Традиции и мода в жилище человека
Мне было уютно и в самом городе английском, и в английском доме. Все продумано, все для удобства и красоты: газоны, тропинки в газонах, цветы возле домов... Дело было летом, и вся Англия красила свои гнездышки: двери, рамы, перила. Вообще англичане очень любят ухаживать за жильем. Это одна из английских традиций. А в квартирах меня поразила такая деталь: в прихожих висят дипломы, грамоты, награды хозяев. Они как бы показывают гостям свое лицо с гордостью и без ложной скромности. А какие традиции существуют в русском убранстве? Прежде всего — чистые полы. Любая русская хозяйка знает, что по чистоте полов будут судить о ней, как о хозяйке. А если взять настоящую русскую избу, то там строго соблюдался свой уклад. Хотя и не было разделения на мужскую и женскую половины, но был мужской угол — справа у входной двери, где пришедший с тяжелой работы муж сбрасывал с руки хомут и прочее, крестился на икону, висевшую в красном углу, и проходил на свое место хозяина за столом, и был женский угол — слева за печью, где висела люлька и находились предметы для женского рукоделия. А на печке бабушка лежала, за невестками смотрела. К сожалению, сегодня русский стиль не сохранился. В конце XIX в. в России были предприняты попытки возродить русский интерьер, в основном допетровских времен. Но сейчас мы пользуемся заим-
ствованиями из других стран. Не только мы, кстати. Весь мировой интерьер XX в. развивался под влиянием Японии. Встроенные шкафы с раздвижными дверями — национальная японская находка. Пространство комнаты, раскрытое на природу, трансформирующееся пространство— тоже оттуда. Наконец, «стенки»... У нас они появились сравнительно недавно, а на Запа-
де интерес к «стенкам» возник еще в 1920-х гг., это считалось новым стилем. «Стенки» могли быть встроенные и невстроенные. Кухонные наборы — американская идея. Те же американцы отказались сейчас от тканей — гобеленов, ковров — в комнате. У них теперь в моде стекло, например скульптуры из стекла с использованием его фактуры, с подсветкой. А мы все еще любим ковры. Только если вы его купили, то кладите на пол, не вешайте на стену — мы ведь не в юрте, где ковер на стене и привычен, и функционально необходим. У нас лучше повесить картины, украсить стену шпалерами. Источник: Комсомольская правда. 1994. 23 дек.
ривается в рамках изучения образа жизни17, социологии города18, демографии19, этнографии20, социальной психологии и психопатологии21. К этой проблематике обращаются молодые американские социологи и представители старшего поколения — П. Росси, Дж. Фридман, Д. Шеррод, С. Коген и др. Еще в 1951 г. Р. Мертон написал «Социальную психологию дома», а в 1974 г. Д. Дэ-вис, К. Бергин и Г. Мазин выступили с обширным докладом перед Американской социологической ассоциацией «Когда соседи поднимают шум, мы сотрясаем стены: критическое исследование перенаселенности и тесноты».
Перед исследователями стояли вопросы: если перенаселенность жилья неизбежна, то можно ли к ней приспособиться? Какие социальные последствия влечет она за собой? Человек проводит дома очень много времени. Качество досуга и домашние условия существенно влияют на интимно-личные и социальные связи людей. Высокая плотность проживания, измеряемая числом жильцов на одну комнату, увеличивает вероятность возникновения несогласий, агрессии, фрустрации и общей неудовлетворенности жизнью. Одни исследователи22 говорят о пагубном, детриментальном (вредном) воздействии, оказываемом перенаселенностью на жизнь человека, другие25 придают этому фактору гораздо меньшее значение. Например, Марк Балдас-сар24 считает, что индивиды в разной степени способны привыкать к «домашнему столпотворению». Высокая адаптация к перенаселенности —обычное явление в современных китайских семьях и, кроме того, как показал еще Л. Морган в 1881 г., —у всех народов на доиндустриальной стадии развития.
В многочисленных исследованиях было показано, что перенаселенность в крупных городах порождает у людей чувство одиночества и собственной безликости, вызывает уход в себя, апатию, а очень часто — склонность к враждебным действиям. Возможно, что подобные проблемы переживаются людьми реже в таких странах, как Япония, Китай или Индия, где существуют культурные традиции, регулирующие социальное поведение.
