Методы сбора социологической информации

Прежде чем приступить к сбору социологической информации, необходимо определиться с методом (или методами), с помощью которых можно получить нужные сведения. В прикладной социологии существует четыре таких метода: опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.

В зависимости от объекта и предмета исследования, социолог выбирает наиболее подходящие для их изучения методы сбора информации.

Метод опроса

Метод опроса является, пожалуй, самым популярным социологическим методом. Этот метод действительно является специфическим методом социологии, именно благодаря массовым опросам общественного мнения социология стала узнаваемой.

Безусловно, метод опроса не является изобретением социологов, его используют в журналистике, педагогике, медицине, юриспруденции и других областях знания, где играет важную роль изучение человеческого мнения.

Особенность опроса состоит в том, что источником получения информации служит человек. Участников опроса в социологии принято называть респондентами. Целью опроса, как правило, служит выяснение мнения респондентов относительно каких-то событий, явлений и т.п.

Метод опроса имеет как свои преимущества, так и недостатки. Достоинством опроса является возможность достаточно быстро получать информацию об изменениях в обществе, изучать общественное мнение о самых разных областях жизнедеятельности социума. Недостатки этого социологического метода связаны с особенностями человеческой природы: неоднозначностью и неоднородностью восприятия респондентами окружающего мира, склонностью к искажениям при высказывании собственного мнения (преувеличениям, преуменьшениям), зависимостью ответов респондента от социально-психологической атмосферы дома, в коллективе или обществе и т.д. Под воздействием неизвестных социологу внешних и внутренних факторов респондент может высказывать мнение совершенно противоположное реальному или вообще избегать контакта.

Метод опроса имеет разновидности: анкетирование, почтовый или прессовый опрос, интервьюирование.

Анкетирование

Анкетирование является наиболее распространенной разновидностью метода опроса. Особенностью этого метода является наличие специально составленной и оформленной анкеты, содержащей систему социологических вопросов.

Всегда следует помнить, что составление анкеты – сложное и требующее высокого профессионализма занятие. От грамотности социолога зависит достоверность полученной информации и дальнейшая возможность ее применения.

Анкета состоит из четырех блоков:

1. Вступление (краткая справка о проводимом исследовании, сведения об организаторах анкетирования, обращение к респонденту).

2. «Паспортичка» (раздел, содержащий вопросы о социальном статусе, поле, возрасте респондента).

3. Основная часть (раздел, включающий в себя систему вопросов, относящихся к проблеме исследования).

4. Заключение (повторное обращение к респонденту с благодарностью за оказанное содействие в исследовании).

Примерный вариант анкеты представлен в Приложении №2.

В анкете принято использовать закрытые и открытые вопросы.

Закрытым называется вопрос, на который в тексте анкеты дан исчерпывающий перечень возможных ответов. Респонденту остается просто выбрать из предложенных вариантов ответов тот, который ему больше подходит.

Пример:

Вопрос: Есть ли у вас домашний компьютер?

Варианты: 01. Да. 02. Нет.

Открытым называется вопрос, который предполагает свободу респондента в изложении собственного мнения.

Пример:

Вопрос: Что для вас является наиболее важным при поступлении на работу? Напишите:_______________________________________________________________

Важным моментом составления вопросов является правильный выбор шкалы ответов.

Шкалой называется измерительная часть инструмента для оценки собираемой информации. Обычно используется три вида шкал: номинальные, порядковые и интервальные.

Номинальной шкалой называется шкала наименований, которая обычно состоит из перечня характеристик.

Пример:

Пол:

01. мужской 02. женский

или

Ваш любимый праздник:

01. Новый год

02. День рождения

03. 8 Марта

04. 23 февраля

05. Другой. Напишите:______________________________________

Порядковая (или ранговая) шкала служит для упорядочивания характеристик изучаемого объекта в строгом порядке от наименее значимого к наиболее значимому или наоборот.

