Метод картографии конфликта
ПРОБЛЕМА | |||
Я (МЫ) | ОН(ОНИ) | Вовлеченные[3] | |
Цели (чего хочет добиться?) | |||
Позиции (Что говорит? Что предлагает?) | |||
Потребности, интересы (зачем, почему говорит?) | |||
Опасения (чего боятся?) | |||
Ресурсы (Что можно использовать для решения конфликта?) | |||
Последствия (Что будет если конфликт не решим?) | |||
Заинтересованность в работе с другими участниками (С кем и почему хотел бы сотрудничать?) | |||
Недостающая информация (Что я не знаю о партнере в конфликте?) |
q Опираясь на картограмму конфликта проанализируйте следующую конфликтную ситуацию:
Василий Петрович организовал свою фирму. Подобрался хороший коллектив из трудолюбивых и ответственных работников. Стали поступать заказы на мебель во многом благодаря прежним связям Василия Петровича (раньше он работал в большой строительной компании). Вскоре к нему пришел старый знакомый и попросил взять его на работу. Так как Василий Петрович знал Виктора как очень хорошего столяра и, в общем, неплохого человека, он после недолгих раздумий взял его к себе.
Как потом оказалось, за годы, что они тесно не общались, многое изменилось. Виктор сменил много мест работы. ему казалось, что его недооценивают как талантливого столяра, ущемляют в зарплате и не дают полностью реализовать себя.
По обычному сценарию история развивалась и на новом месте. На малейшее замечание Виктор реагировал болезненно, тотчас вступал в спор, до хрипоты отстаивая свою точку зрения. С начала работники мало обращали внимание на такие выходки, так как слишком заняты были делом. Но, после того, как Виктор допустил ряд ошибок в технологии обработки дерева и при этом ни за что не хотел признавать свою вину, они обратились к Василию Петровичу.
Василий Петрович, человек мягкий и не любящий конфликтов, оказался в затруднительном положении. Он стоял перед выбором: пустить дело на самотек и подождать, что будет дальше, или уволить Виктора за некомпетентность.Виктору, между тем, удалось уверить Василия Петровича, что он не повторит своих ошибок. Василию Петровичу было легче ему поверить и закрыть глаза на возмущение всего коллектива.
Виктор, почувствовав свою безнаказанность, ходил с гордо поднятой головой. Работники фирмы негодовали, но сделать ничего не смогли. Не увольняться же всем решили дать Виктору еще один шанс.
Как то работая над заказом вместе с более молодым столяром, Виктор взорвался в ответ на замечание: «Ты кого учишь, молоко еще на губах не обсохло.» Возникла словестная перепалка. После этого случая дня не проходило спокойно, казалось, Виктор толькло и искал повода, чтобы поскандалить.
Ñ В папку конфликтолога:
Диагностика конфликта (перечень конкретных шагов по диагностике конфликта, а так же способы и приемы диагностики)
Завершение конфликта
Урегулирование разрешение
Конфликта конфликта
успешное принуждение к взаимовыгодное решение способу действий, выгодному проблем и противоречий
одной из сторон или третьей
стороне
? Объясните, почему, рассматривая урегулирование конфликта с этой точки зрения, многие исследователи считают его способом завершения инцидента, а не конфликта?
Основные формы завершения конфликта:
Завершение конфликта | |||||
Самостоятельно Оппонентами | Вмешательство третьих лиц | ||||
Затухание Конфликта | Разрешение Конфликта | Урегулирование конфликта | Устранение Конфликта | ||
Потеря Мотива к борьбе | п е р е г о в о р ы Сотрудничество | Перевод Одного или обоих оппонентов на другое место работы (увольнение) | |||
Переориентация Мотива | Компромисс Уступки одной из сторон | Изъятие Объекта Конфликта | |||
Истощение Ресурсов, Сил | Перерастание в другой конфликт | Устранение Дефицита Объекта Конфликта | |||
Ñ В “Папку конфликтолога”:
Проанализируйте приведенные выше способы завершения конфликта.
Можете ли вы дополнить ее?
Заполните следующую таблицу:
Способ завершения конфликта | В каких случаях может быть использован: | В каких случаях такое завершение не желательно: | Какие перспективы развития взаимодействия между субъектами возможны в дальнейшем: |
Если ваши отношения в процессе конфликта зашли в тупик, можно воспользоваться методом ослабления социальной напряженности и формирования доверия: