Знания, мифы и верования

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знания— достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания явля­ются результатом познания — специализированной деятельности, осуществ­ляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование зна­ний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали главным элементом культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф— фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы не только существовали в первобытном или античном обществе, когда в об­разе богов или легендарных героев отражались природные и социальные яв­ления, но они существуют и сейчас. Современные мифы выражают освящен­ные идеологией или традицией верования членов общества. Американцы ве­рят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди верили в светлое коммунистическое будущее.

Верование— убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. При­нять на веру — значит признать истинным без доказательств. Вера не требу­ет доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные зна­ния; так, ученые уверены в правильности своих теорий. Верование —утвер­ждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Ценности касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними.

Врезка

Л. Грин Законы

В дописьменных культурах нарушить нравы было практически невозможно. Почему? Нака­зание настигало преступника везде, где бы он ни находился. Спрятаться в маленьких по раз­мерам обществах было некуда. Другое поселе­ние — это уже другое племя, другой народ, дру­гое общество, где ты обязательно чужак, т.е. человек, не имеющий никаких прав и защиты. Быть изгнанным из своего сообщество было равносильно смерти.

По мере того как расширялись зримые и незри­мые границы общества, некоторые нравствен­ные принципы принимали форму закона, т.е. неких частных норм поведения, которые охваты­вали не все общество, а лишь его часть. В со­вете племени выделялось несколько «фракций», каждая из которых была заинтересована в при­нятии выгодных для нее решений. Иногда уда­валось добиться желаемого, а на будущее по­становляли, что впредь члены общины должны

поступать так, не дожидаясь заседания совета. Правила поведения, установленные советом, подкрепленные его авторитетом и с неограни­ченным сроком действия, приобретали статус закона. На ранней стадии это были неписаные законы, а с появлением письменности их стали фиксировать. В это время начинают складывать­ся ранние государства, формироваться аппарат управления, в который были включены должно­сти специалистов, подготавливающих проекты законов, пропускающих их через особые проце­дуры согласования сторон, обсуждение и под­писание, контролирующих ход выполнения за­конов, подкрепленных подписью первого лица в государстве, докладывающих этому лицу о всех нарушениях и применяющих к нарушите­лям соответствующие санкции. Чаще всего это был не один человек, но целый штат специаль­ных чиновников.

Писаные законы, возникшие в эпоху зарождения государства, письменности, городов и частной собственности, по выражению историков, суть результат деятельности цивилизации, а не куль-

Закон и право

Разновидностью нравов выступают законы— нормы или правила пове­дения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Закон и право тесно связаны с обычаями народа. По существу законы и право выступают кодифицированной запи­сью обычаев.

Правовой обычай— исторически сложившееся традиционное правило по­ведения, общеобязательность которого санкционируется государством. Пра­вовой обычай служит одним из источников права, а в период формирования права он был основным его источником. Например, принцип талиона (око за око, зуб за зуб) лежит в основе пропорциональной системы наказаний в уголовном праве.

Нормы обычая (обычные нормы) были источником и других норматив­ных систем — морали, религии. И если в догосударственных обществах обы­чай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем, по мере развития общества, основную роль стали играть институционализированные системы, например право.

Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обще­стве совокупность неписаных правил поведения, санкционированных госу­дарством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юри­дические, законы, закрепленные конституцией — главным политическим за­коном страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, высшей мерой которого является смертная казнь.

Обычно законы просто кодифицируют наиболее важные нормы, которые уже существуют в обществе. Некоторые законы вводят новые нормы, соот­ветствующие конституции страны. Законы, противоречащие культурным

туры. Итак, неписаные законы — плод культуры, писаные — цивилизации. Первые уступают свою роль вторым. Каковы причины вытеснения не­писаных законов? Их сила зиждилась на обыча­ях. Когда общества были небольшими (обычно племя насчитывало несколько сот человек), один и тот же неписаный закон, т.е. обычай был един для всех. За его соблюдением легко следить, каждый человек на виду. Но с ростом народо­населения внутри общества появляются боль­шие социальные группы, каждая со своими обы­чаями и неписаными законами. Совершенно очевидно, что древнеегипетский фараон подчи­нялся одним правилам, а зависимый смерд — Другим. Неформальные санкции, на которых покоилась власть обычаев и нравов, потеряли прежнюю эффективность. Нужны были иные средства, которыми можно было заставить лю­дей подчиняться порядку и гармонии. Увеличи­лось разнообразие человеческих поступков, Действий, поведения. Не всегда их можно было интерпретировать однозначно. Встречались и непредвиденные ситуации, их необходимо было

заново переопределить: являются они отклоне­нием и нарушением норм или нет. Глава госу­дарства и облеченные полномочиями люди при­нимали особые указы, которые становились пи-

Знания, мифы и верования - student2.ru

саными законами. Росли штаты сотрудников, за­нимающихся всем процессом законопослуша-ния: гвардия, полиция, судьи, надзиратели тю­рем, адвокаты и т.д.

Адаптировано по: Green A.W. Sociology. An Analysis of Life in Modern Society. N.Y., 1968.

нормам, обычно не выполняются. С помощью законов общество защищаем самые дорогие и почитаемые ценности — жизнь человека, человеческие права и достоинство, собственность, государственную тайну.

Правопредставляет собой систему обязательных правил поведения, сан­кционированных государством и выраженных в определенных нормах.