Пример:

от наибольшего к наименьшему
Методы сбора социологической информации - student2.ru Удовлетворены ли Вы качеством произведенного ремонта:

01. удовлетворен полностью

02. скорее удовлетворен, чем не удовлетворен

03. скорее не удовлетворен, чем удовлетворен

04. совсем не удовлетворен

05. затрудняюсь ответить

Интервальная шкала – шкала интервалов между упорядоченными числовыми значения или баллами, характеризующими объект исследования. Интервалы могут быть как равными, то есть одинаковыми между двумя соседними значениями, так и неравными - с произвольным значением.

Пример интервальной шкалы с неравными интервалами:

Ваш возраст:

01. моложе 18 лет

02. 18 - 21 год

03. 22 года и старше

Пример интервальной шкалы с равными интервалами:

Сколько баллов Вы бы поставили за эту работу?

01. пять баллов 02.четыре балла 03. три балла 04. два балла

Разновидностью анкетирования является почтовый или прессовый опрос. Специально составленная анкета рассылается по почте или через газеты, журналы. Позитивными свойствами почтового опроса являются его низкая стоимость и возможность респондента самому выбирать время и темп заполнения анкеты. Низкая эффективность данного метода сбора информации связана с тем, что почтовые анкеты часто заполняются не теми, кому рассылаются, либо вообще не возвращаются социологу.

Интервьюирование

Метод интервью также является подвидом метода опроса в социологических исследованиях.

Интервью – метод получения информации на определенную тему путем диалога с респондентом. Интервью очень популярно в журналистике, одним из важных условий организации интервью является подготовка интервьюеров – специалистов, ведущих диалог. Одна из основных проблем этого метода сбора информации – установление контакта с респондентом. Грамотный ненавязчивый подход и умение применять знание психологии могут решить эту проблему.

Интервью обладает некоторыми преимуществами по отношению к анкетному опросу и дает:

· возможность учесть уровень культуры респондента;

· возможность зафиксировать отношение респондента к задаваемым вопросам;

· возможность менять формулировки вопросов в зависимости от ситуации.

Интервью всегда строится по плану, который предусмотрен программой социологического исследования. Перед проведением интервью всегда оговаривается содержание вопросов и их возможные вариации.

Выделяют следующие виды интервью:

· неформализованное интервью – свободный диалог, при котором задаются открытые вопросы и дословно фиксируются ответы респондента;

· формализованное интервью – в ходе диалога респонденту предлагаются заранее разработанные закрытые вопросы, в формулировке которых не допускаются изменения.

Метод наблюдения

Наблюдением называется метод сбора информации путем прямой регистрации исследователем каких-либо событий.

Наблюдение является одним из самых распространенных методов первичного сбора информации. Пока исследователю не ясно, что за явление, процесс он собирается изучать, на стадии ознакомления, лучше всего использовать метод наблюдения. Особенно удачен этот метод при исследованиях человеческих взаимоотношений, там, где не всегда уместно задавать вопросы или сложно на них ответить.

Пример:

Исследовательская ситуация состоит в том, что требуется выяснить для рекламных целей, какие витрины с какими товарами в продуктовом магазине привлекают покупателя больше всего. Если мы спросим покупателя, на какие витрины он в первую очередь обращает внимание, скорее всего покупатель затруднится с ответом, либо назовет те витрины, где лежат необходимые ему покупки. Только наблюдение за покупателем с момента его появления в магазине и до его выхода может подсказать исследователю, на что более всего склонен обратить внимание данный покупатель.

Выделяют следующие виды наблюдения:

· по способу регистрации результатов наблюдения:

а) стандартизованное наблюдение - с заполняемой наблюдателем картой;

б) нестандартизованное наблюдение – границы наблюдения изначально неясны и наблюдатель просто описывает все, что видит.

· по включенности наблюдателя в исследовательскую ситуацию:

а) включенное наблюдение – наблюдатель действует совместно с наблюдаемыми;

б) невключенное наблюдение – наблюдатель не входит в объект наблюдения.

· по месту проведения наблюдения:

а) полевое наблюдение – если оно протекает в естественных условиях;

б) лабораторное наблюдение – если оно протекает в искусственно созданных условиях.

