Иерархическая теория потребностей А.Маслоу
(“пирамида” А. Маслоу) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность .
Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребностирассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.
Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.
Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.
Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.
При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытыватьпотребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.
С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.
78.печать в системе массовой коммуникацииразличные типы изданий — газеты, журналы, альманахи, книги. Однако не все они являются продуктом массово-коммуникативной деятельности СМ К. В строгом смысле слова таковыми могут быть названы газеты, еженедельники, журналы. Так как СМ К включены не только в деятельность массовой коммуникации, но и других видов коммуникации, то журналы, относящиеся к сфере специализированной деятельности, являются продуктом СМК, но относятся не к массовой коммуникации, направленной на массовое сознание, а к специальной коммуникации, обслуживающей уровень деятельности специализированного сознания.
Отпечатанный текст является носителем информации, распространяемой по каналам прессы. Это определяет особенности его воздействия на массовую аудиторию. Фиксированность информационного текста на материальном носителе обусловливает ряд преимуществ.
Во-первых, читатель знакомится сразу со всем номером газеты или журнала, что позволяет ему определить приоритетность чтения того или иного материала. Наиболее важные публикации читатель может сохранить. Это позволяет ему создавать собственную базу тех или иных данных, собирать материал по интересующим его тематическим направлениям.
Во-вторых, к печатному изданию можно вернуться для повторного чтения, для более глубокого анализа прочитанного ранее.
В-третьих, газету или журнал всегда можно взять с собой или купить в киосках, реализующих печатные издания, что способствует возможности чтения в перерывах, в транспорте, иными словами, человек не выделяет для этого специальное время досуга.
В-четвертых, пресса создает психологически комфортные условия для знакомства с информацией, так как читатель имеет возможность это делать в соответствии со своими склонностями к темпу чтения, его ритму, комфорту условий.
Однако при всех положительных сторонах печатного канала ему присущ ряд недостатков:
- недостаточная для современной эпохи оперативность прессы. Этот недостаток обусловлен особенностями технологического процесса производства печатной продукции, а также способами ее доставки, от которой нередко зависит своевременность получения информации читателями;
- чтение, а тем более понимание материалов газет и журналов требует определенного уровня подготовки. У неподготовленного читателя издание не вызовет должного интереса. Именно это определяет тематическую и социальную разнонаправленность прессы, рассчитанной на аудиторию с различным уровнем подготовки (кроме, естественно, совсем безграмотной аудитории, которая вообще не может быть включена в информационное поле прессы);
- ограниченная возможность эмоционального воздействия на читателя, так как пресса не имеет возможности влиять на аудиовизуальные (слух и зрение) каналы восприятия информации, которые являются основными сенсорными каналами. Именно поэтому пресса любого уровня (даже так называемая «бульварная», «желтая») рассчитана прежде всего на аналитическое восприятие информации