Исходные представления
Изначально школа была создана для изучения очевидных неудач революционных социальных изменений, предсказанных Марксом.
Для объяснения этих неудач группа рассматривала способность идей и идеологии, представленных в масс медиа разрушать исторические силы экономических изменений. Поскольку идеологии доминирующего класса стали условием экономического базиса, особенно благодаря продвижению «фальшивого сознания» среди рабочих масс и его ассимиляции в капиталистическом обществе.
Всеобщая и коммерциализированная массовая культура рассматривается как одно из средств, благодаря которому достигается успех монополии капитала.
Процесс массового производства товаров, услуг и идей более или менее полно популяризировал систему капитализма вместе с ее преданностью технологической рациональности и потребительству.
Культурная индустрия
Исходя из подобных размышлений, авторы создают концепцию культурной индустрии. Они анализируют индустриальное производство культурных продуктов как глобальное движение культурного производства в рамках потребления. Культурные продукты – фильмы, радиопрограммы, журналы и т.д. – все отвечает единой технологической рациональности, единой организационной схеме и управляется как массовое производство автомобилей или урбанистических застроек.
Очень предвзятый взгляд на массовую культуру Франкфурдской школы был не только антикапиталистическим, но также и антиамериканским и в основном отражал первое воздействие современных масс медиа на группу европейских интеллектуалов
John B. Thompson
Им вторит уже современный американский исследователь Томпсон. В статье “Массовая коммуникация и современная культура: вклад в критическую теорию идеологии “ Томпсон объясняет, почему основной задачей социологии должен быть критический анализ СМИ, с помощью аналитических методов.
По Томпсону большая часть информации, которую мы воспринимаем, является продуктом специальных институтов. Качественные характеристики этих институтов работают фильтрами отбора, производства и диффузии информации. Они помогают становлению того, что можно назвать выборочным воспроизведением форм культуры. Для адекватного понимания этого процесса мы должны изучить социо-исторический контекст, в условиях которого он протекает.
Изучать идеологию значит изучать те способы, которыми смыслы служат цели поддержания отношений доминирования. Роль интерпретации заключается в том, чтобы выяснить взаимосвязь между смыслом и значением символической конструкции и теми отношениями доминирования, поддержанию которых, возможно, служит данный смысл. Для этого нужно проанализировать создание и транслирование сообщений, например, через новости на главных каналах, и проанализировать то, как эти сообщения воспринимаются и интерпретируются телезрителями, живущими в данный конкретный момент времени в данном конкретном обществе.
(John B. Thompson, 1995. The Media and Modernity. A Social Theory of the Media. Stanford University Press. (Одно из немногих теоретических осмыслений медиа с привлечением классических социологических подходов)
Макс Хоркхаймер
Макс Хоркхаймер (Horkheimer)14.02.1895 – 19.04.1973 г. родился под Штуттгартом.
С 1919 г. по 1925 г. он учится в Мюнхене, Фрайбурге и Франкфурте, защищает докторскую диссертацию и получает место в 1925 г. во Франкфуртском университете.
С 1930 года возглавил Институт. С этого момента и начинается история Франкфуртской социологической школы.
Основные работы
Начала буржуазной истории философии (1930)
Сумерки (1934)
Авторитет и семья (1936)
Традиционная и критическая теория (1937)
Затмение разума (1947)
Диалектика просвещения (1947)
Заметки с 1950 по 1969 гг. и сумерки (1974)
Работа в Германии
За первые три года своего директорства Хоркхаймер открыл отделения Института в Женеве и Лондоне, привлек к работе в Институте таких исследователей, как психоаналитик Эрих Фромм и философ Герберт Маркузе.