Население США по-разному приспосабливается к избыточности «домашнего населения». Не последнее место среди факторов приспособляемости занимает и композиция, или социальный состав семьи. Например, контролировать и организовывать жизнедеятельность людей в многодетной семье сложнее, нежели во взрослой и бездетной. Впечатление о неуправляемости, беспорядочности поведения детей усиливается в условиях пере-
17 Campbell A., Converse F., Rodgers W. The Quality of American Life. N.Y., 1976.
18 Chapin F. Human Activity. Patterns in the City. N.Y., 1974.
19 Chevan A. Family growth, household density, and moving // Demography. 1971. Vol. 8. P. 451-458.
20 Mitchel R. Ethnographic and historical perspectives on relationships between physical and sociologicalenvironments// Sociol. Sympos. 1975. Vol. 14. P. 25-40.
21 Rodin Y. Sensity, perceived choice and response to controllable and uncontrollable outcomes //J. Experim.Soc. Psychog. 1976. Vol. 12. P. 564-578; Galle O., Gave W., McPherson Y. Population density andpathology: What are the relations for man? // Science. 1972. Vol. 176. P. 23—30.
22 Galle O., Gave W., McPherson Y. Population density and pathology: What are the relations for man? //Science. 1972. Vol. 176. P. 23—30; Gasparini A. The influence of the dwelling on family // Ekistics. 1973.Vol. 216. P. 344-378; Gove W., Galle O., Hughes M. Overcrowding in the home // Amer. Sociol. Rev.1979. Vol. 44. P. 58-80.
23 Freedman J. The effects of population density on human//Psychological Perspectives on Population. N.Y..1973. P. 209—238; Mitchell R. Some social implications of high density housing // Amer. Sociol. Rev. 1971.Vol. 36. P. 18-19.
24 Baldassare M. The effects of household density on subgroups//Amer. Sociol. Rev. 1981. Vol. 46. P. 110.
населенности. Мобильность детей намного превышает уровень усвоения ими правил хорошего тона и использования жизненного пространства. Они входят без стука на взрослую половину, разбрасывают свои вещи по всей квартире, считая ее своей собственностью. Переуплотненность жилья выступает дополнительным раздражителем, причиной немотивированной агрессивности взрослых, например, если у мужа и жены нет отдельной спальни — частного интимного пространства. При этом, как доказано, в перенаселенных семьях дети чаще падают духом перед решением трудных проблем, чем взрослые25, хотя, как кажется, именно дети легче привыкают к трудностям коллективного быта, нежели взрослые, которые, устав на работе, дома попадают в такие же неблагоприятные условия. Как уже говорилось правила, общепринятые нормы выступают важным средством контроля над поведением детей. Нормы и правила поведения детей — помощник родителей, своеобразная няня. И когда этой «няни» нет дома, взрослым
Врезка
Ж. Годфруа
Чем многолюднее,
Тем безответственнее
По-видимому, чем больше людей сосредоточено в данном месте, тем слабее у них развиты чувства ответственности и сотрудничества. Бик-мэн и его сотрудники изучили этот вопрос в студенческих городках двух американских колледжей. В одном городке здания были двух типов: 22-этажные башни, вмещавшие по 500 человек, и небольшие 4-5-этажные строения на 165 студентов. Студенческий городок второго колледжа состоял из 2-4-этажных общежитий, вмещавших в среднем по 58 студентов. Исследователи хотели определить уровень взаимопомощи в жилищах разного типа. Они воспользовались для этого остроумной методикой, разбросав по людным местам общежитий запечатанные конверты с обычным благодарственным письмом, на которых были марка и адрес получателя, но отсутствовало имя отправителя. Нужно было определить, какая доля «утерянных» конвертов будет отправлена по почте нашедшими их студентами разных общежитий. Можно было бы ожидать, что чем больше людей будет проходить мимо письма, тем выше вероятность, что его заметят и опустят в почтовый ящик. На самом деле все оказалось наоборот. Ученые обнаружили, что только 63% писем, оставленных в общежитиях с высокой плотностью проживания, было отправлено по почте; в общежитиях со средней плотностью доля таких писем составляла 87%, а в общежитиях с низкой
плотностью — 100%. Такой же опыт, проведенный в другом университете, дал очень сходные результаты.
