Экономическая стратификация населения
Основные страны | Доля населения в % | Уровень текущих денежных доходов в расчете на душу населения в месяц, в долл. |
Богатые | 3 – 5 | свыше 3000 |
Состоятельные | 3000 – 1000 | |
“Середина” (аналог среднего класса) | 1000 – 100 | |
Малообеспеченные | 100 – 50 | |
Бедные | менее 50 | |
в том числе: “Социальное дно” | 10 – 12 |
расположенной выше группе обеспеченных, а другая — к находящемуся ниже слою малообеспеченных. Между ними образовался провал, означающий, что в обществе еще не сформировался либо отсутствует средний класс[142].
Средний класс покидает привычное место в середине пирамиды и разбегается по двум полюсам — одна часть тяготеет к полюсу богатства, другая к полюсу бедности. Такое состояние называетсяполяризацией доходов. Два полюса — это, по мнению Н.Римашевской, “две России”, расходящиеся в разные стороны. Они резко отличаются поведением, предпочтениями, ориентациями. Возникли даже два потребительских рынка, существенно отличающихся не только ценами, но и набором потребительских благ. Отсутствие среднего класса и две уходящие друг от друга России — серьезный источник социальной напряженности.
В росте социальной поляризации ученые видят признаки социальной, а затем и физиологическойдеградации основной массы населения[143]. Согласно данным Госкомстата РФ, в 1996 г. душевой доход менее 800 тыс. руб. в месяц имели 53,3% населения (т.е. находились у черты бедности и не могли приобретать предметы длительного пользования), 20,4% имели доход на душу населения до 400 тыс., т.е. находились за чертой бедности, в состоянии нищеты, когда нет возможности нормально питаться. Еще более тревожащие факты дают обследования бюджетов домохозяйств, согласно которым названные цифры возрастают соответственно до 89,9 и 29,0%[144]. Оценки экономистов подтверждаются социологическими исследованиями. По результатам представительного опроса, проведенного в августе 1997 г. ИСПИ РАН, всего 3% опрошенных имеют денег “вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать”, и еще 5% могут купить холодильник и телевизор, хотя приобретение автомашины им “сейчас недоступно”. Таким образом, сравнительно обеспеченных всего 8%. “Крупные покупки вынуждены откладывать” 34% опрошенных, у 41 % денег достает только на продукты питания, а у 17% и на продукты не хватает[145].
Эмпирическое измерение экономической стратификации населения Нижнего Новгорода провел в середине 90-х годовВ.Ф. Анурин[146]. Критериями стратификации послужили три показателя: отношение к собственности (на средства производства), место в организации труда и размер дохода. Данные исследования позволили выделить несколько социоэкономических страт: наемные работники государственного сектора: все те, кто указал, что работает в течение полного рабочего дня на госпредприятии, причем эта работа является для них единственным (или основным) источником средств существования (55,6% от общего числа опрошенных); наемные работники частных предприятий — работающие весь день на частном предприятии, не являясь его владельцами или совладельцами, и эта работа - единственный источник (10,6%); бизнесмены: те, кто работает полный день на частном предприятии, будучи его единоличным владельцем (2,7%), или же указывает в качестве основного занятия “независимый предприниматель” (6,9%). Кроме того, сюда не вошли те, кто занимается бизнесом в качестве источника извлечения дополнительных доходов.
Таким образом, общая численность бизнесменов 9,6%. Помимо трех основных страт можно выделить страту безработных (согласно формулировке анкеты — “имею официальный статус безработного”). Их 4,2%. Внутри двух первых страт целесообразно выделить также менеджеров в качестве особых страт — государственных (6,7%) и частных (3,5%) предприятий.
