Тема 2.9. Социология массовой и элитарной культуры. Субкультура и контркультура
Понятие культуры. Культурная социализация. Основные элементы культуры.
Историческая типология культуры. Материальная, духовная и художественная культура. Массовая, элитарная и народная культура. Проблемы массовости, технологичности и социальной приемлемости культурных образцов. Культура как система социальных стандартов поведения и сознания. Массовая культура с позиций постмодернистских подходов. Различные варианты и основания для построения социокультурных типологий. Историческое становление и социальные параметры народной культуры (культуры социального слоя сельских производителей). Историческое становление и социальные параметры ремесленно-буржуазной культуры (культуры социального слоя городских производителей). Историческое становление и социальные параметры элитарной культуры (культуры социального слоя производителей и хранителей социального порядка). Историческое становление и социальные параметры криминальной (маргинальной) культуры (культуры социальных слоев, противостоящих легитимному социальному порядку). Социологические исследования типов культуры.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Комплект тестовых заданий №1 для текущего контроля знаний. Проводится в течение семестра.
Комплект тестовых заданий №2 содержащий вопросы по основным темам курса. Проводится на последнем практическом занятии и служит в том числе одним из оснований для зачета.
Использование балльно-рейтинговой системы
Тематика рефератов, проектов, творческих заданий, эссе и др.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО СОЦИОЛОГИИ
(с указанием обязательных источников и литературы)
Задание№1
Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России.
1. Рассмотрите таблицу - совпадает ли оценка статусной позиции опрошенных с оценкой их материального положения? Ответ проиллюстрируйте примерами и дайте оценку причин сложившейся ситуации.
2. Можно ли охарактеризовать самооценку в разных группах как заниженную/завышенную? Проиллюстрируйте ответ.
3. Чем можно объяснить причины подобной самооценки?
4. Можно ли говорить о наличии в России к моменту опроса устойчивого среднего класса, почему?
Распределение респондентов по оценкам материального положения и
общественного статуса,%
Оценка общественного положения | Оценка материального положения | ||||
низкое | ниже среднего | среднее | выше среднего | высокое | |
низкое | 77,4 | 45,1 | 16,9 | 6,6 | |
ниже среднего | 22,6 | 35,7 | 29,2 | 14,5 | |
среднее | 18,6 | 51,8 | 43,8 | ||
выше среднего | 0,3 | 1,4 | 13,9 | 31,2 | |
высокое | 0,3 | 0,7 |
Задание№ 2
Рассмотрите данные в таблице. Они характеризуют мотивы вступления в брак в группе опрошенных. Необходимо:
1. Выписать три главных мотива отдельно для мужчин и отдельно для женщин.
2. После этого охарактеризовать их, т.е дать определение - какие причины могли лежать в основе того или иного мотива (например, эмоциональные, прагматические и т.д.).
3. Ответить на вопрос: как по вашему, были ли опрошенные искренни в своих ответах, и если нет, то какие пункты показались вам особенно неубедительными?
4. Добавьте другие мотивы вступления в брак и расположите их по степени важности.
Мотивы вступления в брак | женщины | мужчины |
Любовь | 0,427 | 0,396 |
Симпатия | 0,13 | 0,09 |
Чувство одиночества | 0,03 | 0,006 |
Ожидалось рождение ребенка | 0,044 | 0,048 |
Привязанность | 0,03 | 0,078 |
Подошел возраст выйти замуж/жениться | 0,025 | 0,03 |
Желание создать семью | 0,147 | 0,205 |
Желание жить независимо от родителей | 0,008 | 0,06 |
Другие мотивы | 0,009 | 0,003 |
Нет сведений | 0,15 | 0,084 |
Всего |
Задание №3
Ниже приведены результаты опроса в г. Новосибирске. Были опрошены мужчины и женщины из полных семей на предмет распределения домашних обязанностей (никто из опрошенных мужчин и женщин не являются членами одной семьи). Социолог выдвинул гипотезу: трудовая поддержка других членов семьи снижает степень неравенства между супругами в домашнем труде.
Задание:
1. Проанализируйте данные в таблице.
2. Подтверждают ли они гипотезу социолога? Обоснуйте ответ.
