Цели и задачи обязательного модуля «Экономика» (Социология)
Основные цели изучения обязательного модуля «Экономика» (Социология):
• формирование фундамента экономических и социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной экономической и социологической мысли;
• формирование у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь и зарубежных стран, выявлять специфику социально-экономических отношений и процессов и их социокультурных особенностей в Республике Беларусь;
• формирование установки на практическое использование полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социально-экономической активности.
Задачи изучения обязательного модуля «Экономика» (Социология):
• усвоение основных экономических и социологических понятий и категорий;
• изучение белорусской социально-экономической модели;
• формирование знаний теоретических основ социологической науки, ее специфики, раскрытие принципов соотношения методологии и методов социологического познания;
• создание у студентов теоретико-методологического фундамента для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, происходящих в нем социально-экономических процессах в контексте основных научных социологических и экономических направлений, школ и концепций;
• формирование у студентов практических навыков применять полученные знания к анализу современных экономических и социокультурных процессов, конфликтов, социальной стратификации общества.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
- основные социологические понятия и категории, задачи и функции социологии;
• основные социальные цели белорусского общества;
• тенденции развития современных социальных процессов;
• специфику функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;
• социально-стратификационную модель белорусского социума;
• характеристики социальных общностей в Беларуси, особенности социальных и социокультурных процессов и социальную политику в Республике Беларусь.
• В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:
• анализировать социальные и социокультурные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;
• использовать социологические знания для принятия эффективных управленческих решения и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей;
• вести поиск и анализ необходимой социальной информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ социальной информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем;
• решать задачи и тесты, которые служат закреплению учебного материала. .
В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:
• методами сбора первичной социологической информации (опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов);
• методами анализа социологической информации.
Структура содержания обязательного модуля
На изучение обязательного модуля социологии отводится 18 аудиторных часов (лекций -12, семинарских занятий –6)
Форма контроля знаний – экзамен.
Для заочной формы получения образования рассчитана на 4 лекционных часа.
Форма контроля знаний – экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий
Социология как наука: ее объект, предмет и метод. Социальность, социальные отношения.
Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики. Различные методологические подходы к интерпретации содержания и характера социальных отношений.
Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
Модель устойчивого развития белорусского социума.
Тема 1. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства
Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.), их основные различия.
Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус». Многообразие моделей стратификации.
Социальная структура современного белорусского общества. Принципы стратификации, основные социальные группы в динамике и роль каждой группы в развитии белорусского общества. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе. Маргиналы.
Процедура формирования многомерных слоев. Факторы и механизмы стратификационного деления.