Методические рекомендации. В данной теме продолжается изучение классического социологического наследия

В данной теме продолжается изучение классического социологического наследия. Предстоит рассмотреть взгляды двух виднейших представителей немецкой социологии – Карла Маркса и Макса Вебера, а так же вопрос о становлении социологической мысли в России.

Объём данной темы невероятно велик. Достаточно сказать, что одного К. Маркса студенты отечественных вузов четверть века тому изучали по несколько учебных семестров. Студенты ХТИ должны рассмотреть всё выше обозначенное в течение двух академических часов, а также в процессе самостоятельной работы.

На что следует обратить внимание при изучении социологических идей К. Маркса (1818-1883)? Важно учесть, что К. Маркс не относил себя к чистым социологам, а сам термин «социология» недолюбливал, а то и вовсе игнорировал. Своё учение об обществе он называл социальной наукой, которая изучает общие законы развития общества и человека.

Изучая общество и человека К. Маркс, более всего акцентировал внимание на проблемах труда, его разделении и отчуждении, вопросах собственности и экономических отношений, теории прибавочной стоимости.Главной задачей социологии,считал он,является рассмотрение существующих способов производства, исследование классовых противоречий, материальных, политических и духовных различий индивидов, которые могли бы привести к революции.

Студентам будет интересно узнать о методологии научного анализа К. Маркса. Он ею владел в совершенстве. Немецкий мыслитель использовал диалектический, исторический, сравнительный, типологический и другие методы научного анализа. Он блестяще владел математическим методом, а также использовал методы эмпирического анализа.

Маркс осуществил как глобальный анализ развития человечества, так и его конкретный анализ на примере капитализма. Принято считать (во всяком случае сторонниками К. Маркса), что главным достижением его социальных воззрений является так называемое материалистичное понимание истории, или исторический материализм. Чтобы понять суть материалистических воззрений на общество студентам необходимо ознакомится как минимум с Предисловием к «Критике политической экономии» и некоторыми разделами «Немецкой идеологии». Тезисно суть материалистического понимания общества можно представить так:

- общество – это часть природы, которая существует и развивается в результате разумной целеполагающей деятельности людей;

- общество является системой, целостным социальным организмом, который подчинён свойственным ему историческим законам возникновения, развития и смены;

- общество есть совокупность всех форм взаимоотношений людей – экономических, политических, духовных. По большому счёту все общественные отношения делятся на материальные (общественное бытие) и духовные, идеологические (общественное сознание).

Базис общества составляют производственные отношения. Они первичны, главные, они объективны. Над базисом возвышается надстройка – политическая, правовая, идеологическая. Это сфера сознания, эти отношения субъективны. Они вторичны. Приоритет бытия над сознанием, общественного бытия над общественным сознанием составляет суть материалистического понимания истории К. Маркса.

Студенту необходимо разобраться в структуре общества, понять, что такое способ производства, производительные силы, производственные отношения. Важно также уяснить как развивается общество, обратить внимание на конфликт производительных сил и производственных отношений.

К. Маркс является одним из крупнейших конфликтологов. Он создал учение о социальной революции. Необходимо понять суть этого учения, прежде всего источники и причины классовой борьбы. К. Маркс утверждал, что революции – локомотивы истории, а творцом истории является народ. Согласны ли Вы с таким утверждением?

Немецкий мыслитель создаёт одну из первых типологий обществ. Выясните, какие именно типы обществ выделил Маркс. Например, первобытное…

Наконец, важно понять каковы цели общественно-исторического развития по Марксу, каков смысл истории. К. Маркс убеждён, что главная цель развития общества – свобода, эмансипация личности, преодоление её зависимости и отчуждения от ярма экономики, материальной обременённости, а также всесторонне гармоничное развитие человека.

Согласны ли студенты с таким мнением К Маркса?

Готовясь к семинару обучающимся необходимо разобраться в сути марксисткой социологии, её сильных, спорных и слабых сторонах. Идеи К. Маркса целесообразно сравнить с идеями О. Конта.

Второй вопрос предполагает обстоятельное изучение идей Макса Вебера (1864-1920). С его именем связывают новый этап в развитии социологии. Он по праву заслужил лавры социолога-новатора, наметив принципиально иной подход к решению важнейших социологических вопросов. Чтобы углублённо понять его идеи необходимо ознакомится с такими трудами как «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия».

Студенту важно обратить внимание на актуальные проблемы, которые сформулировал немецкий социолог. В частности, он:

- по-новому рассмотрел предмет и метод социологии, обогатил её понятийный аппарат и методологический арсенал;

- создал теорию социального действия;

- разработал концепцию рациональности;

- осуществил типологию обществ;

- показал особую роль бюрократии как носителя общественного порядка;

- глубоко проанализировал проблемы науки и культуры в целом и многие другие.

