на базе Сорбонны в 1893 году[3], было предложено считать им «социальный порядок».
В одном из последних отечественных вузовских учебников (2003 года) предметом науки называются «взаимодействия между входящими в состав общества людьми», что оставляет за пределами рассмотрения взаимодействия между обществами, цивилизованный уровень социологического анализа и пр.
Более широкое содержание имеет выдвижение в этом качестве «совокупности социальных отношений», однако здесь необходимы уточнения. «Отношения» в данном контексте понимаются в широком смысле, как включающие в себя:
- отношения как соотношение чего-то с чем-то. Так, незнакомые группы или группы людей, находящиеся в разных местах, занимающие разные позиции в обществе, тем не менее могут быть соотнесены между собой по сходству или различию позиций и, значит, находятся в каком-то отношении друг к другу;
- отношение как связь, когда между людьми, группами людей или обществами существует одно- или двусторонний обмен, хотя бы информацией;
- отношение как взаимодействие, когда между сторонами наличествует какая-либо координация действий или даже односторонний учет действий другой стороны с коррекцией собственных.
В таком понимании контовские «законы» можно рассматривать тоже как отношения, складывающиеся в обществе, и поэтому определение О.Конта не противоречит последнему.
Еще сложнее ситуация со словом «социальное». В русском языке оно используется в различных значениях. Первоначально «социальное» означало «общественное», но впоследствии приобрело дополнительные смыслы, в частности, каритативный – «социальное обеспечение», «социальная поддержка». В последнее время в Российском политическом лексиконе широко используется словосочетание «затраты на социальную сферу» для определения той части расходов общества, которая направляется на удовлетворение потребностей населения в здравоохранении, образовании и прочее.
В советской социологической литературе под «социальными» («общественными») отношениями в широком смысле понимались все отношения людей в обществе. В узком – отношения между группами людей, занимающими различное положение в обществе.
Согласно концепции М.Вебера, не всякое действие социально – оно становится социальным, только поскольку содержит ориентацию ожидания других людей. Следовательно, можно определить, что «социальными», в узком смысле слова, отношения становятся также лишь при их ориентации на других. А эта ориентация в явном или опосредованном виде закладывается обществом в виде норм, ценностей, обязанностей социализированных индивидов. При этом социальные отношения могут существовать и без непосредственного взаимодействия людей, через институционализированные учреждения более широких общностей.