В анкете респондентов просили оценить по пятибалльной шкале (от “совершенно не согласен” до “полностью согласен”) степень своего согласия с двумя высказываниями: “Размеры моей зарплаты (дохода) соответствуют реальным трудовым затратам” и “Реальные размеры моей зарплаты (дохода) ниже реальных трудовых затрат”. Оказывается, характер распределения в наибольшей степени склонны считать справедливыми бизнесмены, в наименьшей – работники госсектора, а среди этих последних – менеджеры. Вряд ли можно считать его всего лишь прямым следствием распределения реального дохода. Достаточно вспомнить, что у тех же бизнесменов модальное значение дохода приходится на интервал в 200 – 300 тыс. руб., а минимальное значение вообще составляет смехотворную цифру в 12 тыс. руб. Представляется, что соответствующее распределение мнений о справедливости связано с большей “вписанностью” бизнесменов в структуру рыночной экономики.
Анализ системы стратификации, по мнению социологов[147], требует от исследователя соблюдения следующих условий:
1) числа и размера классов и статусных групп;
2) масштабов передвижения индивидов и семей из одной группы в другую (объем мобильности);
3) четкого разграничения поведения (стиля жизни) и степени классового самосознания групп;
4) специфической основы социального разделения – вида или размера собственности, которой владеет человек, рода занятий, а также ценностей, которые определяют тот или иной статус;
5) распределение власти среди нескольких классов и статусных групп.
Из этих условий два момента, а именно объем мобильности и разграниченность статусных групп, используются для того, чтобы можно было отличить один тип стратификации от другого. В США и СССР, как и в большинстве других индустриальных обществ, существует открытая классовая структура. Здесь статус основан на достижении, на движении вверх и вниз по социальной лестнице. Такие перемещения происходят достаточно часто. Напротив, в Индии и в большинстве традиционных обществ система стратификации закрытая: статус здесь в основном предписанный, а индивидуальная мобильность ограничена. Открытая и закрытая системы стратификации описываются при помощи двух терминов – “класс” и “каста”. Синонимами для предписанного и достигнутого статусов являются термины “наследование” и “конкуренция”.
Критериями статуса могут служить богатство, род занятия и власть. Соответственно этому выделяются три формы стратификации – экономическая, профессиональная и политическая.
Социально экономическая стратификация характеризует не только население страны в целом, но также занятых работников на каждом предприятии. Эту особенность удалось выяснить ученым Института социологии РАН во главе с З.Т. Голенковой[148]. В исследовании выделены четыре слоя по уровню материального благосостояния. Первый слой – неимущие (42,4%), характеризуется наличием минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствием каких-либо свободных средств для улучшения своего существования. Второй слой – малообеспеченные (37,1%). Он характеризуется наличием только на повседневные расходы и в случае острой необходимости – для лечения и укрепления здоровья. У третьего слоя – обеспеченных (19,5%), хватает средств для обновления предметов длительного пользования, улучшения жилищных условий за свой счет или с помощью кредита, а также вложения средств в свое обучение и обучение детей, в организацию отдыха во время ежегодного отпуска. Четвертый слой – богатые (1%), способен не только удовлетворить все свои потребности, но и обеспечить самостоятельную экономическую деятельность.
Слой неимущих находится за чертой физиологически допустимого минимума потребления. Слою малообеспеченных доступно только поддержание жизни. Слой обеспеченных неоднороден: в нем выделяется слой, поддерживающий свой материальный уровень, и богатеющий, являющийся мостиком для перехода в слой богатых.
Ядро слоя неимущих, по данным исследования, составляют рабочие и ИТР (более половины опрошенных). Сюда же входят также небольшая группа гуманитарной интеллигенции и руководители низшего звена. Слой неимущих в высокой степени неоднороден, в нем представлены все социальные группы: от рабочих, служащих до руководителей предприятий (доля последних – 0,6%).
В слое малообеспеченных наблюдаются социальные перемещения: в нем в два раза увеличилась доля квалифицированных рабочих и ИТР, возросла доля интеллигенции, служащих и руководителей. В слое обеспеченных доля рабочих и ИТР снизилась, а доля руководителей всех уровней возросла. Слой богатых отличается высокой однородностью. Он состоит, по данным исследования, только из руководителей. Таким образом, по мере повышения уровня материального благосостояния отмечена тенденция социальной гомогенности.