Для того чтобы выяснить, чем обусловлено такое положение дел, студентам, проживавшим в общежитиях разного типа, рассылались опросники. Полученные ответы подтвердили, что у тех, кто жил в условиях «высокой плотности
населения», чувство ответственности в коллективе гораздо слабее. Это, в частности, могло объясняться более сильным чувством одиночества и «анонимности», которое испытывало большинство из них. Что же говорить тогда о самих учебных заведениях, где иногда между двумя дворами циркулируют тысячи учащихся, переходя из одного переполненного класса в другой? Быть может, наблюдаемые сдвиги в поведении молодежи отчасти связаны именно с такими условиями существования... Источник: Годфруа Ж. Что такое психология / Пер. с фр. В 2-х т. Т. 2. М., 1992. С. 97-98.
25 Rodin Y. Sensity, perceived choice and response to controllable and uncontrollable outcomes //J. Experim. Soc. Psychog. 1976. Vol. 12. P. 564-578; Davis D., Bergin K., Mazin A. When the neighbors get nasy we bang on the walls: a critical exploration of density and crowding // Paper presented at the American Sociological Association Meeting. Montreal, 1974.
приходится очень трудно, и взрослые в перенаселенных квартирах находятся в дискомфортных, если не сказать стрессовых условиях.
Подмечено, что семьи, состоящие из близких родственников, обладают более сплоченной внутренней структурой, авторитетными и уважительными отношениями. Такие семьи эффективнее управляют и проблемами перенаселенности.
Рис. 68. Семьи, состоящие из близких родственников, обладают более сплоченной
внутренней структурой
Напротив, люди, вынужденные делить жизненное пространство с неродственниками, чаще подвергаются стрессовому состоянию. Им труднее достичь согласия в вопросе об установлении авторитета или паритета26. Так, неродственники, т.е. индивиды с низким статусом, живущие вместе с представителями другого поколения (молодежью или пожилыми людьми), находятся в менее благоприятной ситуации. Не обладая законными правами на жизненное пространство семьи, они не получают к нему и реального доступа.
Если согласие установлено и в семье приспособились к перенаселенности (как негативному фактору совместного существования), то это означает, что за соблюдение правил пользования общим пространством несут ответственность прежде всего самые авторитетные ее члены. Их высокий семейный статус служит гарантией «мирного существования». Такую роль успешнее выполняет отец и хуже — мать, поскольку это — дополнительная нагрузка, на которую у женщины остается гораздо меньше времени в связи с занятостью всякого рода служебными функциями и домашними обязанностями (которых у отца нет).
Чаще всего отец — наиболее авторитетный член семьи. Он контролирует жизнедеятельность, распределяет «жизненное пространство» дома между отдельными членами семьи, определяет ее доминирующие ценности и нравственный уклад.
Каждая семья, обладая уникальным жизненным опытом, по-своему приспосабливается к избыточному заселению квартиры. Разнообразие форм оп-
26 Sherrod D. Crowding, perceived control, and behavioral aftereffects//J. Applied. Soc. Psychol. 1974. Vol. 4. P. 171-186.
ределяется здесь полом, возрастом, социальным статусом, авторитетом, экономическим вкладом каждого домочадца в семейный бюджет. Как правило, меньше всего площади достается детям и старикам. Так происходило раньше и происходит сейчас, когда не хватает жилого пространства. Из-за перенаселенности членам семьи не хватает пространства для занятий любимым делом. В связи с этим возникает явная или скрытая форма неудовлетворенности жизнью. Ее можно уменьшить разумным ограничением индивидуальной деятельности или рациональным распределением домашнего пространства.
Переуплотненность еще более возрастает, когда на какое-то время приезжают гости. Они посягают на часть личного пространства, как бы отнимают его у членов семьи. Гости также чувствуют себя неловко, особенно если им показывать, что они здесь лишние.
