Методические рекомендации и задания к лабораторным работам на III курсе (16 часов)

Тема 1. Государственный стандарт исторического образования. Базовое содержание исторического материала

(2 часа)

Понятие Государственный образовательный стандарт является новым для Российской системы образования и поэтому первый опыт создания такого документа, особенно в сфере школьного исторического образования, вызвал острую полемику на страницах журналов «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», на страницах периодической печати (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», «История» и др). Используя нижеперечисленные источники и профжурналы, выясните, что в отечественной педагогике понимается под ГОС, и на какие проблемы в обучении истории в связи с его внедрением указывают учителя и методисты.

Литература

1. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе — 1997 — № 8.

2. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе — М — 2000.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997.

6. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе — 1998 — № 2.

7. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней — М — 1998.

8. Комплект программ по истории — М — 1998. — 2000.

9. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе — 1989 — № 6.

10. Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей — М — 1997.

11. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1.

12. Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины» — М — 1996.

13. Программно-методические материалы: История. V-IХ кл. /Сост. Т.И.Тюляева — М — 1998.

14. Программы для общеобразовательных учреждений. История. — М — 1997.

15. Программы по истории для средней школы (5-11 классы) — М — 1991.

16. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе — 1998 — № 4.

17. Фадеева Д.А. Варианты планирования курса истории средних веков // Преподавание истории в школе — 1993 — № 5.

18. Грибов В.С. Научно-методическое обеспечение курса новой истории // Преподавание истории в школе — 1997 — № 4.

19. Данилов А.А., Косулина Л.Т. История России. ХХ в. Примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе — 1995 — № 6.

Тема 2. Федеральный и региональный компонент. Проблемы внедрения регионального компонента в школьный курс истории (2 часа)

Современное историческое образование строится на системе документов: Федеральном законе Российской Федерации об образовании, программах для общеобразовательных учебных заведений, Конституции Российской Федерации, Государственном образовательном стандарте и его региональном компоненте.

Ознакомьтесь с перечисленными документами, публикациями в периодической печати по проблемам внедрения регионального компонента в школьный курс истории.

Прокомментируйте, чем вызваны проблемы внедрения регионального компонента в школах Краснодарского края, г. Армавира, региона. Выясните, в каких школах ведется курс «История Кубани», какие программы используют учителя истории, какими учебными пособиями руководствуются в работе.

Литература

1. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе — 1997 — № 8.

2. Временные требования к образовательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе — 1998 — № 7.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России — М — 1997.

4. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей — М — 1997.

5. История России с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для старших классов // Преподавание истории в школе — 1996 — № 1.

6. Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе — 1998 — № 2.

7. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней — М — 1998.

8. Комплект программ по истории — М — 1998 — 2000.

Наши рекомендации