Количество других взрослых в семье | |||
нет | один | два и более | |
Рыночный труд мужчины (часы в неделю, в среднем) | |||
Рыночный труд женщины (часы в неделю, в среднем) | |||
Доля рыночного труда мужчины в семье (в %) | |||
Доля рыночного труда женщины в семье (в %) | |||
Домашний труд мужчины (часы в неделю, в среднем) | |||
Домашний труд женщины (часы в неделю, в средн.) | |||
Доля домашнего труда мужчины (в %) | |||
Доля домашнего труда женщины (в %) |
Примечание: под рыночным трудом понимается такой, за который получают денежное вознаграждение.
Задание №4
Ниже приведены данные исследования, проведенного в 6 городах европейской части России (в том числе и в Самаре) среди разведенных мужчин и разведенных женщин на предмет влияния отца на воспитание детей. Под «фиктивным разводом» имеется в виду такой брак, который либо быстро восстановился после развода, либо супруги развелись только на бумаге ради урегулирования каких-либо экономических вопросов, но отец так и продолжал жить с детьми.
Проанализируйте данные в приведенных ниже таблицах и ответьте на вопросы:
1. Сравните мнения мужчин и женщин.
2. Что происходит в случаях отсутствия контакта отца с его детьми?
3. Оказывает ли он в этом случае какое-либо влияние?
4. Сравните уровень влияния отцов, живущих в семьях (фиктивный брак), с влиянием тех, кто живет отдельно. О чем говорят эти данные? Все ответы должны быть обоснованы.
Мнение матерей,% | |||
Частота встреч отцов с детьми | Влияние отцов на воспитание детей | ||
большое | небольшое | никакого | |
часто | 25,5 | 56,5 | |
редко | 2,4 | 44,8 | 52,8 |
от общего числа опрошенных | 9,9 | 48,6 |
Мнение отцов, %
Частота встреч отцов с детьми | Влияние отцов на воспитание детей | ||
большое | небольшое | никакого | |
часто | 47,6 | 46,4 | |
редко | 8,2 | 44,5 | 47,3 |
от общего числа опрошенных | 24,1 | 45,3 | 30,6 |
фиктивный брак |
Задание №5
1. Дайте определение прирожденного социального статуса.
2. Выпишите из приведенного ниже списка те социальные статусы, которые можно считать прирожденными, в каждом случае укажите причину, по которой Вы включили тот или иной статус в список.
3. Укажите отдельно для каждого статуса - на каком основании его нельзя считать прирожденным.
4. Опишите свои прирожденные статусы.
Женщина, член партии зеленых, немец, король, монгол, свекор, сын, безработный, негр, дочь, муж, садовник, падчерица, кузина, студент, дядя, католик, крестная мать, тридцатилетний, чемпион мира, ребёнок, теща, брахман, князь, маргинал рабыня, сорокалетний инвалид, лишенный дворянства граф, старший сын.
Задание № 6
1. Дайте определение социального контроля. Ниже приведены термины, которые относятся к разным сферам жизнедеятельности общества.
2. Выберите те из них, которые относятся к социальному контролю.
3. Укажите рядом с каждым из выбранных вами терминов свое объяснение причин, по которым Вы причислили его к социальному контролю. (Примечание: некоторые термины не так просты, как может показаться на первый взгляд.)
Донос, довод, ученая степень, дозор, приказ, долговое отделение, долговое обязательство, досмотр, доверенность, налоговая декларация, штраф, жалоба, надзор, нонконформизм, обязанность, цензура, слежка, конвой, традиции, медаль, совесть.
Задание №7
Ниже приведены данные опроса, проведенного в 1997 году в нескольких городах России. Задание:
1. Проранжируйте ответы опрошенных в таблице по убыванию (к каким методам прибегают чаще, реже и т.д.).
2. Совпадают ли надежды опрошенных на выход из тяжелого экономического положения с традиционной социальной стратификацией общества?
3. По типу ответов распределите опрошенных на несколько групп. О чем говорит выбранный ими метод выхода из экономического кризиса?
4. Дайте характеристику состояния российского общества, в результате которого именно эти способы оказались предпочтительными для населения русской провинции.