Документальный метод

Существует также метод анализа социологической информации, который основан на исследовании документов. Такой метод называется документальным. Документом считают специально созданный предмет, предназначенный для хранения информации. Документы бывают письменные, печатные, кино- , аудио- и видеозаписи, фотодокументы.

Документальный метод принято использовать либо на стадии первоначального анализа объекта исследования, либо когда применить какой-то другой метод социологического исследования не представляется возможным.

Пример:

Перед социологом стоит задачи выяснения особенностей духовной жизни верующих в период существования советской власти. Можно, конечно, заняться поисками верующих или духовенства, которые могли бы дать ответы на поставленные вопросы. Однако такой ход представляется очень трудоемким и затратным, а также полученная информация может не отражать реального положения дел. В этом случае представляется наиболее эффективным использование метода анализа документов (журналов, газет, писем, дневников, кино- и фотодокументов, архивов и записей церковных книг).

Документальный метод сравнительно недорогой, однако он требует очень серьезного уровня подготовки исследователя.

Вопросы для самоконтроля к главе «Прикладная социология»:

1. Какую роль прикладная социология играет в системе социологического знания?

2. Сколько этапов, и каких включает в себя социологическое исследование?

3. Какую роль в прикладной социологии играет составление программы исследования?

4. Что такое гипотеза? Приведите несколько примеров гипотез.

5. Что является объектом социологического исследования?

6. Какую роль при проведении масштабных опросов играет выборка?

7. Какие метода сбора социологической информации Вы знаете?

8. Какой метод сбора социологической информации является наиболее популярным и почему?

9. Чем отличается открытый вопрос от закрытого? Приведите примеры.

10. Назовите шкалы ответов, используемые при составлении социологических вопросов.

Задание к главе:контрольное задание по курсу «Социология» дано в Приложении 3.

Дополнительная литература к главе «Прикладная социология»:

1. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу/ Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М., 1990.

2. Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону, 1996.

3. Краткий словарь по социологии/ Под общ. Ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М., 1988.

4. Практикум по социологии. – М., 1992.

5. Социологическое исследование: Методы, методики, математика и статистика // Социология: Словарь-справочник. Т.4.. – М., 1991.

6. Ядов В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. – М., 1987.

Приложение 1

Рекомендации по работе с текстом:

Внимательно прочитайте текст, выделяя для себя знакомые термины и понятия. Выпишите кратко смысловые особенности двух моделей социологического рассмотрения общества. Ответьте на вопросы после текста.

Пер Монсон[3]

«Лодка на аллеях парка: Введение в социологию»[4]

Лодка на аллеях парка

Представьте себе, что ранним утром вы сидите в вертолете, который только что оторвался от земли. Вы взлетаете над городом. Неподалеку раскинулся большой парк. Вы зависаете над центром парка и внимательно разглядываете его. Там, внизу, под вами видны зеленые газоны, ухоженные рощицы и непроходимые заросли кустарников, маленькие озерца и целая сеть широких асфальтированных аллей, от которых разбегаются более узкие, посыпанные гравием тропинки, тут и там извивающиеся под деревьями. Вдоль широких аллей стоят садовые скамейки для отдыха. Клумбы с цветами радуют глаз. Однако сейчас раннее утро, и парк внизу пустынен и тих.