Основываясь на такого рода рассуждениях, М. Балдассар27 выдвинул следующую гипотезу. Он предположил, что некоторые группы населения США, в частности матери, обладающие низким статусом или живущие вместе с молодыми в перенаселенной квартире, чаще других бывают неудовлетворены своей жизнью. Социолог провел анализ данных национального обследования «Качество жизни» Института социальных исследований Мичиганского университета (1971). Интервьюированием было охвачено 2164 человека, проживающих в 48 штатах. Методика строилась таким образом, что основная переменная — перенаселенность жилья — измерялась двумя вопросами: общее число членов семьи и количество комнат в доме. Критерий перенаселенности — 0,6 человека на комнату. Эта цифра близка к медиане генеральной совокупности, т.е. населению США в целом. Квартиры или дома с числом 1,01 человека на комнату, составлявшие 7% всей выборки, считались сверхпере-селенными. Определены три переменные:
1) семейный социальный статус — «низкий», если индивиды живут с представителями другого поколения или неродственниками, и «высокий», если индивиды живут с равными себе и родственниками;
2) родительская роль — материнская и отцовская (респонденты, вступившие в законный брак и имевшие невзрослых детей);
3) семейный жизненный цикл. Он подразделялся самими респондентами на три категории: семья с малолетними детьми в возрасте до 6 лет; семья с детьми в возрасте свыше 6 лет; отдельно живущие дети (пары без детей или родители с ребенком, не проживающим в их доме).
Прежде всего измерялась удовлетворенность жилищем, т.е. социальными отношениями, семейными отношениями и личным благополучием. Именно в этих сферах с наибольшей силой сказывалось негативное влияние перенаселенности. Для целей исследования Балдассар отобрал 14 показателей: пять первых переменных — семейная жизнь, брак, здоровье, досуг и друзья — имели семипунктовую шкалу от «полностью удовлетворен» до «совершенно неудовлетворен»; три других — пригодность жилища, приятные родители и проблемы детей — строились по пятичленной шкале; четыре последних — жизненное пространство, чувство напряженности, число друзей, интерес к новым людям — ранжировались по трехчленной шкале; обобщающие вопросы «Хотите ли вы остаться в этом доме?» и «Беспокоитли вас нервное расстройство?» имели двухпунктовую шкалу («да» и «нет»).
27 Baldassarc M. Op. cit. P. 110-118.
В результате исследования установлено, что семейная социальная позиция жестко не детерминирована плотностью заселения квартиры: индивидов с высоким статусом в перенаселенных домах обнаружено столько же, сколько в нормальных или малозаселенных жилищах. Та же равномерность получилась и в распределении лиц с низким статусом: они составляли пятую часть всей выборки.
Анализ эмпирической информации, касающейся родительских ролей, показал, что значительная часть родителей (матери и отцы в равных пропорциях) живет в перенаселенных квартирах. Наконец, переменная семейного жизненного цикла находилась в прямой зависимости от плотности заселения. Респонденты с малолетними детьми предпочитали жить группами, теснясь в перенаселенных квартирах, респонденты без детей стремились жить одни. Индивиды с низким статусом, проживающие в переселенных квартирах, больше других не удовлетворены основными сторонами своей жизни, замеренными с помощью перечисленных выше переменных. Они жаловались на плохое жилище, неустроенную семейную жизнь и отсутствие дружбы. Матери более отцов были не удовлетворены жилищем, семейными отношениями и личным благополучием. Досугом также не удовлетворены, как это ни странно. те, кто жил в малонаселенной квартире с малолетними детьми. Они больше других, например респондентов с малолетними детьми в многонаселенной квартире, жаловались на свое здоровье28.
Проведенное исследование дало основание утверждать, что взаимосвязь социального окружения и плотность заселения в наибольшей мере определяют семейные отношения и удовлетворенность совместным проживанием. Данные подтвердили основную гипотезу: в перенаселенных квартирах люди склонны к негативным оценкам, в первую очередь матери и многодетные семьи.
Такого рода исследования могут быть полезны для нас. Конечно, нельзя применить все научные результаты. Но одно несомненно. Речь идет о планировании социального развития городского района и микрорайона. Изучение плотности заселения и жилищных условий поможет более глубоко понять невидимые глазу социальные процессы, происходящие в современной семье.
