Методические рекомендации. Тема «Общество» является самой сложной в курсе социологии
Тема «Общество» является самой сложной в курсе социологии, т.к. весь курс этой науки в той или иной степени посвящён обществу. Она также сложна и потому, что имеются сотни представлений о нём и нет ни одного общепринятого, бесспорного, абсолютно удовлетворительного.
Предлагаемый для студентов вариант темы «Общество» является поисковым, пробным. Студентам предстоит освоить как минимум три фундаментальных вопроса:
- понятие, признаки и функции общества;
- социальные действия и взаимодействия людей;
- социальная система.
Первый вопрос посвящён выяснению того, что целесообразно считать обществом. Для начала студентам желательно вспомнить взгляды на этот вопрос классиков социологии – О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Затем рассмотреть иные подходы и точки зрения.
В качестве рабочего определения общества можно взять на вооружение такое: «Общество есть совокупность всех форм взаимодействий индивидов и общностей людей, населяющих определённую территорию, объединённых в единое целое социальными отношениями, институтами и организациями».
Вместе с тем, как исследователи, так и рядовые почитатели социологии постоянно сталкиваются с проблемой – какое же сообщество людей правомерно называться обществом (социумом). Вывод здесь напрашивается однозначный – не всякое. Поэтому студентам будет полезно, да и весьма интересно поразмышлять над тем, каковы же основные признаки общества.
Советуем обратить внимание на такие как наличие:
- социальных субъектов (индивидов, семей, групп), проживающих совместно. Люди должны быть объединены в социальные группы, которые имеют собственные интересы и конкурируют друг с другом. Общество возможно только как коллектив коллективов;
- широкого спектра прямых и опосредованных форм взаимодействий индивидов и социальных групп, устойчивых регулярных отношений между ними. Должен иметь место обмен деятельностью и её продуктами;
- социальных институтов, объединяющих множество людей в единое целое, формирующих и поддерживающих нормативно-ценностный порядок...
Хорошо подумайте над тем, какие ещё важные признаки характеризуют общество. Имейте в виду – их немало.
Что касается функций общества, то речь фактически идёт о смысле общества и той роли, которую оно играет в жизни отдельных индивидов и социальных групп. Проще говоря, функции предполагают анализ основных направлений его жизнедеятельности.
Здесь можно привлечь на помощь классиков философии и социологии – Платона, Аристотеля, Гоббса, Саммнера. В современной социологии чаще всего пишут об интегративной, удовлетворении потребностей, разделении и специализации труда, статусно-ролевой, управленческой, ценностной, нормативной, защитной и контрольной функциях общества.
Например, интегративная функцияможет быть интерпретирована так: Общество объединяет отдельных индивидов и группы людей в единое целое, делает его устойчивым, образует систему всесторонних зависимых стабильных связей. Формируясь из различных групп людей, общество сплачивает их на основе общих правовых, моральных, экономических, религиозных и иных составляющих. Общество предполагает необходимый уровень кооперации, консолидации, взаимозависимости и взаимодополняемости. Оно из многих «Я» делает «Мы»…
Попробуйте дать интерпретацию другим функциям. Можете сравнить их значимость и особенности на различных этапах общественного развития. Какие функции на ваш взгляд доминируют в современном обществе, в том числе и в российском?
Второй вопрос посвящён социальным действиям и взаимодействиям людей, а также социальным отношениям. Некоторые представления о социальных действиях у студентов уже должны быть, поскольку эта проблема рассматривалась при изучении социологии М. Вебера. Необходимо заметить, что проблемой социальных действий интересовались наряду с Вебером, П. Сорокин, Ф. Знанецкий, А. Щюц, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и другие мыслители.