Но вот появляются первые люди. Они быстро входят в парк по самым широким аллеям и торопливо проходят насквозь кратчайшим путем. За ними следуют новые посетители: понемногу публика прибывает и сливается в ровный поток. Большинство продолжает двигаться по широким асфальтовым аллеям, но некоторые сворачивают на боковые тропинки, под деревья, где на некоторое время пропадают из виду. Попадаются и такие, что бредут, спотыкаясь, не разбирая дороги, топчутся прямо по клумбам. Вот опять появляются прохожие, предпочитающие идти по асфальту. Скамейки заполняются отдыхающими; вскоре образуется очередь из желающих посидеть на лавочке. А кое-где некоторые граждане покидают и широкие аллеи, и узкие тропинки и лезут напролом через заросли кустарника. Большинство из них пропадают из виду и больше не показываются, но отдельные упрямцы все же исхитряются пробиться и выныривают на изрядном расстоянии по другую сторону кустарника, ободравшись и оцарапавшись в кровь об острые ветки шиповника. День проходит, и людской поток, нараставший вначале, становится теперь все меньше. Большинство пришедших в парк в сумерки придерживаются широких асфальтовых аллей и движутся по тропинкам вы ожидании наступающей темноты. Наконец вам видны только светящиеся огни полицейских машин, а все, кто в течение дня пропал из виду и затерялся, так и остаются невидимыми. Когда тьма окончательно поглощает парк, он кажется полностью опустевшим. Можно оставить наблюдательный пост и вернуться домой.

На следующий день вы снова садитесь в вертолет, но на этот раз полет проходит над морем. Вы удаляетесь от берега настолько, что земля исчезает вдали, и со всех сторон горизонта – только вода. Вы вновь зависаете, выбрав подходящее для наблюдения место. Под вами сверкает море, и единственное, что вы видите, - легкая рябь на воде от небольшого ветерка да буруны над подводными рифами. Через некоторое время на горизонте появляются несколько судов. Они медленно ползут по зеркальной поверхности, проходят под вами и снова пропадают вдали. День разгорается, и судов становится все больше. Одни из них огромные, это океанские лайнеры, они четко различимы; другие – маленькие, настолько маленькие, что кажутся точками. Большинство кораблей следует по своему собственному курсу. Но скоро вы начинаете замечать, что некоторые движутся по невидимым фарватерам. Отдельные суда почти касаются друг друга бортами, прежде чем их пути разойдутся. Иногда происходят столкновения, другие кораблики спешат на помощь к потерпевшим крушение, экипажи пересаживаются к ним на борт. А вот суденышко налетает на риф и погружается на дно, не оставив после себя никаких следов. Какие-то кораблики мгновенно исчезают, накрытые огромной волной.

На невидимых постороннему глазу фарватерах волнение никогда не замирает, а суденышки идут одно за другим. Поэтому на поверхности воды постоянно образуются разнообразные рисунки, узоры, которые все время меняют свой облик вследствие непрерывного движения судов. Неожиданно вы замечаете, что некое судно, уклоняясь от волн, преследует другое. Неподалеку несколько маленьких лодочек буксируют весьма солидное «плавсредство». Но все корабли стремятся дальше к горизонту, двигаясь в соответствии с существующим у них планом.

Этот день тоже приближается к концу; ближе к вечеру фарватеры начинают пустеть, и последние кораблики пропадают из виду в лучах заходящего солнца. Последнее, что вы замечаете, - на судах вспыхивают огни, и ориентироваться там начинают, очевидно, по звездам. Вы не знаете, откуда приплыли эти корабли; вам неизвестна также причина, побудившая их отправиться в путь. Наконец и они растворяются в темноте, а зеркальная гладь моря под вами снова неподвижна. Можно оставить свой наблюдательный пост. Перед тем как выйти из вертолета, воскресите в памяти все, что вы видели, зависнув над парком и над морем. Вспомните и тех людей, которые шли по асфальтированным аллеям, и тех, которые сворачивали на тропинки. Задумайтесь о тех, кто исчез в зарослях кустарника. Представьте себе кораблики в море, вспомните маршруты их движения и рисунок, образуемый волнами. В какое-то мгновение картинки накладываются одна на другую, и вы видите, что, собственно говоря, лодки тоже передвигаются по некоему парку. А теперь распрощайтесь с вертолетом и возвращайтесь к обыденной жизни.

