Культура как социальное явление
В социологической теории культуры был накоплен значительный материал и разработано множество подходов по определению этого термина.
Среди наиболее распространенных из них можно отметить следующие подходы:
1) описательный, определяющий предметы рассматриваемого понятия;
2) исторический, характеризующий такое явление этого понятия, как преемственность;
3) нормативный, ориентирующийся на закрепление в термине образа жизни людей;
4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;
5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;
6) генетический, рассматривающий культуру с позиции происхождения;
7) функционализм, отмечающий значение каждого элемента определяемого термина;
8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.
Понятие «культура» в современном социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения. Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение в результате исторического развития, что ведет к возникновению различных видов культур.
Важным направлением в социологии культуры является анализ такого явления, как культурные универсалии. Культурные универсалии– это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий
Kультура - общественное явление, и личность так или иначе вступает в определенные отношения с различными социокультурными структурами. Закономерность развития культуры состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль.
Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия.
Если применить деятельностный подход, то общество следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет выступать как способ, средство и результат деятельности (т.е. как технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности).
Культура выполняет важные социальные функции.
Адаптационная функция заключается в том, что культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм человека иной. Он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду.
Познавательная функция культуры состоит в том, что культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство. Художественное познание, в отличие от научного, является образным и наглядным. Можно сказать, что наука - это мышление в понятиях, а искусство - это мышление в образах. Благодаря искусству мы знакомимся с различными историческими эпохами, можем "перенестись" в прошлое, "заглянуть" в будущее.
3. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
4. Коммуникативная функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает людям средства общения - знаковые системы, языки.
5. Интегративная функция культуры состоит в том, что культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Многие философы обращали внимание на важность интегративной функции культуры. Например, И.Г. Гердер рассматривал культуру как способ взаимосвязи отдельного человека и общества, как средство сплочения людей в единый социальный организм. Аналогичные идеи высказывал П.А. Сорокин. Он считал, что культура связывает личность и общество.
6. Функция социализации состоит в том, что культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Культура участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои, обычаи и традиции.
7. Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта и межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия.
8. Эвристическая функция культуры заключается в следующем. Научное, техническое и управленческое творчество невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности.
9. Компенсаторная (рекреативная) функция. Культура позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку.