Методы сбора социологической информации

Среди основных методов сбора социологической информации, освоение которых предполагается в курсе социологии, – изучение документов, социологическое наблюдение, опрос и эксперимент. Освоение социологических методик сбора информации требует определенных навыков, начатки которых могут быть приобретены в ходе практических занятий. Однако переход к выработке практических навыков должен основываться на знании сущности основных методик и общих принципов их использования.

Как правило, сбор социологической информации начинают с анализа документов. Существуют различные виды документов, форма и содержание которых предполагает особые приемы работы с ними. Основными видами документов являются: письменные (вербальные и статистические), иконографические (картины, фотодокументы), фонетические (магнитофонные записи) и видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные), личные и официальные. К методам социологического анализа документов относятся традиционный и формализованный (контент-анализ).

Традиционный метод анализа документов предполагает известный всем привычный способ осмысления содержания документа путем его прочтения, прослушивания или просматривания. Цель подобного анализа заключается в следующем:

определить:

· что собой представляет документ, каково его состояние, подлинность?;

· кто его автор, кому адресуется?

· каковы обстоятельства создания документа?

· какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам?

· отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли использовать его в изучении конкретной проблемы?

· что излагается в документе?

· кому документ понадобился, зачем, его контекст?

· какие выводы можно сделать из анализа документа?

Собранная информация заносится в бланк протокола анализа документов, там же указываются сведения о времени и месте проведения исследования, оценивается надежность собранных данных.

Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков (категорий анализа), существенных для исследования. Контент-аналитическое исследование состоит из следующих процедур:

· выделение категорий анализа, обозначающих эмпирические признаки предмета исследования, которые предполагается регистрировать в процессе сбора информации;

· определение единиц анализа, в качестве которых могут выступать слово, имя, факт, высказывание;

· определение единиц счета, которые могут быть числом знаков, строк, абзацев в тексте, количеством квадратных сантиметров газетной площади, продолжительностью передач радио или телевидения в минутах;

· фиксирование единиц анализа в оговоренных единицах счета на бланках протоколов или в матрицах контент-анализа. Протокол составляется в произвольной форме, матрица может выглядеть примерно так:

Единицы анализа Номера изучаемых документов:
N Σn
… N              

Предположим, в процессе исследования доминирующих ориентаций периодической печати (скажем, газет «Звязда», «Советская Белоруссия», «Народная газета») была сформулирована задача: сравнить активность названных газет в освещении социокультурных проблем сельской молодежи. В качестве категорий анализа выбраны следующие признаки предмета исследования:

· посещение юношами и девушками вечеров отдыха;

· интерес молодежи к художественной самодеятельности;

· приобщение молодых людей к спорту.

Единицами анализа в этом случае могут стать:

· факты участия или неучастия молодежи в вечерах отдыха;

· газетные информации о концертах художественной самодеятельности в сельских клубах;

· высказывания корреспондентов названных периодических изданий по поводу спортивных соревнований сельской молодежи.

Единицами счета может стать количество абзацев, посвященных конкретным единицам анализа за определенный период (год, квартал, месяц) в каждой из названных газет.

Чаще всего на практике контент-анализ сочетается с традиционным анализом документов.

Социологический опрос – самый распространенный метод сбора социологической информации, основанный на взаимодействии социолога с респондентами (опрашиваемыми носителями информации). Опрос предполагает наличие вопросов, задаваемых респондентам, и регистрацию полученных ответов с помощью специальных приемов, позволяющих собрать достоверную информацию.

Среди наиболее известных разновидностей опроса обычно выделяют анкетный опрос и интервью, которые различаются по способу общения с респондентом. И анкетный опрос, и интервью имеют свои преимущества, которые проявляются в случае корректного использования соответствующих методик их организации, а также при грамотном составлении вопросников.

Поскольку наибольшей популярностью пользуется метод анкетного опроса, охарактеризуем его подробнее.

Существуют следующие виды анкетных опросов:

· раздаточный опрос – предполагает личный контакт социолога и респондента, когда анкет вручается опрашиваемому лично анкетером;

· почтовый опрос – распространение анкет через отделения связи по почтовым адресам;

· прессовый опрос – публикация анкет в средствах массовой информации.

Анкетапредставляет собой структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Она имеет свою структуру, состоящую их следующих блоков:

· вводного, в котором указывается: кем и с какой целью проводится опрос, какова его цель, как заполняется и возвращается заполненная анкета, гарантируется анонимность;

· содержательного;

· социально-демографического (паспортички), содержащего вопросы, ориентированные на выяснение социально-демографической структуры опрошенных с учетом исследовательских задач (пол, возраст, образование, семейное положение, размер населенного пункта и т.д.). Поскольку анкетный опрос анонимен, в данной части анкеты не должны содержаться вопросы о фамилии, имени, отчестве респондента, его домашнем адресе или телефоне.

При создании анке­ты важно учитывать то, что набор вопросов, предлагаемых респонденту, не должен автоматически дублировать вопро­сы, которые были сформулированы в процессе обоснования задач, выдвижения гипотез и операционализации основных понятий исследования. В связи с этим принято выделять про­граммные (отражающие основные направления поиска инфор­мации, совпадающие с основными задачами) и исследова­тельские (регистрирующие свойства выделенного значимого признака, совпадающие с «блоками» операциональной логи­ческой схемы) исследовательские вопросы.

Исследовательские вопросы как бы «расшифровывают», детализируют содержание программных вопросов. Программ­ным вопросом является, например, вопрос о том, как вос­принимается потребителями название «Нестле» (с чем оно ассоциируется в их сознании, с какими эмоциями оказыва­ется сопряженным). Мы не можем непосредственно переад­ресовать этот вопрос респонденту, поскольку это означало бы, что мы просто переложили свою работу на него.

Любому человеку трудно, да и неинтересно отслеживать свои реакции по проблемам, от которых он, в общем-то, мо­жет быть, далек. Абстрактно сформулированный вопрос, ско­рее всего, останется без ответа. С гораздо большим вниманием человек относится к конкретно поставленным, четко сформулированным, предполагающим определенный ответ, воп­росам.

Примером исследовательских вопросов являются вопро­сы: «Известно ли Вам слово «Нестле»?»; «Как Вы думаете, означает ли данное слово название торговой марки или на­звание определенных товарных продуктов?»; «На какие то­варные продукты указывает данное название?», «Каково Ваше отношение к этим продуктам?» и т. п.

Социологическая анкета содержит в себе несколько смыс­ловых блоков, которые совпадают с программными вопроса­ми, и которые следует проектировать в соответствии с опре­деленными правилами:

· учитывать, что вопросы социологической анкеты должны соответствовать проверяемым гипотезам-след­ствиям;

· смысловой (тематический) блок вопросов должен быть сориентирован на жизненную ситуацию респондента, с ко­торой соотносится исследуемая тема.

Каждый блок может включать в себя четыре типа воп­росов (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Наши рекомендации