Течения новой экономической социологии
1 Функции экономической социологии.Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В экономической социологии человек способен становиться актёром и поступать вопреки обстоятельствам, переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. При этом человек включён в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.
Экономическая социология появилась как новый подход к анализу экономических явлений. Новизной подхода, в частности, стала попытка объяснить, какую роль экономические структуры и институты играют в обществе, а также какое влияние общество оказывает на характер экономических структур и институтов.
Отношения между капитализмом и современностью являются характерным предметом исследования классической экономической социологии. Например, такие яркие работы, как «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера (1905) и «Философия денег» Георга Зиммеля (1900). Можно предположить, что началом экономической социологии явились работы Алексиса Токвиля «Демократия в Америке» (1835-40) и «Старый режим и революция» (1856). Яркими представителями классического периода экономической социологии являются Карл Маркс, Макс Вебер, Вернер Зомбарт, Йозеф Шумпетер, Эмиль Дюркгейм и другие.
Новая экономическая социология также известна как неоинституциональная экономика (Рональд Коуз, Марк Грановеттер, Нил Флигстин, Джон Коулман, Вадим Радаев, Дуглас Норт, Кеннет Эрроу, Джордж Стиглер (George Stigler), Армен Алчиан, Гарольд Демсец, Оливер Уильямсон, Вивиана Зелицер и целый ряд других).
2 Течения новой экономической социологии.На данный момент можно выделить следующие течения новой экономической социологии. Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Идея перенести принципы методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов родилась в ответ на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в обществах взаимного кредитования. Социология рационального выбора возрождает идеи утилитаризма в социологии, который рассматривает человека как утилизатора полезности.Направление экономической социологии, формирующееся в рамках сетевого подхода, обнаруживает содержательную связь со структурной теорией обмена Марселя Мосса и Клода Леви-Стросса. В данной теории современное хозяйство представляется как совокупность социальных сетей — устойчивых связей между индивидами и фирмами, которые невозможно втиснуть в рамки традиционной дихотомии «рынок — иерархия». Эти сети формальных и неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать доверие. Экономические отношения, таким образом, тесно выстраиваются с социальными.
Новый институционализм в социологии появляется в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Сетевые связи между индивидами и фирмами представляются как множественные, многозначные, подвергаемые хозяйственными агентами различным интерпретациям и оценкам. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, а формальные и неформальные правила, которые регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками. В рамках американской социологии новый институционализм развивается по двум основным направлениям: культурно-ориентированному и властно-ориентированному. Во Франции активно развивается новый французский институционализм.
Современная марксисткая мысль фокусирует внимание на социальных последствиях капитализма (товарного фетишизма) и экономическом развитии внутри системы экономических отношений, которая производит эти отношения. Основными представителями направления являются Дьёрдь Лукач, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Вальтер Беньямин, Ги Дебор, Луи Альтюссер, Никос Пуланзас, Ральф Милибэнд, Юрген Хабермас, Фредрик Джеймисон, Антонио Негри и Стюарт Холл.
Экономика- это исследование производства, распределения и потребления наличных ресурсов. Экономисты уделяют главное внимание изучению таких тем, как безработица, инфляция и международная торговля. Типично для экономистов исследование влияния инфляции на покупательскую способность потребителя.
Экономическая социология _ самостоятельная научная отрасль социологического знания, предметом исследования которой являются законы становления, функционирования и развития системы отношений между людьми, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами во взаимосвязи с системой экономических отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления).
Начало становления экономической социологии как отрасли научного знания относится к ХIХ в. К этому периоду относится осознание ограниченности чисто экономического подхода к человеку, социальным процессам, характерное для классической буржуазной политической экономии. Экономические процессы начали рассматриваться в контексте развития общественных процессов.
Методологически важным для развития экономической социологии как самостоятельной отрасли знания явилось развитие и применение структурно-функционального и институционального методов исследования. Серьезный вклад в становление отечественной экономической социологии внесла в 70—80-х гг. сибирская школа экономистов и социологов. Как самостоятельная научная дисциплина экономическая социология сформировалась в середине 80-х гг.
Вопросы для самоконтроля:
1) Что изучает экономическая социология?
2) Взаимодействие экономики и социологии
3) Экономические процессы в ЦА
Литература:
1. Тощенко Ж.Т. Социология.Общий курс .-2-е изд., доп. И перераб.- М., Прометей, Юрайт,1999- 511 с.
2. Введение в теорию гендера:Учеб.пособие. Вып.1.- Алматы,1999.- 158 с.
3. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности.: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.- 272 с.
3. Касьянов В.В. Социология.- Ростов-н/Д: Феникс, 2002.- 416 с.