Важную роль в стратификации играет: 1) профессия как совокупность определенных функций и задач, выполняемых на данном рабочем месте (содержание труда) и показывающих соотношение умственных и физических нагрузок (характер труда), и 2) профессиональный престиж как субъективный показатель отношения людей к данному виду занятия, измеряемый анкетным опросом и суммируемый в специальном рейтинге.Престиж (или репутация) как субъективный показатель выражает оценку статуса общественным мнением.
Престиж (или репутация статуса) зависит от уважения, проявленного другими. В некоторых обществах репутацией, почетом пользуются мудрость и скромность, в других — воинственность. В индустриальных обществах социальный престиж основан на профессии и доходе, особенно если профессия требует долгих лет обучения.
Престиж изучается методом социологического опроса. В понятие престижа входили две разные позиции — экономическое вознаграждение занятия и его ценность для общества. Они разные, но в сумме составили одно — ранг престижа занятия.
Первое научное исследование профессионального престижа проведено в 1947 г. Национальным центром изучения общественного мнения США. С тех пор опрос рядовых американцев, отобранных в общенациональную выборку с целью определить общественный престиж различных профессий, проводится периодически. Респондентов просят оценить каждую из 90 профессий (видов занятий) по 5-пунктовой шкале: превосходное (лучше всех), хорошее, среднее, чуть хуже среднего, самое плохое занятие. В список попали практически все занятия от верховного судьи, министра и врача до сантехника и дворника.
Рассчитав среднее по каждому занятию, социологи в баллах получили общественную оценку престижности каждого вида труда. Выстроив их в иерархическом порядке от самой уважаемой до самой непрестижной, они получили рейтинг, или шкалу профессионального престижа (табл. 7.3).
Рассмотрим таблицу. Когда респондентов просили оценить различные занятия в терминах важности и ценности, самые высокие ранги получили профессионалы, такие, как законодатели, врачи, ученые, преподаватели колледжей, которые затратили многие годы на обучение, кто контролирует некоторое число и типы людей, входящих в круг их деятельности, кто обычно получает высокие доходы (за исключением профессоров колледжей).
Самый низкий статус получили люди, чья работа требует кратковременного обучения, считается “грязной”, кто должен подчиняться приказам. Нижнюю часть ранговой шкалы престижа заняли сантехник, дворник, санитарка, официант, Газовщик, водитель такси. Это наименее оплачиваемая работа. Такова шкала во всех индустриальных, странах — профессионалы наверху, неквалифицированные рабочие внизу.
Таблица 1.3
Шкала профессионального престижа (сокращенный вариант)
Вид занятий | Баллы | Вид занятий | Баллы |
физик | машинистка | ||
профессор колледжа | водопроводчик | ||
судья | фермер | ||
адвокат | ювелир | ||
врач | часовщик | ||
дантист | стюардесса | ||
банкир | механик | ||
летчик | булочник | ||
министр | сапожник | ||
гражданский инженер | бульдозерист | ||
социолог | водитель грузовика | ||
политолог | кассир | ||
математик | продавец | ||
школьный учитель | мясник | ||
бухгалтер | домработница | ||
библиотекарь | железнодорожник | ||
специалист по компьютерам | газовщик | ||
брокер | таксист | ||
репортер | официант | ||
менеджер в офисе | наемный работник на ферме | ||
офицер полиции | |||
музыкант | санитарка | ||
секретарша | сантехник | ||
пожарный | дворник | ||
почтовый служащий | чистильщик обуви |
Примечание: шкала имеет от 100 (высшая оценка) до 1 (низшая оценка) балла. Второй столбец “баллы” показывает среднюю оценку, полученную данным видом занятий по выборке. Источник: Hess В., Markson E., Stein P. Sociology. N.Y., 1991. Р. 179.