Сосуществование людей в ограниченном пространстве — в городе, деревне, доме и, наконец, квартире — возможно, самая сложная форма социального взаимодействия и одно из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю человека. Она рождает семейные драмы и конфликты, которые превращают радость межличностного общения в тяжкий труд супружеского единоборства, разрушают среду интимного сближения людей.
2Х Baldassare M. Op. cit. P. 110-118.
По мере того как возрастает роль искусственной среды обитания людей — технология производства, материальная культура, транспортные системы, — сужается и вытесняется на второй план естественная среда обитания человека, и не только природный ландшафт, т.е. леса, водоемы, горные массивы, но и исходная форма воспроизводства «хомо сапиенс», первичная ячейка единения человеческих существ — семья. Именно здесь человек реализует себя как существо природное и социальное одновременно.
МИР ВЕЩЕЙ ВОКРУГ НАС
Человеческое жилище делают уютным домашним очагом не только, а может быть, и не столько стены, пол, окна и потолок, даже если они соответствуют самым современным антропометрическим, социально-психологическим и санитарно-гигиеническим стандартам. Дом для человека — это прежде всего уютная семейная обстановка, которая складывается из двух факторов: 1) любимых людей, которые нас поддерживают, и 2) любимых вещей, которые нас окружают и несут на себе тепло любимых людей, которые нас поддерживают.
Не только знакомый дом, но и привычные вещи создают у человека чувство защищенности. Он стремится насытить ими свое жизненное пространство — Lebensraum. В сферу его действия включены не только квартира, дом и улица, где проживает человек, но также его дача и место работы. На дачу нередко вывозят старые вещи, отслужившие свой век и за этот век наполнившиеся нашим теплом, переживаниями и эмоциями. Любимые, дорогие или просто знакомые вещи человек приносит на работу, ставя их на письменном столе или возле компьютера. Они создают психологический комфорт и придают чувство защищенности.
В каждой семье есть свои традиции, реликвии, память о прошлом, каждая семья имеет свою историю, которая хранится в виде фотографий, писем, дневников. Прошлое можно любить или не любить, но его нельзя не чтить, и оно всегда уникально. Формирование уважительного отношения к прошлому часто происходит через воспитание бережного отношения к домашним вещам.
В кругу домашних вещей начинается познавательная и ознакомительная деятельность малыша. Он еще не знает, что такое мир за окном его дома. Даже детские вещи еще не стали для него привычным атрибутом знакомого и родного дома. Он на пороге их познания. На этой стадии социализации, как правильно сказал М.Липман, дом для ребенка — насквозь проблематичный мир, призывающий его к исследованию и рефлексивному восприятию. Ребенку окружающий мир кажется необыкновенным, и эта необыкновенность пробуждает чувства, речь и мышление. В цепи загадочных явлений собственная семья и собственный дом становятся для ребенка первым камнем преткновения. Ему непонятен поразительный распорядок, которому следуют его мама и папа, бабушка и дедушка, который они стремятся передать малышу.
Таким образом, дом выступает уникальным образовательным институтом, а игрушки и домашние вещи — идеальными инструментами и наглядными пособиями для познания.
В квартире нас окружает множество вещей, нужных нам в повседневной жизни, — мебель, постель, одежда и обувь, посуда и др.
Мебель.Слово «мебель» происходит от латинского слова «mobilis» — «подвижный». Несколько тысяч лет мебель исправно служит человеку. По определению, данному в толковом словаре В. Даля, мебель — это утварь в доме: столы, лавки, стулья, шкафы и пр.
У первобытного человека свернутая шкура, положенная на камень или кусок дерева, составляла весь его скарб, служила своеобразной мебелью.
