Все это легло в соц-гум знание и привело к социологии
Роль философии в возникновении социально-гуманитарного знания
Философия – одна из древнейших форм знания. С ее развитием происходило размежевание наук от философского знания. Первым было естествознание, которое уже тогда обрело научный статус. Социально-гуманитарное знание приобрело научный статус в конце XIX века.
1915 год – в России открывается социологическая кафедра в психоневрологическом институте – Сорокин, Ковалевский, Де Роберти
1893 – 1ая кафедра Чикагский университет – А. Смол
1895 – 2ая кафедра в Сорбонне – Дюркгейм
1925 – немецкая кафедра – Вебер.
Социология – социальная наука, но в ней присутствует и гуманитарное знание. Социально-гуманитарный аспект имеют и некоторые естественные науки. Но на опр. Этапе развития с развитием научного знания происходит размежевание гуманитарных и естественных наук. Для философии важно выделить смысл любого явления, однако требуется изучение этих явлений, что важно для социологии. Сначала она рассматривает общество как абстрактное явление, затем как социальную систему. Не только соц философия, но и философия истории были предпосылками социологии, которая являлась методологией развития социологии, а также история феноменологии. Философия истории изучает процессы историч развития общества, выделяет основные этапы исторического развития. Принцип историзма в дальнейшем стал применяться во всем соц-гум знании. Философия истории связана также с историч познанием; начинает развиваться с XVII века – Ж.Б. Вико, И. Гендер, Тюрго, Кордорсе, Сен-Симон. Идеи Сен-Симона до сих пор являются актуальными; его взгляд на общество – он рассм общество как естественно закономерно развивающийся организм; он применял принцип развития, любая организация – это исторически преходящая. Сен-Симон реализовал принцип историзма, он рассматривал общество как реальный процесс развития. Человеческое общество развивается поступательно (от низшей к высшей форме (научной)). Сен-Симон выделял фактор индустрии – главный фактор, благодаря которому происходит объединение людей в единый организм, т.о. выделял технологический фактор. Сен-Симон не избежал механицизма как господствующей методологии в естествознании и философии. Это проявилось в том, что в качестве высших у него выступали естественные науки, все остальные – низшие (в т.ч. политика) должны были использовать данные, методы, принципы высших наук. Ведущей методологией в то время была естественнонаучная. В качестве высшей науки у Сен-Симона выступала физика.
Вершиной философии истории является историч концепция Гегеля, в которой он опирался на диалектический метод (вспоследствии у Маркса и Энгельса). Метод исп в дальнейшем и в философии соц наук. Осн деятельность людей по Гегелю – экономическая – труд, нацеленный на преобразование окружающей среды с помощью орудий труда. Саму историю развития общества Гегель понимал как прогресс в сознании, в свободе; всемирная история – единый закономерный поступательный прогресс. Каждая эпоха в этом процессе является неповотримой, своеобразной, занимает опр ступень в общем развитии человека. В поступательном развитии история делает витки, т.е. регрессивные процессы. Осн фактором развития выступает рациональный фактор – разум.
Классич философия истории разработала ряд важных идей, которые легли в основу соц знания: идея развития, теория прогресса, проблема единства исторического процесса и многообразия его форм, проблема исотрической закономерности, проблема свободы («Свобода есть познанная необходимость» Гегель). Важную роль в соц познании играла диалектика.
Все это легло в соц-гум знание и привело к социологии.
Вклад в философию истории внесли Маркс и Энгельс- экономическая формация. Синтез диалектики и материализма помог разъяснить источники соц развития.
В конце XIX – нач – XX века философия истории находит дальнейшее неклассическое развитие. Классическая (XVI – XVII )аппелирует к рациональности, была в единстве с социальными науками, а неклассическая ставит вопрос о самостоятельности науки и истории, используя иррациональные методы.
2 направления поставили вопрос о самостоятельности соц знания:
1) главный интерес направлен на историческую науку и на выявление специфики соц-гум знания по сравнению с естественнонаучным; рассм реальность с т.з. онтологического аспекта.
2) рассматривали с помощью каких методов возможно изучение исторической реальности, ставится вопрос о специфич методах (конец XIX – XX О.Шпенглер, А. Тойнби, Данилевский – представители исторического материализма).
Сторонники первого направления исходили из биологической модели исторического процесса, согласно которой единство человечества проявл в разнообразии конкретно- исторических форм культуры, напоминающих богатство форм органического мира.
Смысл истории заключался не в постепенном восхождении к свободе, а в плюралистической модели (Ковалевский). Никакого единства мировой истории нет, есть только различные культурно-исторические модели. Так по Шпенглеру жизнь- это бесконечный процесс самозарождения и умирания культуры (органическая модель развития общества). Культура трактуется обществом как организм, который обладает единством, культура обособлена от других подобных ему организмов, т.е. каждая культура уникальна. Исходная методологическая идея Шпенглера – идея круговорота исторического развития, исключительности, уникальности природных миров.
Вторым направлением философии истории была неогегельянская философия (Б. Кроче, Коллингвуд). Ставится вопрос о том, что история должна быть наукой и отвечать на поставленные вопросы:
1) служить самопознанию человека
2) историческая наука должна основываться на интерпретации источников.
При этом Коллингвуд говорит о том, что историческая наука не должна быть подобна науке о природе. Именно в этот момент происходит становления соц знания.
Вебер, Зиммель- структура социологич знания, социология должна основываться на науках о культуре.
Коллингвуд говорит о то, что история должна заниматься поисками причин событий. Современный философ истории должен исследовать процессы мысли, а вся история- есть процессы мысли. Коллингвуд подчеркивал историчность мыслей, все они развиваются и имеют свою историю, отсюда необходимость историзма как важнейшего методологического принципа исследования. Коллингвуд говорит, что история может и должна научить людей управлять историческими ситуациями, так же как естественные науки научили управлять силами природы.