Знания, мифы и верования
Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знания— достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали главным элементом культуры.
На противоположном полюсе находятся мифы. Миф— фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы не только существовали в первобытном или античном обществе, когда в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но они существуют и сейчас. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди верили в светлое коммунистическое будущее.
Верование— убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. Принять на веру — значит признать истинным без доказательств. Вера не требует доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания; так, ученые уверены в правильности своих теорий. Верование —утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Верование само по себе не отличает миф от знания.
Ценности касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними.
Врезка
Л. Грин Законы
В дописьменных культурах нарушить нравы было практически невозможно. Почему? Наказание настигало преступника везде, где бы он ни находился. Спрятаться в маленьких по размерам обществах было некуда. Другое поселение — это уже другое племя, другой народ, другое общество, где ты обязательно чужак, т.е. человек, не имеющий никаких прав и защиты. Быть изгнанным из своего сообщество было равносильно смерти.
По мере того как расширялись зримые и незримые границы общества, некоторые нравственные принципы принимали форму закона, т.е. неких частных норм поведения, которые охватывали не все общество, а лишь его часть. В совете племени выделялось несколько «фракций», каждая из которых была заинтересована в принятии выгодных для нее решений. Иногда удавалось добиться желаемого, а на будущее постановляли, что впредь члены общины должны
поступать так, не дожидаясь заседания совета. Правила поведения, установленные советом, подкрепленные его авторитетом и с неограниченным сроком действия, приобретали статус закона. На ранней стадии это были неписаные законы, а с появлением письменности их стали фиксировать. В это время начинают складываться ранние государства, формироваться аппарат управления, в который были включены должности специалистов, подготавливающих проекты законов, пропускающих их через особые процедуры согласования сторон, обсуждение и подписание, контролирующих ход выполнения законов, подкрепленных подписью первого лица в государстве, докладывающих этому лицу о всех нарушениях и применяющих к нарушителям соответствующие санкции. Чаще всего это был не один человек, но целый штат специальных чиновников.
Писаные законы, возникшие в эпоху зарождения государства, письменности, городов и частной собственности, по выражению историков, суть результат деятельности цивилизации, а не куль-
Закон и право
Разновидностью нравов выступают законы— нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Закон и право тесно связаны с обычаями народа. По существу законы и право выступают кодифицированной записью обычаев.
Правовой обычай— исторически сложившееся традиционное правило поведения, общеобязательность которого санкционируется государством. Правовой обычай служит одним из источников права, а в период формирования права он был основным его источником. Например, принцип талиона (око за око, зуб за зуб) лежит в основе пропорциональной системы наказаний в уголовном праве.
Нормы обычая (обычные нормы) были источником и других нормативных систем — морали, религии. И если в догосударственных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем, по мере развития общества, основную роль стали играть институционализированные системы, например право.
Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, высшей мерой которого является смертная казнь.
Обычно законы просто кодифицируют наиболее важные нормы, которые уже существуют в обществе. Некоторые законы вводят новые нормы, соответствующие конституции страны. Законы, противоречащие культурным
туры. Итак, неписаные законы — плод культуры, писаные — цивилизации. Первые уступают свою роль вторым. Каковы причины вытеснения неписаных законов? Их сила зиждилась на обычаях. Когда общества были небольшими (обычно племя насчитывало несколько сот человек), один и тот же неписаный закон, т.е. обычай был един для всех. За его соблюдением легко следить, каждый человек на виду. Но с ростом народонаселения внутри общества появляются большие социальные группы, каждая со своими обычаями и неписаными законами. Совершенно очевидно, что древнеегипетский фараон подчинялся одним правилам, а зависимый смерд — Другим. Неформальные санкции, на которых покоилась власть обычаев и нравов, потеряли прежнюю эффективность. Нужны были иные средства, которыми можно было заставить людей подчиняться порядку и гармонии. Увеличилось разнообразие человеческих поступков, Действий, поведения. Не всегда их можно было интерпретировать однозначно. Встречались и непредвиденные ситуации, их необходимо было
заново переопределить: являются они отклонением и нарушением норм или нет. Глава государства и облеченные полномочиями люди принимали особые указы, которые становились пи-
саными законами. Росли штаты сотрудников, занимающихся всем процессом законопослуша-ния: гвардия, полиция, судьи, надзиратели тюрем, адвокаты и т.д.
Адаптировано по: Green A.W. Sociology. An Analysis of Life in Modern Society. N.Y., 1968.