Удалось изыскать средства и собрать материалы для первого коллективного проекта, касающегося изучения отношений между властью и семьей в современном обществе, что планировалось, в частности, как объяснение того, почему пролетариат не способен принять на себя революционную роль, о которой говорилось в ортодоксальном марксизме
К моменту появления в 1936 г. коллективной работы Института "Исследования о власти и семье" институт стал жертвой нацистского режима. Большинство ученых эмигрировали. Около года они трудились в Женеве, затем переехали в Нью-Йорк, где установили связи с Колумбийским университетом.
В Нью-Йорке Институт возобновил свои исследования. Из новых членов особо следует отметить Франца Нойманна, Отто Киршхаймера и находящегося в научной ссылке Вальтера Беньямина.
Адорно официально стал членом Института в 1938 г., и сотрудничество с ним было для Хоркхаймера особо значимо - именно с ними, в первую очередь, ассоциировали Институт в последующие годы
Принципы Хоркхаймера
По словам Хоркхаймера, критическая теория противостояла "традиционной теории". Он заявлял, что целью теории является социальное освобождение, а не абстрактная истина, и, таким образом, теоретик не может быть отстраненным и "объективным", каким призывала его быть традиционная теория.
Хоркхаймер критиковал позитивизм за то, что тот принимает существующие факты как статус-кво в качестве вечных и неизменных. Взамен этого критическая теория подчеркивает их историческую, и, следовательно, изменяющуюся природу.
Пятитомная серия
Институт издал пятитомную серию "Изучение предрассудков" [Studies in Prejudices / Ed. M. Horkheimer & S.H. Flouerman. N.Y.: Harper, 1949-1950], под эгидой Американского Еврейского Комитета. Центральный том серии назывался "Авторитарная личность".
Хотя наиболее радикальные позиции Института были замаскированы преимущественно психологической методикой и методологией работы, социальные причины обсуждаемого явления не делились по секторам в томе, вдохновленном "критической теорией", который был написан под руководством Адорно.
Говоря о ее социальной тональности, следует отметить, что вкупе с более ранними трудами школы, "Авторитарная личность" не сделала ничего, чтобы развеять чувство растущего отчаяния, присущее Франкфуртской школе.
Вновь Германия
Хоркхаймер, конечно же, был благодарен своим американским хозяевам, однако он хорошо понимал, что "критическая теория" имеет мало шансов ворваться в преобладающий философский и культурный дискурс этой страны в послевоенный период. Таким образом, он был готов рассмотреть и, в конце концов, принял приглашение городских властей Франкфурта вернуться вместе с Институтом домой и вновь начать там, откуда они уехали в 1933 г. Вместе с Поллоком и Адорно они восстановили Институт во Франкфурте в 1950 г. С 1951 г. по 1953 г. он был ректором Университета.
Хотя в течение последующих пяти лет его время от времени приглашали в качестве профессора в Чикагский университет, Хоркхаймер быстро стал одной из ведущих фигур в интеллектуальной жизни ФРГ. В 1959 г. он стал почетным профессором университета Монтафьола в Швейцарии, куда он переехал в 1966 г. и жил там до конца своих дней
Теодор Адорно
Теодор Визенгрунд Адорно (Adorno) (II сентября 1903 г.-19 августа 1969 г.) вместе с Максом Хоркхаймером стоял у истоков Франкфуртской школы социальной критики.
Прежде всего, наряду с Хоркхаймером, Адорно является соавтором основополагающего теоретико-методологического труда критической теории - "Диалектики просвещения", в которой заложены и раскрыты фундаментальные принципы анализа Франкфуртской школы.
Адорно - главный теоретик франкфуртцев в области художественной культуры, особенно музыкальной, а также по проблемам эстетики
Теодор родился во Франкфурте-на-Майне, он был единственным ребенком ассимилированного еврея, виноторговца Визенгрунда и его жены-католички Адорно, певицы с именем, вышедшей из знатного корсиканского рода. Именно матери Теодор обязан формированию у него аристократической чувственности, страсти к музыке.