Студенту, естественно, будет интересно узнать некоторые особенности интерпретации теории социального действия у названных учёных, во всяком случае, у двоих-троих. Главная мысль которую можно вынести из их интерпретаций и представлений состоит в том, что фактически нет ни одного общества без действующих индивидов. Социальные действия – это кирпичики общественной жизни. От индивидов они обращены к другим людям и регулируются ценностно-нормативной системой, действующей в данном обществе. Благодаря социальным действиям общество всегда динамично и никогда не бывает статичным, оно обретает собственное лицо и своё устройство. Без социальных действий и взаимодействий нет ни общества, ни социальной группы, ни личности.
Процесс социального взаимодействия, как полагал П. Сорокин включает в себя три обязательных важных элемента: действующие лица как субъекты взаимодействия, значения, ценности и нормы, которые управляют поведением людей; материальные явления, выступающие в качестве движущих сил и проводников тех значений и ценностей, которые должны быть предметно воплощены и включены в последовательность совершаемых действий.
Весьма интересные соображения по проблеме социальных действий высказал Джордж Каспер Хоманс. Студенту будет полезно освоить его позицию на сей счёт. И конечно, же студенты претендующие на роль интеллектуалов обязаны «разобраться» с концепцией человеческого действия Талкотта Парсонса. Напомним, что у него имеют место четыре подсистемы действия, каждая из которых выполняет определённую функцию, имеются две оси ориентации, направленные на решение определённых задач. Сама система человеческого действия вплетена в некую высшую реальность и окружающую природу. Таким образом на основе этих ориентиров, а также прочтения текстов (желательно текста самого Т. Парсонса) попробуйте составить упорядоченную схему человеческого действия и дать ей толковую интерпретацию. Задача не из лёгких. Но тот студент, который это сделает правильно, оригинально, может считать, что социология, даже в самом сложном виде – ему по плечу.
В заключении этого вопроса можно обобщить весь предыдущий материал и даже изобразить схематически структуру социального действия. В самом простом виде она такова:
Любое социальное действие предполагает наличие субъекта и объекта, которые действуют исходя из своего статуса. Для того, чтобы индивиды действовали должны иметься цели, идеалы, ценности, ситуация, воля, готовность и мотивы к действию. В ходе действия субъекта и ответа объекта происходит взаимодействие. Оно может быть преднамеренным и непреднамеренным, нормативным и не нормативным, прямым и опосредованным, целенаправленным и случайным, единичным, эпизодическим и регулярным и т.д. В процессе регулярных, отчасти эпизодических взаимодействий, формируются и функционируют социальные группы, общности, институты, организации, личности. Регулярные взаимодействия приводят к созданию устойчивых общественных отношений (экономических, политических, социальных, духовных), системе стабильных связей. В конечном счете, общество представляется целостной системой отношений между людьми. Следовательно, общество – это устойчивый социальных порядок, результат и процесс действий и взаимодействий индивидов и групп людей, прочных связей и отношений, в которые вступают они.
Общество, даже самое несовершенное всегда выступает в качестве системного образования в силу чего необходимо разобраться в том, что такоесоциальная системат.е. перейти к третьему вопросу.
Изучающие курс социологии должны вспомнить, что уже начиная с О. Конта и К. Маркса общество рассматривается как целостная система, состоящая из взаимосвязанных, относительно самостоятельных подсистем жизнедеятельности людей. Практически каждый социолог отчетливо понимал, что общество представляет собой системное образование, а не набор случайных элементов. Подобную идею фундаментально обосновал всё тот же Т. Парсонс, полагавший, что системный анализ является наиболее продуктивным в процессе исследования общества. Американский социолог создаёт функциональную, а точнее – структурно-функциональную модель социальной системы. Для него социальная система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённое целостное единство. Системой высшего порядка является общество. Ему (обществу) как системе присущи следующие свойства и черты: Целостность, структурность, иерархичность, самоорганизация, самодостаточность, контроль.
Студентам необходимо самостоятельно проанализировать эти черты. Для примера даём анализ одной из них.
Самодостаточность,т.е. «общество – это социальная система, которая содержит в себе все необходимые предпосылки для существования в качестве самодостаточной системы». Т. Парсонс имеет ввиду, что в обществе есть всё необходимое для существования (территория, льготы, конкуренция, регуляторы и т.п.).