нормам, обычно не выполняются. С помощью законов общество защищаем самые дорогие и почитаемые ценности — жизнь человека, человеческие права и достоинство, собственность, государственную тайну.
Правопредставляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.
Слово «право» (Jus) получило свое название от латинского justitia (правда. справедливость), ибо в древности право понималось как искусство творить доброе и справедливое дело. Отсюда в наш язык вошел термин «юрисдикция». Право, созвучное таким словам, как «правильно», «справедливость», «правда», возникло на основе представлений о том, что должно быть справедливо в соответствии с идеалами добра и честности. В праве соединены элементы социальных, моральных и эстетических норм.
Право существовало не всегда. Оно — результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе, когда люди жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охо-
Врезка
Кому закон не писан
Почему подростки нападают на мирных граждан, угоняют машины, грабят магазины? Быть может, потому, что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали. Но недавно выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Правда, они особым образом их трактуют. Молодежь переинтерпретирует в терминах своей субкультуры, своих ценностных представлений любое явление, с которым она сталкивается, в том числе и преступление. Например, хулиганство описывается как озорство, угон автомобиля — как временное заимствование, а драка — как выяснение отношений. Среди обследованных осужденных 53,6% считают, что своим преступлением они никому, кроме себя и родных, не причинили вреда. Так думают те, кто насиловал, избивал, расхищал. Они умеют сопереживать только себе, своим ближним и никому другому. Но это не душевная черствость, как полагают некоторые. За редким исключением свой поступок они интерпретируют опять же в терминах субкультуры. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника справедливости. Стриженые «любе-ры», нападающие на длинноволосых «хиппи», рассматривают свои действия как наведение общественного порядка и борьбу за нравственный образ жизни. Иначе говоря, правонарушитель занимает позицию мстителя, а жертва превращается в злодея. От подростков часто можно слышать фразы типа «я никому не причинил вреда», «они сами это заслужили». Изображая себя жертвами несправедливого приговора, они выставляют себя этакими рыцарями долга: «не имел пра-
ва струсить», «главное — не бросать друга в беде», «не мог оставить товарища». Подростков спрашивали: смогли бы они совершить кражу, чтобы выручить друга из беды или по его просьбе? Около 70% из них ответили утвердительно. «Не укради» — абсолютный нравственный закон, преступать который человек, если он хочет оставаться человеком, не может. Но подросток преступает. Почему? Он не видит, не слышит, не знает абсолютной морали. Она абстрактна, а он мыслит конкретно. Поэтому нравственный закон представляется ему в виде сис-
темы юридических норм: какое наказание полагается за кражу имущества или угон автомобиля. А через них можно уже переступить: для большинства обследованных подростков некоторые юридические нормы не имеют моральной силы, работники милиции и суда— плохие люди, так как несправедливо рассматривают их дела. По всей видимости, для подростков нормы межличностных отношений, законы малой группы имеют более важное значение, чем юридические постановления или нравственные нормы. Сокращено по источнику: Курганов СИ. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социологические исследования. 1989. № 5.
тится на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась во всем. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Самые древние законы дошли до нас из Месопотамии. Вначале законы служили рупором божественной воли, а позже превратились в инструмент общественного согласия. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, т.е. ограничивала свободу действий, а другая —правом поступать так, а не иначе, т.е. ее расширяла.
Сегодня равными правами и свободами наделены все без исключения люди. В древности дело с естественными и гражданскими правами обстояло иначе.
Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. В Древней Греции и Древнем Риме население разделялось на две категории — граждан и неграждан, которые подчинялись разным законам: одни имели право голосовать и быть избираемыми на общественные посты, а другие нет. Чем различаются норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма — моральное предписание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.
По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Закон фиксировал обычай и сам поощрял такую практику как массовую, т.е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не отвечал конфуцианским нормам сохранения целомудрия. В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. В традиционном Китае разводы были редкими. Отрицательное отношение к ним являлось нормой. Высшей ценностью являлось продолжение семьи.
Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.
Социологи и юристы, сравнивая разные народы, в ряду наиболее законопослушных называют обычно европейцев — немцев, англичан, французов. Напротив, русские попадают в разряд наименее законопослушных. Существующая с давних пор поговорка «В России нет закона. Есть столб — вокруг балкон, чтобы обходить закон» справедлива и сегодня.
Законопослушание— база правовой культуры нации, когда ценность юридических законов и обычного права считается приоритетной, а ее выполнение является эффективным как на рассудочном уровне, так и эмоциональном.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Социология придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. «Понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни»1.