Сравнение данных за разные годы (1949, 1964, 1972, 1983) показывает устойчивость шкалы престижа. Наибольшим, средним и наименьшим престижем в эти годы пользовались одни и те же виды занятий. Юрист, врач, преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер получали неизменно высокие оценки. Их положение на шкале менялось незначительно: врач в 1964г. стоял на втором месте, а в 1982 г. – на первом, министр соответственно занимал 10-е и 11-е места.
Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю — представители преимущественно физического малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту.
Профессор колледжа имеет чуть выше средней по стране зарплату, но его престиж очень высок. Напротив, сантехник или докер, благодаря поддержке профсоюза, получает довольно много, но его престиж низок. Торговцы наркотиками получают очень большие деньги, но их престиж крайне низок.
Высокопрестижные люди обладают властью навязывать обществу свою версию и суждения и влияют на порядок в целом. Таким образом, власть, престиж и собственность, хотя и не совпадают полностью, тесно связаны.
С понятием престижа тесно связано другое — общественная репутация. Общественная репутация (public honor) — формально признанное превосходство. Престиж часто символизируется наградами и призами, выданными равными по статусу или вышестоящими. Офицеры получают медали за героизм, артисты— “Оскара”, королева Англии присваивает почетные титулы тем, кого выбрал премьер-министр; президент награждает медалью за административные заслуги.
Известно, что в советском обществе традиционно был значителен престиж высокого уровня профессионального образования. Получить высшее образование, стать специалистом-профессионалом означало и возможность продвижения по социальной лестнице. В постсоветском обществе обстановка коренным образом изменилась: люди с высшим образованием потеряли место в обществе, обеспечивающее им не только престиж, но и относительно приличное материальное положение.
Профессионализм работника оценивается на основании двух параметров: а) формальной квалификации, б) реальной квалификации. Формальная квалификация представляет собой совокупность теоретических знаний, приобретенных в школе, колледже, вузе, на курсах повышения квалификации и т.п. Вместе с тем формальная квалификация выпускников оценивается с учетом престижа учебного заведения, в котором они обучались.
Реальная квалификация представляет собой совокупность практических навыков и умений и теоретических знаний.
Как правило, вузовские знания лишь на 15—20% полезны в будущей работе. Остальное приобретается в прок и составляет трудовой потенциал работника (точнее сказать, его часть). Этот потенциал сработает в тот момент, когда работник потеряет работу и ему придется переквалифицироваться, скажем, с философа на социолога. Чаще всего полученных в учебном заведении знаний не хватает для полной переквалификации (т.е. смены профессии или специальности). Обычно приходится дополнительно дообучаться. У каждого работника есть присвоенная ему официальными органами и зарегистрированная) соответствующим сертификатом квалификация, определяемая в разрядах, рангах, степенях. Слесарь 6-го разряда, капитан 2-го ранга, кандидат технических наук — наименование квалификации.
Квалификация — количественная характеристика, а именно мастерство, искусность работника. Количественная мера квалификации всегда условна и приблизительна. Два кандидата философских наук формально равны, но реально они могут различаться очень существенно: один опубликовал 40 статей и 3 монографии, а другой даже тезисы к конференции не в состоянии подготовить. Так же обстоит дело и в других занятиях. Если, к примеру, провести статистику аварийности у капитанов первого ранга, то окажется, что все они, обладая одним квалификационным разрядом, проявляют совершенно разное искусство в вождении кораблей.
Квалификация определяется сложностью выполняемой работы. Те, кто имеет I—2-й разряд, выполняют простую, малоквалифицированную работу, требующую преимущественно физического, а не умственного труда. Напротив, работающие по 5–6-му разрядам, заняты сложным высококвалифицированным трудом, где умственные нагрузки преобладают над физическими.
