Нормативные правовые акты. Какую роль в жизни общества играет познание?
ВАРИАНТ 1
- Какую роль в жизни общества играет познание? Что изменилось бы в жизни людей, если бы познание исчезло?
- Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
1. Психология | а) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни |
2. Социология | б) бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений |
3. Экономика | в) происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, вариации физического строения человека |
4. Демография | г) прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества |
5. Этнография | д) поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания. |
6.Антропология | е) отношения господства и подчинения, государственное устрой- ство институты власти, режимы правления |
7. История | ж) взаимодействие социальных групп, функционирование соци- альных институтов, социальную структуру общества |
8. Политология | з) производство, обмен, распределение товаров и услуг, систему рыночных отношений |
3. Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание?
Почему они могут вступать в конфликт? Какое начало – чувственное или рациональное
4. Какие ученые занимались развитием социальных наук?
ВАРИАНТ 2
- Назовите основные этапы развития наук об обществе.
- Дайте определения понятий:
общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, культурная сфера.
- Составьте краткое описание (на выбор) одного из социальных институтов. Используя общедоступную литературу, охарактеризуйте его историческую эволюцию, функции, социальные организации, в него входящие, а также традиции, обычаи.
- Какие основные теории развития цивилизации существуют в науке?
ВАРИАНТ 3
- Перечислите основные классификации цивилизаций. Найдите критерии каждой из классификаций.
- Чаще всего слово «менталитет» употребляют в связи с русским национальным характером. Как вы думаете, существует ли разница между национальным менталитетом и национальным характером?
- Дайте определения понятий:
традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, урбанизация, индустриализация.
4. Как проявляется закон ускорения истории?
ВАРИАНТ 4
- Какие черты постиндустриального общества можно выделить?
- Дайте определения понятий:
органическая модернизация, неорганическая модернизация, технический прогресс.
- В чем конкретно заключаются плюсы и минусы ускоренной модернизации? Что такое западный вариант модернизации? Насколько он применим к нашей стране?
- Что характерно для глобализации общества?
ВАРИАНТ 5
1. Опишите функции телевидения как глобального фактора развития человеческого общества.
2. Дайте определения понятий: мировое сообщество, ядро мировой системы, полупериферия мировой системы, периферия мировой системы, третий мир.
3. В какой степени, на ваш взгляд, в мировую систему включена Россия?
4. Какие характерные черты постиндустриального общества можно выделить.
ВАРИАНТ 6
- Дайте определение понятий: рыночная экономика, конкуренция, рыночное производство
2. В чем состоит закон убывающей доходности?
3. Что такое первоначальное накопление капитала? Как вы понимаете это выражение?
4. Кратко охарактеризуйте осн. черты эволюции европейского капитализма с XVII по XX век.
ВАРИАНТ 7
- Когда и из чего зародилось рыночное общество?
- От каких факторов зависит продолжительность фазы торгового капитализма?
- Перечислите современные формы проявления капитализма.
- Дайте определение понятий:
обмен, торговый капитализм, смешанная экономика
ВАРИАНТ 8
- Чем отличается ремесленное производство от фабричного?
- Какие показатели определяют качество работы?
- Чем различаются формальная квалификация и реальная квалификация?
- Дайте определение понятий: капитализм, специализация, квалификация
ВАРИАНТ 9
- Какое понятие – предприятие или фирма – шире и почему?
- Дайте определение понятий: валовой национальный продукт, отрасль, закон спроса и предложения, маркетинг
- Назовите причины процветания малых предприятий.
- Кого называют предпринимателем, капиталистом и менеджером? В чем различие между ними?
ВАРИАНТ 10
1. Сформулируйте основные достоинства и недостатки различных форм малого бизнеса.
2. Что такое предпринимательский риск?
3. Дайте определение понятий:
предпринимательство, бизнес, малый бизнес, товарищество, корпорация, акционеры
4. Составьте список черт личности, необходимых для занятия предпри-
нимательством. Объясните свой выбор.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 20歅4.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.