Образ вертолета, зависшего сперва над парком, а затем, над морем, будет символизировать фундаментальную задачу, которая встает перед теми, кто пытается изучать общество. Парк – это символ того, что в социологии именуется социальной структурой общества, или, если короче, общественной структурой. Общественная структура – это организация общества, своего рода канва, заранее установленный порядок, точно так же, как аллеи и тропинки, пруды, деревья и газоны образуют канву парка, или его план, если вы смотрите на этот парк сверху. Со своего наблюдательного поста в вертолете вы разглядывали этот рисунок еще до того, как в парк пришли посетители; вы продолжали его наблюдать и после того, как последние прохожие ушли. Люди, пришедшие в парк, воспринимали его как некий заранее установленный порядок – аналогичным образом человечество воспринимает социальную структуру общества. Большинство пришедших в парк двигались по асфальтированным аллеям, символизирующим то, что в социологии называется социальными институтами. Примерно так же, как можно представить парк в виде канвы, образованной аллеями и тропинками, можно представить и общество в виде канвы из социальных институтов. Основные институты общества – те «аллеи», по которым идет большинство людей, однако имеются менее значительные группы тех, кто «выбирает тропинки». И подобно тому как в парке встречались посетители, топтавшие клумбы, в обществе есть люди, «спотыкающиеся на ровном месте». Это явление в социологии называется отклоняющимся поведением, и во множестве как теоретических, так и прикладных исследований содержаться попытки объяснить, почему люди определенного сорта непременно будут «вытаптывать клумбы». Однако важно заметить, что «отклоняющееся поведение» является «отклоняющимся» на фоне «нормального» и, следовательно, отклонения изначально заложены в общественные структуры. Без одного нет другого.

В парке были и такие, кто не только не удовлетворился прогулкой по ранее проложенным тропинкам или даже вытаптыванием клумб, а ринулся в непролазный кустарник. Они не признали существующую канву парка, и пошли туда, откуда впоследствии нельзя будет выйти. Возможно, они пытались найти кратчайший путь или протоптать новые дорожки, которые – если следом двинутся другие люди – со временем превратятся в широкие асфальтированные аллеи. Посетители парка будут гулять по ним и думать, что эти аллеи были всегда. В таком случае, возможно, прежние аллеи начнут зарастать и вскоре станут непроходимыми. Феномен «протаптывания тропинок» и «зарастания аллей» в социологии обозначается термином социальные изменения. Социальные изменения довольно сложно объяснить с помощью понятия социальной структуры, так как последняя в ближайшей временной перспективе может считаться такой же стабильной, как и структура парка. Поэтому возникает вопрос, почему отдельные индивиды упорно искали кратчайший путь или хотели «протоптать новые дорожки», т.е. создать новые возможности, ранее не существовавшие в социальной структуре. В связи с этим следует рассматривать общественную структуру в диахронической перспективе, т.е. считать ее исторически изменяемой. Обычно социальные структуры рассматриваются синхронически, т.к. они возникают и функционируют в ближайшей, непосредственной временной перспективе. В этом случае социальная структура представляется как некий самовоспроизводящийся стабильный порядок, который поддерживается с помощью социального контроля, осуществляемого людьми друг над другом. Наличие этого контроля приводит к тому, что дозволенные и запрещенные пути, возможные и невозможные направления движения отделяются друг от друга и большинство людей продолжает идти по «асфальтированным аллеям».

Картина поведения посетителей парка является своего рода моделью и характеризует то направление в социологии, что изучает общество независимо от тех или иных основополагающих образцов поведения, которых отдельный человек придерживается в течение своей жизни. При этом в первую очередь абстрагируются от того, почему индивид выбирает какой-нибудь образец поведения, установленный коллективом. Такой подход называется структуралистским направлением социологии и является, вероятно, одним из наиболее значительных. Основная идея его состоит в том, что общество лучше всего изучать в виде стабильной социальной структуры, отдельные социальные институты которой по частям дают нам информацию о людях, живущих в данное время. Отдельный человек не может протоптать своей особой дорожки вне существующих общественных структур. Поэтому каждый отдельный человек, независимо от его места в этой системе, более интересен как часть общей картины, даже если он сам считает себя выше ее. Люди не могут или не желают жить вне социальных связей, поэтому жизнь каждого человека осуществляется как процесс выбора направления на перекрестках, предложенных ему обществом. Большинство выбирает прямую широкую дорогу, не задумываясь особенно о том, что скрывается в зарослях. Иных, возможно, и разбирает любопытство, но отпугивают острые колючки.