Согласно М. Веберу целью социологии является исследование общих правил событий, происходящих в обществе, и особенно изучение и объяснение социальных действий индивида, его понятного поведения как культурного, цивилизованного существа. Именно индивид и его разумные осмысленные действия – главный предмет социологического анализа.

Социология согласно М. Веберу – «понимающая наука». Она предполагает усмотрение общества внутренним миром исследователя. Социологу важно понять эти события и действия, обстоятельно объяснить их. Общество как объект наблюдения должно открываться внутреннему чувству исследователя-социолога. Переживая и познавая себя социолог познаёт и другие части общества, других индивидов, себе подобных, в их внутреннем содержании, т.е. постигает общество изнутри, осуществляет его толкование.

Социология по М. Веберу даёт ответ на вопрос «почему?». Вспомните, как отвечал на этот вопрос О. Конт. В чём принципиальное различие в этом вопросе между французским и немецким социологами?

М. Вебер делает методический упор на рациональность, что отличает его учение от других исследований. Студенту важно разобраться в категориальном аппарате социологии М. Вебера. Выясните что такое идеальный тип, действие, социальное действие. Попробуйте выяснить смысл целерационального, ценностно-рационального, аффективного и традиционного действий. Приведите их примеры. Согласно М. Веберу социальные действия объединяют индивидов в сообщества. Именно социальные действия и взаимодействия людей создают общество, определённый социальный порядок.

М. Вебер осуществил типологию обществ. Он выделил два их типа. – Западный (рациональный) и Восточный (иррациональный). Студентам необходимо самостоятельно разобраться в особенностях каждого из названных типов обществ, выделить их существенные черты. Для этого целесообразно проработать «Предварительные замечания» к работе «Протестантская этика и дух капитализма».

Наконец, студентам ХТИ необходимо изучить представления М. Вебера о науке. Для этого внимательно проработайте статью «Наука как призвание и профессия», в основе которой лежит доклад, сделанный классиком социологии перед студентами Мюнхенского университета. Отметим здесь самое главное.

С точки зрения М. Вебера сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самопознания и познания фактических связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков. Наука имеет как практическое так и чисто интеллектуальное значение. Научный прогресс – это неотъемлемая часть причём важнейшая, процесса интеллектуализации общества. Достичь высоких результатов в научной деятельности можно при условии строжайшей научной специализации.

М. Вебер пытается сконструироватьидеальный тип учёного. С его точки зрения учёному должны быть присущи страсть, увлечённость, пытливость, убеждённость, вдохновение. Он должен быть хорошо образован, вооружён методологией, добротно знать своё дело. Главный смысл его жизни заключается в поисках истины. Учёный – это интеллигент, человек чести, прежде всего, интеллектуальной чести. Это независимый и ничем не обременённый кроме самой науки человек. Студентам желательно поразмышлять над тем, каким они видят настоящего учёного.

М. Вебер утверждал, что наука должна быть внеэтичной, этически нейтральной, т.е. беспристрастной. И что учёный должен быть только учёным и не обязательно гражданином.

Согласны ли современные студенты с таким утверждением классика социологии?

В заключении этого вопроса попробуйте сравнить идеи М. Вебера и Э. Дюркгейма. В чём состоит принципиальное различие между их социологическими воззрениями?

Третий вопросданной темы имеет своей целью рассмотрение процесса становления социологической науки в России. Заметим, вопрос этот очень сложный и неоднозначный. Здесь мы рекомендуем студентам пойти следующим путём. Вначале целесообразно рассмотреть общую социологическую картину, т.е. выяснить какие школы, течения и направления в социологии имели место в России, а затем рассмотреть идеи двух известнейших русских мыслителей – П.Л. Лаврова и М.М. Ковалевского.

Общую социологическую картину в России поможет понять работа П.А. Сорокина «О русской общественной мысли». С точки зрения этого выдающегося мыслителя к началу XX века в России сформировалось не менее девяти школ и направлений:

- марксистская;

- русская субъективная социология;

- психологическая социология Петражицкого;

- русская бихевиористкая школа;

- школы формальной социологии и механистической социологии;

- «социологизации» юриспруденции, политической науки и экономики;

- социологической методологии;

- школы общей социологии;

- социальной философии и философии истории.

Студентам желательно разобраться в специфике воззрений представителей 2-3 школ. Что касается взглядов отдельных мыслителей, то прежде всего целесообразно обратится к социологическому наследию Петра Лавровича Лаврова (1828-1900). Он является одним из родоначальников отечественной социологии.

Перу П.Л. Лаврова принадлежат такие труды как «Социологи-позитивисты», «О методе социологии», «Введение в историю мысли», «Теория и практика прогресса» и др.