Слово «право» (Jus) получило свое название от латинского justitia (правда. справедливость), ибо в древности право понималось как искусство творить доброе и справедливое дело. Отсюда в наш язык вошел термин «юрисдикция». Право, созвучное таким словам, как «правильно», «справедливость», «прав­да», возникло на основе представлений о том, что должно быть справедливо в соответствии с идеалами добра и честности. В праве соединены элементы социальных, моральных и эстетических норм.

Право существовало не всегда. Оно — результат долгого и трудного движе­ния человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе, когда люди жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охо-

Врезка

Кому закон не писан

Почему подростки нападают на мирных граждан, угоняют машины, грабят магазины? Быть может, потому, что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали. Но недав­но выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Прав­да, они особым образом их трактуют. Молодежь переинтерпретирует в терминах сво­ей субкультуры, своих ценностных представлений любое явление, с которым она сталкивается, в том числе и преступление. Например, хулиганство описывается как озорство, угон автомобиля — как временное заимствование, а драка — как выясне­ние отношений. Среди обследованных осужден­ных 53,6% считают, что своим преступлением они никому, кроме себя и родных, не причинили вре­да. Так думают те, кто насиловал, избивал, рас­хищал. Они умеют сопереживать только себе, сво­им ближним и никому другому. Но это не душев­ная черствость, как полагают некоторые. За редким исключением свой поступок они интер­претируют опять же в терминах субкультуры. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника справедливости. Стриженые «любе-ры», нападающие на длинноволосых «хиппи», рас­сматривают свои действия как наведение обще­ственного порядка и борьбу за нравственный об­раз жизни. Иначе говоря, правонарушитель занимает позицию мстителя, а жертва превраща­ется в злодея. От подростков часто можно слы­шать фразы типа «я никому не причинил вреда», «они сами это заслужили». Изображая себя жер­твами несправедливого приговора, они выставля­ют себя этакими рыцарями долга: «не имел пра-

ва струсить», «главное — не бросать друга в беде», «не мог оставить товарища». Подростков спрашивали: смогли бы они совер­шить кражу, чтобы выручить друга из беды или по его просьбе? Около 70% из них ответили ут­вердительно. «Не укради» — абсолютный нрав­ственный закон, преступать который человек, если он хочет оставаться человеком, не может. Но подросток преступает. Почему? Он не видит, не слышит, не знает абсолютной морали. Она аб­страктна, а он мыслит конкретно. Поэтому нрав­ственный закон представляется ему в виде сис-

Знания, мифы и верования - student2.ru

темы юридических норм: какое наказание пола­гается за кражу имущества или угон автомоби­ля. А через них можно уже переступить: для боль­шинства обследованных подростков некоторые юридические нормы не имеют моральной силы, работники милиции и суда— плохие люди, так как несправедливо рассматривают их дела. По всей видимости, для подростков нормы межлич­ностных отношений, законы малой группы име­ют более важное значение, чем юридические по­становления или нравственные нормы. Сокращено по источнику: Курганов СИ. Моти­вы действий несовершеннолетних правонару­шителей // Социологические исследования. 1989. № 5.

тится на отдельных животных или вступать в половые связи с родственника­ми. Жизнь людей регламентировалась во всем. Позже такие правила стали за­крепляться силой государства. Самые древние законы дошли до нас из Месо­потамии. Вначале законы служили рупором божественной воли, а позже пре­вратились в инструмент общественного согласия. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязаннос­тью человека поступать именно так, а не иначе, т.е. ограничивала свободу дей­ствий, а другая —правом поступать так, а не иначе, т.е. ее расширяла.

Сегодня равными правами и свободами наделены все без исключения люди. В древности дело с естественными и гражданскими правами обстояло иначе.

Знания, мифы и верования - student2.ru

Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. В Древней Греции и Древнем Риме население разделялось на две кате­гории — граждан и неграждан, которые подчинялись разным законам: одни име­ли право голосовать и быть избираемы­ми на общественные посты, а другие нет. Чем различаются норма, право и обы­чай? Рассмотрим их взаимосвязь на при­мере Китая. Норма — моральное пред­писание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смер­ти жены. Закон фиксировал обычай и сам поощрял такую практику как мас­совую, т.е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не отвечал конфуцианским нормам сохранения целомудрия. В конфу­цианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. В традиционном Китае раз­воды были редкими. Отрицательное отношение к ним являлось нормой. Выс­шей ценностью являлось продолжение семьи.

Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимо­связаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не толь­ко общества, но и культуры.

Социологи и юристы, сравнивая разные народы, в ряду наиболее законо­послушных называют обычно европейцев — немцев, англичан, французов. Напротив, русские попадают в разряд наименее законопослушных. Суще­ствующая с давних пор поговорка «В России нет закона. Есть столб — вок­руг балкон, чтобы обходить закон» справедлива и сегодня.

Законопослушание— база правовой культуры нации, когда ценность юри­дических законов и обычного права считается приоритетной, а ее выполне­ние является эффективным как на рассудочном уровне, так и эмоциональном.

Знания, мифы и верования - student2.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социология придает исключительно большое внимание изучению соци­альных институтов общества. «Понятию социального института принад­лежит центральное место в системно-структурном анализе обществен­ной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее суще­ственных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фунда­ментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отно­шения в наиболее важных сферах общественной жизни»1.

Наши рекомендации