Простой и сложный труд определяется характером задания. Задание, как уже говорилось, это техническое обозначение конкретной Цели работы. Оно, к примеру, может звучать так: выкопать траншею дубиной 0,5 метра и длиной 3 метра за 8 часов. Задание может быть гораздо более сложным, например адаптировать программу Exel под Windows-98. Для его выполнения потребуется программист высочайшего класса, который проявляет в работе не только те знания, которые получил в вузе, но и нечто гораздо большее, что пришло к нему с талантом, опытом, самообразованием.
Престиж одного и того же вида занятия или профессии может меняться во времени. К примеру, дворник до революции и сейчас—вещи совершенно разные. Раньше это был уважаемый всеми человек в белом фартуке, к которому можно было обращаться разве только что на “вы”. Он следил не только за чистотой, но и за порядком во дворе. Сегодня это малопрестижная профессия. Дворник одет как придется, во дворе его никто не знает и мало кто признает. Он равнодушен к своему делу, и люди равнодушны к нему. Он мало за что отвечает и получает не в пример меньше своего дореволюционного коллеги.
Одной из форм социальной стратификации является политическая стратификация. Наиболее важное измерение политической стратификации — власть.
Политическая власть — это подчинение отдельных индивидов и групп людей (больших и малых) единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Глубинным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, образовательное и т.д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное, гендерное)[149].
Одной из важных интегральных характеристик власти является ее эффективность (степень выполнения властью своих задач и функций). Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности (лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный). В научный оборот термин “легитимность” ввел немецкий политолог М.Вебер (1864—1920). Вебер различал три типа легитимности власти: харизматическую, традиционную и легальную.
Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) - экстраординарная способность, свойства, качества государственного деятеля, политического лидера, выделяющие его не только из общей массы людей, но и из политических “верхов”. Харизматическая власть основана на слепой преданности лидеру, которому приписывают особые качества. Сталин, Ленин, Хомейни, Ганди — пример харизматических лидеров.
Традиционная власть покоится на авторитете нравов и обычаев, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и наличном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная власть отличается прочностью благодаря институту наследования власти монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
Легальная (рационально-бюрократическая) власть основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, которым следуют не только управляемые, но и управляющие.
Описанные типы легитимности в чистом виде встречаются редко. В реальной политической практике власть представляет собой различные комбинации идеальных типов.
Тему политической власти развивают теории политических элит. Основоположниками теории являются В. Парето (1848—1923), Г. Моска (1858-1941) и Р. Михельс (1876-1936). В. Парето называл элитой совокупность индивидов, которые “свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени”. Согласно Парето, элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Элита существует в любом обществе и при любом политическом строе. Моска развивал представление о том, что “во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации до наиболее развитых и могущественных) существует два класса людей — класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым...”[150].
Моска дал понятие политического класса, определил его качества, условия доступа в него, способы закрепления власти политического класса и его обновления и т.д.
Р. Миллс открыл “железный закон олигархии”, управляющий всеми социальными организациями. По мнению американского политолога Р. Миллса, правящая элита — это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу господства. Миллс утверждал, что во властвующую элиту входят главы крупнейших корпораций, политические лидеры и военное руководство. Наконец, внизу пирамиды находятся те, кто составляет “массовое общество” — политически аморфное и безвластное большинство населения страны.
Гвидо Дорсо, развивая идеи Миллса, предположил, что общество можно разделить всего лишь на две части — правящий класс (политические, интеллектуальные и экономические лидеры) и управляемые классы, составляющие большинство населения. Как только первый замыкается сам в себе и служит собственной выгоде, в среде вторых возрастают степень социальной напряженности и готовность к революции.