Важнейшими проблемаминад которыми работал русский социолог были таковы:

– проблема предмета и метода социологии;

– соотношение социологии и других общественных наук;

– проблема личности и её роли в истории;

– роль государства в жизни общества;

– теория общественного прогресса;

– теория факторов.

С точки зрения П. Л. Лаврова предметом социологии является солидарность.«Социология изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремится открыть её законы» - так писал он. Лавров одним из первых разделил социологию на теоретическую и практическую. Студентам надо разобраться в чём задача каждой из них. Подобно О. Конту он считает, что социология должна использовать два метода – объективный и субъективный. Попробуйте установить различия во взглядах О. Конта и П. Лаврова на этот вопрос. Поскольку предметом социологии является солидарность, то естественно, надо разобраться в том, что это такое.

«Общественная солидарность есть сознание того, что личное достоинство поддерживается лишь путём поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Иначе – это общность привычек, интересов, аффектов или убеждений. Так писал П. Лавров.

Студентам необходимо обратить внимание на различные формы солидарности, которые он выделяет. В частности – солидарность обычая, солидарность общего аффективного настроения, историческую (сознательную) солидарность. Попробуйте сравнить эти формы с формами солидарности Эмиля Дюркгейма. Носителем сознательной формы солидарности выступает интеллигенция.Поразмышляйте так ли это на самом деле.

Обратите внимание на теорию прогресса П.Л. Лаврова. Человеческую историю он рассматривает как эволюционный процесс. Подумайте над тем кого или что он называл «кротом истории».

Далее необходимо ознакомится с основными идеями Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). Это выдающийся теоретик и практик социологии. Он написал ряд фундаментальных трудов, в частности: «Современные социологи», «Очерк развития социологических учений», «Социология» в 2-х т., «Происхождение современной демократии» (в 4-х т.) и мн. др.

М.М. Ковалевский является одним из основателей Международного Института Социологии (1895), и Русской вольной высшей школы общественных наук в Париже (1901). Он создал первую в России кафедру социологии (1908 г.) и мн. др.

Обратите внимание на главную проблематику его трудов. А она такова:

- методология социологического анализа;

- проблема прогресса и эволюции человеческого общества;

- теория факторов;

- проблема происхождения главных социальных институтов.

С точки зрения М. М. Ковалевскогосоциология есть наука об обществе, его порядке и прогрессе. Вспомните у кого из классиков точно такая же точка зрения на предмет социологической науки.

Попробуйте определить какова главная задача социологии по М. Ковалевскому. Русский мыслитель использовал ряд важнейших методов социологического анализа, прежде всего историко-сравнительный и генетический. Разберитесь, какой из них разработан самим Максимом Максимовичем.

М. Ковалевский внёс важный вклад в теорию факторов. Он предложил отказаться от понимания фактора как универсальной силы и рассматривать его в качестве чисто методологической независимой переменной. Русский социолог выступает здесь как явный плюралист.

Студентам также рекомендуем обратить внимание на проблему прогресса общества, разработанную русским мыслителем. Проанализируйте вопрос о том, что М. Ковалевский выдвигал в качестве критериев прогресса и как он относился к революциям. Общая схема прогрессау М. М. Ковалевского выглядит следующим образом:

Первобытность – родовые порядки – феодальные порядки – буржуазный порядок. Рассмотрите вкратце особенности каждой из названных стадий. Подумайте, насколько они соответствуют реальному положению вещей.

Тема 4. ОБЩЕСТВО

1. Понятие общества, его признаки и функции.

2. Социальные действия и взаимодействия. Социальные отношения.

3. Социальная система.

Основные понятия и термины:

общество, социальное действие, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальная система, социальная структура, структурно-функциональный анализ, функция и дисфункция, эвфункция, латентность, типология обществ, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Литература:

1. Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология ХIX – начала ХХ веков. М., 1996.

2. Зиммель Г. Социальная дифференциация // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996.

3. Луман Н. Социальные системы. М.: 2007.

4. Общая социология. Хрестоматия / сост. А.Г. Зравомыслов, Н.И. Лапин. М., 2006.

5. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

6. Парсонс Т. Системы современных обществ. М., 1998

7. Горохов В. Ф. Социология. Ч.1. М., 2008.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль потребностей и мотивов в социальном действии?

2. Какие типы социальных взаимодействий обычно выделяют, в чем заключаются их особенности?

3. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем они (социальные отношения) отличаются друг от друга?

4. В чем состоит специфика общества как социальной системы согласно взглядам Т. Парсонса? Из каких элементов состоит эта система?

5. Какими основными функциями обладает любая социальная система согласно взглядам Т. Парсонса?

6. Как вы понимаете фразу Ч. Кули: «Я и общество– это близнецы»?

7. Интернет – паутина слабых социальных связей. Так ли это?

Наши рекомендации