Средневековая мебель обычно делалась из дуба и ореха, была громоздкой и тяжелой. Толстые доски скреплялись гвоздями или пазами. Часто она обивалась железом. Столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Для одежды и белья служили лари, а верхняя одежда развешивалась на гвоздях или
оленьих рогах. Массивную мебель редко переставляли с места на место. Деревянную мебель старались закрыть тканями: столы —скатертями, скамьи —подушками. Та часть, которая не закрывалась, часто расписывалась красками. Поскольку жизнь сеньоров была бродячей, их багаж должен был мало весить. Хозяин, отправляясь в крестовый поход, обременял себя лишь драгоценностями и реликвиями29. Даже во дворцах королей мебели было немного, и она не считалась главным богатством. Например, и XVIв. французская королева Екатерина Медичи (супруга Генриха II)одалживала ее у придворных, когда в Париж приезжапа со своим двором ее сестра, итальянская принцесса.
Похожая ситуация наблюдалась в XVIIIв. при дворе русской императрицы Елизаветы Петровны (дочери Петра I). «Двор был так беден мебелью, что зеркала, кровати, стулья, столы и комоды, которые служили в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, откуда — в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При этих перевозках много ломалось и билось...»"1 Внутри арабского дома количество мебели минимально. Здесь нет нагромождения вещей и их строгой расстановки: подушки, ковры, циновки и пол-носы легко переносятся с места на место. Иностранцев поражает пустота, а порой неухоженность мусульманских жилиш. Причина — в следовании мусульман определенным ценностным принципам, главный из которых запрещает накапливать предметы и проявлять к ним сентиментальную привязанность. Все, что окружает человека, так же случайно и непостоянно, как и сама жизнь. Возможно, что отсутствие привязанности арабов к вещам и гибкое использование пространства свидетельствуют о чертах кочевого образа жизни.
Стол и стулья.Столу почти столько же тысячелетий, сколько насчитывает человеческая цивилизация. За это время он почти не изменился — четыре ножки и столешница. Стул гораздо моложе стола. Изобретателями стула считаются древние египтяне. Приделанные к нему по бокам подлокотники делали его похожим на современное кресло или даже трон. Но эта мебель была доступна только семье фараона. В Древней Греции стулом пользовались в основном женщины, дети и больные. Сидячей позе греки предпочитали лежачую.
24 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запала / Пер. с фр. М., 1992. С. 328—330. -" Буровик К.А. Родословная вещей. М., 1991.
В средние века столом служила длинная доска, поставленная на козлы. Сидели на скамьях или табуретах простой конструкции. В средневековой Европе стул оставался принадлежностью богатых и знатных. Ведь трон — это тоже своеобразный вид стула, на котором сидеть могли только короли. В России стул получил широкое распространение только после Петра I. До этого сидели либо на лавках, либо на сундуках. Российские крестьяне вплоть до XX в. предпочитали лавки. А арабам, индийцам и японцам сидеть на полу, циновках, подушках или коврах и сегодня гораздо удобнее, чем на стуле. Стул был заведомо более почетным сиденьем, поэтому ему удалось победить лавки и подушки. Возвышаясь на нем пространственно, человек как бы возвышался и социально.
Посуда.Посуда всегда была в цене у человека. Если горшок или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Правда, он уже не годился для приготовления пищи, но в нем хранили припасы.
До XIII в. пищу варили и подавали на стол в одних и тех же горшках. Ели из глиняных или деревянных мисок. В средние века посуда размещалась на столах или полках, а шкафы употреблялисьдля хранения припасов. Усложнение повседневной жизни, расширение жилища, появление специального помещения для кухни и столовой сопровождалось изменением посуды — в одной только готовили, в другой подавали на стол.
Для производства посуды использовали глину. Смешанная с определенными компонентами, она получила название керамики. Известна она с древнейших времен. Высшего расцвета керамическое производство достигло в Древней Греции и Риме. Однако в средневековой Европе она была достаточной редкостью, и большая часть посуды изготовлялась из дерева. Не менее редкими были изделия из металла. Такую посуду могли себе позволить только богатые. Стеклянная посуда была очень редкой (она появилась только в XIII— XIV вв.). С XV в. посуда становится не просто утилитарной вещью, а настоящим произведением искусства31.
Постель. Впервобытное время, когда люди грелись у костра и лежали на шкурах, постели в нашем понимании еше не было. Она появилась в эпоху античности. Римские патриции большую часть времени проводили в постели. Не отставали от них и европейские аристократы. Например, 200 лет назад во Франции дворяне принимали гостей либо в постели, либо во время одевания.