Политический класс — это по существу часть правящего класса, отвечающая за текущее управление страной, или “правящий кабинет”, наконец, “технический инструмент” правящего класса. Последний как бы парит над политическим классом и наблюдает за тем, чтобы тот эффективно осуществлял свои функции, а в случае надобности — реформирует его состав. Таким образом, политический класс, согласно Г. Дорсо, — подчиненный правящему классу элемент. Если политический кабинет правящего класса не подчиняется ему и неэффективен в своих действиях, то это может свидетельствовать только об одном — весь правящий класс находится в состоянии глубокого кризиса[151].
В свою очередь, политический класс разделяется на 1) правительственный политический класс и 2) оппозиционный политический класс. Залогом политической стабильности общества служит постоянный обмен между этими двумя политическими классами. Выразителями двух ветвей выступают обычно политические партии. Чем их больше в стране, тем шире каналы обмена мнениями между правящим классом и управляемым большинством населения, тем больше возможностей привлекать последнее к участию в политической жизни, тем шире, наконец, рассредоточение власти по разным центрам.
Когда обмен между двумя ветвями одного класса происходит как положено, мы обнаруживаем: 1) обмен ролями между правительственным и оппозиционным классами; 2) обмен личностями между правящим и политическим классами; 3) обмен группами между правящим и управляемыми классами. Концепцию Г. Дорсо можно представить схематически (схема 7.1).
Иногда правительственный класс, что называется, окапывается, добравшись до власти, и, обороняясь, прибегает к репрессивным мерам против оппозиционного политического класса. Согласно терминологии Г. Дорсо, он превратился в “камарилью”. В подобной ситуации оппозиционный класс
Схема 7.1. Теория политических классов Г. Дорсо
класс понимает, что время легальной политической борьбы кончилось и взывать к разуму правительственного класса бесполезно. Это означает, что в стране народилась “революционная оппозиция”.
Т. Адорно придерживался иных воззрений, сравнивая политический класс с правящим классом и элитой. Он полагал, что термином “политический класс” лучше обозначать намного более узкое меньшинство, нежели элита, которое реально выполняет политические функции управления. Термин “правящий класс” в этом случае будет помещен между элитой и политическим классом: он включает в себя те привилегированные группы, которые, без осуществления политических функций, оказывают влияние и на тех, кто управляет, и на тех, кто подчиняется, либо в силу своего морального авторитета, либо в силу обладания экономической или финансовой властью[152].
В социологии известнычетыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, последний тип —открытые.
Открытое общество именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.
Закрытое общество характеризует жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. Плебей никогда не станет дворянином, но и аристократу не позволят опуститься до уровня плебса. Иммобильность общества имеет своей оборотной стороной стабильность.В закрытом обществе из низших страт в высшие либо полностьюзапрещены, либо существенно ограничены социальные перемещения, каждый знает свое место в обществе, и это знание передается из поколения в поколение. Социальные статусы становятся наследуемыми: крестьянин из столетия в столетие остается крестьянином, помещик — помещиком.
Открытым называется общество, гдеперемещения из одной страты в другую формальноне ограничены.
Если в открытом обществе, благодаря постоянным перемещениям людей из страты в страту, каждый слой и класс достаточно гетерогенны, разношерстны, то в закрытом обществе они в значительной степени гомогенны. Благодаря тому что из века в век закрытые страты “трамбуются” из одних и тех же людей, благодаря многовековому привыканию к своему социальному положению формируется не только особая психология фатализма, смирения перед своей участью, но и особого рода солидарность с классом и сословием. Корпоративный дух, сословная этика, кодекс чести — эти понятия пришли к нам из закрытого общества.
В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению наверх, те, кто поднимаются наверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, из которого они происходят, и принимать политические взгляды класса, к которому они стали принадлежать. Аналогично выглядит поведение тех, чей социальный статус понизился: они становятся более левыми, чем члены страты, к которой они до того принадлежали, но менее левыми по сравнению с членами страты, в которой они оказались. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества[153].