Другой образ, «корабли в море», символизирует восприятие человека как творца своей собственной жизни. Здесь нет видимых глазу путей, однако каждое судно знает, как определить свое направление движения. Это символ человека, обладающего свободой воли. Мы, по выражению Ж.-П. Сартра, «приговорены к свободе». Если мы считаем, что наша жизнь должна идти по определенному пути, заданному извне, значит, мы выбрали несвободу, выбрали отсутствие выбора. Оправдывать нацистских палачей тем, что они «только подчинялись приказам», - значит отрицать их моральную ответственность, присущую каждому свободному человеку: даже перед угрозой расстрела можно выбрать – жить дальше или нет, и при этом отвечать за свой выбор.

В приведенном примере, таким образом, отправным пунктом являются свобода человека и его ответственность за свою (и чужую) жизнь. Это так называемое экзистенциалистское направление социологии, где общество всегда рассматривается как результат поступков отдельных индивидов, обладающих определенной свободой выбора. В сущности, вне человека нет ничего такого, что принуждало бы его действовать тем или иным образом, также общество в целом должно признавать выбор человека присущим его индивидуальной экзистенции. Точно так же, как спокойно зеркально гладкое море, социальные структуры «пусты», если не появляются люди, оставляющие за собой «след». Можно заметить, что подобно тому, как большинство кораблей плыли по морю, следуя по определенным фарватерам, большинство людей проживает свою жизнь весьма упорядоченно и относительно предсказуемо. Экзистенциалистски настроенный исследователь должен поэтому суметь объяснить наличие социальной канвы. Если мы опускались на вертолете ближе к поверхности моря, то замечали, что в глубине есть скрытые отмели и впадины. Аналогичным образом можно отыскать определенное количество «скрытых причин», порождающих разнообразные стабильные общественные устои. Для всех людей важным является существование некоторого количества «социоматериальных» факторов, окружающих нас в повседневной жизни и сильно влияющих на нашу теоретическую свободу. Это главным образом «преобразованная материя», начиная с жилья, одежды, автомобилей и стереоаппаратуры и кончая индустрией развлечений, компьютерными терминалами и кожаными креслами. В том, что из этого может быть создано, всегда присутствует определенное намерение, намерение, в значительной степени определяющееся возможностями. Если строится дом, в котором большинство квартир многокомнатные, тем самым облегчается существование больших семей, но при совместном проживании возникают свои сложности, подобные проблемам, возникающим на автострадах, хотя последние строились именно для того, чтобы ездить быстро. Человек поэтому может рассматриваться как «результат своих собственных результатов» (Сартр), и поэтому на каждую человеческую жизнь влияет повседневный выбор, тысячекратно совершаемый другими людьми. Можно сказать, что мы живем в «социоматериальной структуре», которая совершенно очевидна для всех нас, даже если мы ее не воспринимаем подобным образом.