Студенты должны принять во внимание, что для Т. Парсонса социальная система, в данном случае общество – это система действия, т.е. мотивированного человеческого поведения. Это сеть отношений взаимодействия. Социальная система взаимодействует с физическим и биологическим условиями своего существования, а также с культурными стандартами. Общество является коллективом коллективов; оно выдвигает стандартизированные требования принадлежности к нему, согласно чему и различаются индивиды, входящие или не входящие в него. Рассуждая об обществе как коллективе Т. Парсонс выделил в нём четыре подсистемы или системы (социальную общину, институционализированные культурные модели, политическую подсистему, экономическую подсистему), которые в структуре социального действия соответствуют социальной подсистеме, культурной подсистеме, личностной подсистеме, поведенческому организму.
Попробуйте дать конкретный анализ каждой из подсистем социальной системы. Разумеется, анализ общества как социальной системы не должен ограничиваться только идеями Т. Парсонса. Обратите внимание на то, как эту проблему рассматривают другие исследователи, в том числе отечественные. Конечно, мы увидим немало сходства. Ну, к примеру, российские исследователи выделяются также четыре подсистемы. Как правило их называют – экономическая или материальная, социальная, политическая, духовная.
Эти подсистемы общества называют общественными отношениями, т.е. отношениями между людьми по поводу экономических, социальных, политических и духовных аспектов жизни, теснейшим образом связанных между собой. Отдельный индивид включён в каждую из подсистем, то ли прямо, то ли опосредованно. Эти четыре подсистемы при желании можно разделить на 8, 10, 12 и подобное не будет ошибкой. Общественные отношения носят многоуровневый характер. Следовательно, все мы должны прийти к выводу, что социальная система формируется из специфических подсистем, элементов, единиц, имеющих индивидуальные характеристики, но в системе они создают совершенно иное качество, которым в отдельности не обладает ни один элемент. И система уже обретает свои собственные закономерности и особенности (именно как система) и она ориентируется на сохранение себя, а не только, и не столько отдельных структур.
Таким образом, студенты в результате изучения темы «Общество» должны знать (сделать вывод), что общество – это предельно широкая, относительно замкнутая форма организации (самоорганизации) жизнедеятельности людей, объединённых общими экономическими социальными, политическими, духовными потребностями и интересами. К тому же, имеем ввиду, что общество не механическая сумма индивидов, а система связей, отношений, взаимодействий, в которые вступают люди. Наконец, последнее – общество всегда существует как исторически конкретный тип социальной системы. Никогда невозможно встретить два абсолютно одинаковых общества.
Тема 5. КУЛЬТУРА
1. Понятие культуры.
2. Структура культуры
3. Социальные функции культуры.
Основные понятия и термины:
культура, общество, человек, цивилизация, миф, ритуал, символ, язык, социальные функции культуры, ценности, материальная культура, социальная культура, духовная культура, религия, субкультура, контркультура.
Литература:
1. Бердяев Н. Судьба России. М., 2007.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2004.
3. Лосев А.Ф. Философия. Методология. Культура. М., 1996.
4. Мангейм К. Социология культуры. СПб., 2000.
5. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1996. С.372-392.
6. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2009.
7. Горохов В. Ф. Социология. Ч. 1. М., 2008.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются различия между обществом и культурой?
2. Можно ли считать синонимами «культуру» и «цивилизацию»?
3. Насколько правомерно различение материальной и духовной культуры?
4. Каким образом культура “скрепляет”, “пронизывает” общество?
5. Назовите основные социальные функции культуры.
6. Какое значение имеет язык как средство социального общения?
7. Какие изменения произошли в культуре после появления письменности, типографского станка, компьютера, Интернета…?
8. Можно ли говорить о существовании в современном мире киберкультуры?
9. Что такое субкультура и контркультура?
10. Каковы характерные черты русской и российской культуры?