Постель — самое таинственное и необычное место в доме. Здесь человек спит, т.е. переходит из одной реальности и измерения в другое. Здесь он отдыхает, т.е. восстанавливает физические и духовные силы, которые он тратит во всех других частях дома, а также на улице и работе. Постель — единственное место, где самое могущественное на планете существо становится самым беззащитным и уязвимым, ибо здесь он расслабляется, спит, болеет, умирает.
Постель — самое интимное и потому покрытое завесой тайны место. Здесь соединяются влюбви представители двух противоположных полов. Здесьза-чинаются и рождаются дети. Иными словами, осуществляется глобальный процесс восстановления человеческой популяции, а значит, продолжение рода человеческого.
11 Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю: Экспериментальный курс для гимназий. М.. 1995. С. 21-34.
Для многих творческих людей постель — продолжение рабочего места: здесь творят стихи и романы, пишутся любовные письма, диссертации и памфлеты. Для иных постель — чуть ли не единственное место времяпрепровождения, и роман И. Гончарова «Обломов» посвящен описанию жизни такого человека (точнее — целого социального слоя в российском обществе XIX в., особого социального типа), который пролежал всю жизнь на диване. Именно для них (да и не только для них) постель —творческая лаборатория, ибо все лучшие мечты, замыслы, грезы зарождались именно здесь.
Таким образом, мы можем сказать, что постельслужит началом социальной и культурной эволюции человечества.
Рис. 69. Посте/ib служит начетом социальной и культурной эволюции человечества
Ковры.Об этимологии слова «ковер» ученые продолжают спорить. Проще всего его возвести к английскому cover, но вряд ли в X—XI вв., когда уже существовало русское слово «коврига», кто-либо на Руси знал об англичанах. Не очень убедительна и попытка свести его к тюркскому заимствованию. Правда, родиной ковра действительно является Иран, отделенный от Руси в стародавние времена тюркскими кочевыми народами. К слову сказать, и палас — первоначально «безворсовый двухсторонний ковер ручного тканья с ярким узором» — пришел к нам не из итальянских палаццо, а из персидского языка.
На мусульманском Востоке ковер имел широкое практическое применение и глубокое мистическое содержание. Кто-то сказал образно, что азиатские ковры не смотрят — их слушают. Слушают музыку, записанную на их прихотливой, но всегда строго определенной нотной тайнописью орнаментов. Искусство ткать и читать ковры суфийские шейхи считают одной из необходимых ступеней к познанию высшей мудрости.
В Средневековье ковры на стенах холодных феодальных замков выполняли не только эстетические функции. Они сохраняли тепло в помещении и одновременно служили обоями. Их вешали, как ширмы, и они образовыва-
ли комнаты. Свое главное свойство — выделять, ограничивать некое священное пространство — королевские ковры унаследовали, очевидно, от ковров церковных. Бывавшие в храме, особенно на архиерейских богослужениях, замечали, наверное, что место, где стоит духовенство, всегда бывает выложено коврами. Кроме того, архиерей выделяется еще и «орлецом» — маленьким круглым ковриком, на котором изображен город (символ того города, в который поставлен данный епископ), и орлом в сиянии над ним, символизирующим высоту богословия и благодати служащего иерарха.
В средние века ковры возили из замка в замок; они напоминали воинственному народу его излюбленное жилище — палатку. Но в XIX в. такая необходимость отпала, и место ковров заняли обои и крашеные стены. Они в отличие от ковров выполняют только одну функцию. В тронных залах Европы ковер — это всегда то, что отделяет сидящего на престоле суверена от прочих смертных: как бы сакральная зона власти. Лишь с разрешения монарха подданный или посол может, учтиво склонившись, ступить на ковер пред троном, чтобы вручить правителю прошение или верительную грамоту. Из французских королей больше всех любил ковры Людовик XIV, по заказу которого Луврская ковровая мануфактура изготовила 92 роскошных ковра. Ковер в Париже в XVII — начале XVIII в. — украшение явно не рядового интерьера.
Врезка