В средней школе его другом был Зигфрид Кракауэр, впоследствии написавший ставшей популярной книгу "От Калигулы (Калигари) до Гитлера". Целый год друзья все субботы после обеда посвящали чтению "Критики чистого разума"
Его окончательно покоряет философия в 1923 г., когда он знакомится с Вальтером Беньямином.
Но, тем не менее, на первых порах страсть к музыке была еще сильнее. Живя в Франкфурте, он изучает композицию и игру на фортепиано в Германии, но в поисках большего профессионализма в музыке, в конце концов, отправляется в Вену.
В Вене, погруженный в атмосферу артистической жизни, он становится учеником, а затем и другом Альбана Берга, Эдуарда Штойерманна, Рудольфа Колиша и Антона фон Веберна.
Технику музыкальной композиции он изучал у Арнольда Шенберга и в 1928-1931 гг. активно сотрудничал в журнале "Anbruch", посвященном "радикальной" современной музыке.
Адорно начинал свою творческую деятельность в рамках Франкфуртской школы как теоретик музыки. Его первые статьи появились в знаменитом институтском журнале "Zeitschrift fur Sozialforschung" под псевдонимом Гектор Роттвейлер: "О джазе" (1932) и "О фетишизме в музыке и регрессии слушания" (1936).
Его анализ музыки как буржуазного культурного явления вышел далеко за рамки критики ее идеологического содержания.
Он настаивал на том, что буржуазные артисты и мыслители, несмотря на собственные политические взгляды, а часто и вопреки собственным намерениям, выражали скрытую социальную критику и латентную утопическую перспективу в форме нерешенных напряженностей в своих работах. В этой связи важнейшей задачей критика-интерпретатора искусства является раскрытие и освещение именно этого момента в их творчестве.
Литературный кружок
Как крупный теоретик Адорно начинает формироваться сотрудничая с Максом Хоркхаймером. Они, наряду с Вальтером Беньямином, Бертольдом Брехтом, Эрнстом Блохом, Ласло Моходь-Надем и Гретель Карплус (на которой Адорно женился в 1937 г.), становятся постоянными участниками левого литературного кружка в Берлине.
Именно тогда Адорно полностью принимает аргумент Вильгельма Рейха о том, что социальная структура отражена в структурах характера. Настольной книгой молодых немецких радикалов становится книга Д. Лукача "История и классовое сознание" (1923), в которой анализируются связи общественного сознания и структуры общества.
В 1931 г. Теодор был принят преподавателем в Франфурктский университет. В том же году Хоркхаймер стал директором Института социальных исследований, и первыми штатными сотрудниками при нем становятся Эрих Фромм, Лео Левенталь, Герберт Маркузе и Фридрих Поллок, а совместителями - Адорно и Беньямин.
По иронии судьбы, именно когда перед Адорно открывалась университетская карьера, Гитлер пришел к власти. Он потерял право на преподавание и вынужден был эмигрировать.
Британия, Америка
Сначала Адорно оказывается в Британии, где он преподавал в Мертон-колледже Оксфордского университета. Он читал там курс лекций по концепциям Гуссерля. Затем, после четырех лет пребывания в Великобритании, Адорно перебирается в США.
В Америке он стал руководителем музыкальных исследований в знаменитом Принстонском проекте "Office of Radio Research", генеральным директором которого был Пауль Лазарсфельд.
Разрыв с Лазарсфельдом
В это время Адорно разрабатывает и использует "социальную физиогномику" при анализе радио-музыки.
«Социальная физиогномика" - это предложенный им метод специфической, оригинальной интерпретации антагонизмов социального целого по отдельным частным деталям современного опыта.
Вскоре, однако, становится очевидным, что критическая, теоретическая природа его подхода не совместима с маркетинговой концепцией исследования, ориентированного на сбор специфических эмпирических данных, таких, например, как "что нравится и что не нравится" аудитории радиослушателей. Вот почему финансирование этой работы было прекращено в 1939 г.