Мы можем также «посмотреть вверх» и заметить, что человечество ориентирует свой жизненный путь еще и по солнцу и звездам. Насколько нам известно, человек – единственное существо, которое осознает, что живет один раз и не всегда будет существовать. Он является единственным экзистенциалистки мыслящим существом, знающим, что смерть неизбежна. Это своего рода «экзистенциальное обрамление» нашей жизни, когда ощущение своего «бытия» и предчувствие «не-бытия» может стать причиной отчаяния и тем самым побудить нас искать смысл жизни. Если же мы, как выразился другой экзистенциалист, «заброшены в мир без какого бы то ни было смысла или цели», то мы обязаны создать себе сами цель, не существовавшую до нас. Поэтому мы рассматриваем жизнь как «сумму проектов», мы загадываем наперед, что-то планируем, ставим перед собой цели, которых хотели бы достичь. И цель и средства ее достижения могут придать нашей жизни смысл. В то же самое время мои проекты собственной жизни переплетаются с судьбами других людей, а те в своих проектах, наверное, соотносят себя с другими. Когда достаточно много людей создает одинаковые или сходные проекты, возникают социальные институты. Семья, принадлежность к религиозному течению или спортивные пристрастия могут служить примерами проектов, создающих цели, но придать жизни определенное содержание могут и такие важные житейские вещи, как работа и деньги. Мы можем тогда закрыть глаза на вопросы типа «откуда и куда» и ограничить свой кругозор непосредственно наблюдаемым пространством. Поэтому общество может представляться и как своего рода результат наших попыток найти свое место в бытии и как сумма наших (необходимых) жизненных обманов. Следовательно, социальная структура во многом условна и перегружена человеческими условностями. Она всегда является результатом целеполагающей активности человеческой мысли, - это относится также и к исследователю общества, способному освободить разнообразные социальные феномены от этих условностей. Точно так же, как в процессе движения судов складывалась определенная картина морской поверхности, так и общественные структуры формируются из человеческих стремлений (как индивидуальных, так и коллективных) к жизненным горизонтам. При таком понимании изучение общества в первую очередь означает изучение человечества как суммы индивидуальных экзистенций и, кроме того, анализ образованной ими общей картины, оставленных ими напластований и следов. Экзистенциалистский анализ общества (и другие близкие к нему направления) в течение долгого времени был гораздо менее распространен в социологии, чем структуралистский подход. Но в последние десятилетия постановка структуралистами проблемы понимания человека дала повод для оживленных дебатов о соотношении «индивида» и «структуры». Раньше эти столь разные направления сосуществовали параллельно, а теперь все чаще ставится вопрос об их взаимодействии. В этом смысле можно сказать, пользуясь приведенными метафорами, что современная социология все в меньшей степени изучает общество как структурированный «парк» или как «зеркальную гладь моря с плывущими на ней кораблями». Картинки в значительной мере наложились одна на другую, и изучение общества все в большей степени становится изучением модели «лодки на аллеях парка».

Вопросы к тексту:

1. Какие две модели рассмотрения общества автор выделяет в данной статье?

2. В чем вы видите разницу между этими моделями?

3. Какая модель вам кажется наиболее приемлемой для объяснения общества? Почему?

Приложение 2

Образец анкеты

Анкета

«Образование в СурГУ»

Уважаемый студент!

Независимая социологическая группа Сургутского государственного университета проводит социологический опрос студентов, посвященный изучению современных образовательных потребностей молодых людей.

Прочитайте вопрос и отметьте кружочком номер того ответа, который вам больше всего подходит. На некоторые вопросы вам будет предложено написать свой ответ.

Ваши искренние ответы помогут усовершенствовать процесс обучения в нашем вузе!

1. Ваш пол:

01. мужской

02. женский

2. Ваш возраст:

01. моложе 18 лет

02. 18 - 21 год

03. 22 года и старше

3. На каком курсе Вы учитесь? Напишите: ___________

4. На каком факультете Вы учитесь? Напишите: ____________________

5. Чем было вызвано ваше стремление поступить в СурГУ?

01. поступал(а) по совету родственников

02. поступал(а) по совету друзей или вместе с другом

03. решение поступить в СурГУ принял(а) самостоятельно

04. поступал(а) под воздействием увиденной (услышанной) рекламы

05. получил(а) совет других людей. Напишите, кого:__________________________________________________

6. Участвовали ли Вы в подготовительных курсах перед поступлением в СурГУ?

01. да

02. нет

7. Когда Вы приняли решение о поступлении в СурГУ?

01. давно, уже сложно сказать, когда именно

02. решение принимал(а) обучаясь в старших классах школы

03. решение принимал(а) после окончания школы

8. Имели ли Вы представление о выбранной специальности в момент поступления в СурГУ?

01. не имел(а) никакого представления о выбранной специальности

02. имел(а) довольно туманное представление о выбранной специальности

03. неплохо представлял(а) себе выбранную специальность

04. имел(а) полное представление о выбранной специальности

9. Возникало ли у Вас желание изменить выбранную специальность?