Правящий класс и в закрытом, и, что особенно удивительно, в открытом обществе не заинтересован в пополнении своих рядов за счет представителей низших классов. Наследуя состояния и титулы своим детям, элита склонна к самовоспроизводству. В проникновении в высший класс заинтересованы прежде всего представители среднего и низшего классов. Для них это значительное продвижение по службе и показатель общего жизненного успеха.
Для ограничения инфильтрации снизу высший класс создает множество самых разныхбарьеров. Первый тип социальных барьеров -административно-правовые. В феодальном обществе каждый человек был юридически записан за определенным сословием, а отношения между сословиями, в том числе брачные, права и обязанности каждого из них регламентировались государственными актами. Второй тип барьеров — религиозные и профессиональные. Примером служит кастовая система в Индии. Кастовое положение человека закреплено индуизмом, согласно канонам которого люди проживают не одну жизнь. Индивид не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой — тем сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Кастовый строй уподобляет индийское общество улею с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков.
Третий тип барьеров — образование. Только в период первоначального накопления, характеризующего ранний капитализм, неучи и недоучки могли делать огромные состояния и со временем основывать крупные финансовые династии. Но это исключительные случаи. Типичным режимом восхождения является получение общего среднего и престижного высшего образования. Для попадания в элиту английского общества обязательным считается окончание престижной школы в Итоне, Оксфордского или Кембриджского университетов. В целом чем ниже образование, тем больше препятствий на своем пути встречает индивид.
Четвертым типом барьеров являются деньги и собственность. Их отсутствие препятствует продвижению в высший класс. Их наличие предполагает соответствующий уровень и образ жизни, высокопрестижную и высокооплачиваемую должность.
В некоторых обществах в качестве барьеров выступают также раса, пол и возраст. Ранее 35 лет индивид не может баллотироваться в президенты, а до 16 лет он не обладает большинством тех прав (соответственно и обязанностей), которыми наделен взрослый гражданин в цивилизованном обществе. Хотя мужчины и женщины имеют формально равные права для продвижения наверх, реально среди женщин количество руководителей как в политике, так и в экономике, во много раз меньше, чем среди мужчин.
Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.
Рабство — исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранялось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX в.
Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Все высокоразвитые цивилизации (и это определение надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали с института рабства. Оно основано на завоеваниях. Самый ранний пример высокой цивилизации, основанный на рабстве, являет Шумер. Старинный идеограф, обозначавший здесь врача, переводился так: “человек из чужих земель”. В гомеровские времена рабом называли военнопленного, лишенного какой-либо свободы. По римским законам пленник автоматически становился рабом.
Рабство — более сложное явление, чем это принято думать. В античности термином “раб” обозначали скорее род занятия, нежели статус. Наши предки считали унизительным работать на других. Поступать так означало потерять свободу, стать в каком-то отношении зависимым от этих других. Даже работа за плату считалась недостойной. Латинское слово для обозначения раба “серв” (servus) именовало человека, занимающегося обслуживанием других помимо своей воли. Тогда еще не было работы по контракту. Рабство и принудительные услуги являлись синонимами. Рабство стало рушиться с приходом контрактного труда.
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:
• Припатриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.
• Приклассическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина (“говорящим орудием”). Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации,
подразумевают его высшую стадию.
Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси Х-ХП вв. - к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник — преступники. В средневековом Китае на положении рабов оказывались преступники.
На зрелой стадиирабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когдаодин человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.
Долговое рабство, касавшееся соплеменников, в отличие от военного, не было постоянным. В Древнем Риме отец продавал сына не в рабство, а в услужение (за плату), т.е. внаем, получая за него жалованье. После трех таких “продаж” по закону сын становился свободным. Конечно, и здесь речь идет о принудительном труде. Но то же самое можно сказать о современных трудовых лагерях при тоталитаризме. В подобных случаях рабство не являлось наследственным. Оно называлось индивидуальным, или ненаследственным, рабством. Наследуемым было только рабство завоевательное. Оно относится к групповому, в то время как долговое — к индивидуальному.