01. да, возникало

02. нет, не возникало

03. затрудняюсь ответить

10. Собираетесь ли Вы в будущем работать по выбранной Вами специальности?

01. да, я собираюсь связать свою жизнь с выбранной специальностью

02. вполне возможно, что я буду работать по выбранной специальности, если найду работу

03. вряд ли я буду работать по выбранной специальности

04. затрудняюсь ответить

11. Какие проблемы возникли у Вас при обучении в СурГУ? Напишите:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие в опросе!

Успехов Вам в обучении!

Приложение 3

Контрольное задание по курсу «Социология»

«Опрос общественного мнения»

Цель: обучение навыкам ведения самостоятельной исследовательской деятельности, при помощи проведения прикладного социологического исследования.

Задачи:

1. Определиться с выбором тематики исследования.

2. Ознакомиться с правилами организации социологического исследования.

3. Самостоятельно сформировать программу социологического исследования.

4. Провести социологическое исследование и обработать результаты.

5. Сделать выводы о проделанной работе.

Рекомендации по выбору темы исследования: тема исследования должна быть простой и актуальной для исследователя («Отношение к праздникам в рабочем коллективе», «Отношение к разводу в среде молодежи», «Проблемы занятости в молодежной среде» и т.д.)

Рекомендации по оформлению задания: работа должна быть выполнена на листах формата А4 в печатном виде. Объем работы без приложений (анкет) 5-10 страниц. На титульном листе должно быть обозначено название вуза, факультет, тема социологического исследования, ФИО, подпись и номер группы исполнителя, ФИО и подпись руководителя исследовательской работы, год.

Содержание работы должно включать в себя:

1. программную часть с описанием проблемы, цели и гипотез, метода исследования;

2. образец анкеты;

3. результаты проведенного исследования в виде таблиц, оформленных с использованием редакторов Word, Excel;

4. анализ полученных результатов;

5. приложение (заполненные анкеты).

Анкетные листы оформляются как приложение. На каждом анкетном листе сверху должен быть проставлен идентификационный номер респондента.

Рекомендации по выполнению задания:

1. Выберите наиболее интересный для себя социальный вопрос (например, как мои одногруппники проводят свободное время?).

2. Сформулируйте его в утвердительной форме (например, формы проведения досуга студентов гр.№…).

3. Определитесь с целью вашего исследования (например, выявить формы проведения досуга в студенческой группе).

4. Проанализируйте возможные гипотезы (например, скорее всего, в свободное время мои одногруппники…). Составьте список из 8-10 наиболее предпочтительных гипотез.

5. Используя гипотезы, составьте список вопросов для анкеты. Легче всего обрабатывать закрытые вопросы, поэтому, продумайте все возможные варианты ответов на каждый вопрос.

6. Составьте анкету, включающую 8-10 основных вопросов (с вариантами ответов) по заявленной проблеме. Обязательно добавьте в анкету вопросы относительно пола и возраста респондентов.

7. Определитесь с методом опроса: телефонный, анкетирование, интервью.

8. Определитесь с методом выборки респондентов для проведения исследования (не более 50 человек).

9. Проведите опрос. Анкетные вопросы и ответы каждого респондента должны быть представлены на отдельном листе с подписью «респондент №…».

10. Обработайте полученные результаты: составьте картину общественного мнения по каждому вопросу. По желанию можно сравнить варианты ответов, выбранные разными категориями респондентов (категории по полу и возрасту).

11. Оформите результаты вашего исследования в таблицах.

12. Сделайте небольшие выводы по каждому вопросу в процентах от общего числа опрошенных, используя гипотезы для проверки.

13. Опишите трудности, с которыми вы столкнулись при проведении своего социологического исследования.

[1] Пример взят из статьи Социальные установки // Социальная психология, 1998, вып.9.

[2] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: Инфра-М, 2002. – С. 109.

[3] Пер Монсон, социолог, профессор Гетеборгского университета, Швеция.

Наши рекомендации