Методические рекомендации. Изучение данной темы следует начинать с понимания различий «эвакуации» или

Изучение данной темы следует начинать с понимания различий «эвакуации» или «рассредоточения», принципов их проведения. Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) из населённого пункта или опасной зоны персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, и населения в безопасную (загородную) зону. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала работающих в условиях ЧС объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и т.д.). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.

Литература: [1] раздел IV глава 1, 2, 3, раздел VI глава 8, [3], [10]-[15], [18], [26] глава 2, [27].

Вопросы для самопроверки

· Назовите основные принципы, способы защиты от ЧС.

· В чем состоит сущность эвакуации и рассредоточения?

· Перечислите действия человека в экстремальных ситуациях.

· Какие средства индивидуальной защиты и медицинские средства требуются при защите от химических, радиоактивных, биологических факторов ЧС?

5.1. Чрезвычайные ситуации природного характера:

Стихийные бедствия геологического, метеороло­гического, гидрологического характера. Методические рекомендации

Студенту необходимо ознакомиться с основными ЧС природного характера. Виды природ­ных пожаров. Массовые заболевания и биологиче­ская безопасность. Атмосферное электричество, молниезащита.

Литература: [1], раздел V, гл.3.1-3.6; [3], [6], [26], [27].

Вопросы для самопроверки

· Перечислите основные принципы защиты от инфекционных заболеваний?

· Назовите пути проникновения биологических средств в организм человека.

· Перечислите способы обеззараживания воды и пищевых продуктов?

· Что такое «атмосферное электричество» и какие организационные и технические мероприятия требуются для защиты от него?

5.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера:

Химическая опасность.Радиационная опасность.

Методические рекомендации

Источники химической опасности. Основные отравляющие вещества: сильно действующие ядовитые вещества СДЯВ, аварийно химически опасные вещества (АХОВ), химически опасные вещества (ХОВ) и их свойства. Источники радиационной опасности. Поглощенная, эквивалентная, эффективная дозы. Биологическое действие ионизирующих излучений, внутреннее и внешнее облучение. Законодательные и нормативные акты радиационной безопасности. Способы дезактивации и локализации радиоактивных загрязнений.

Литература: [1], разд. I (2.1), V гл. 2.1 -.2.2; [3], [4] разд.4 гл. 4.24, [6]; [10] с. 5-32, [26], [27]

Вопросы для самопроверки

• Какие химические вещества относятся к аварийно химически опасным веществам, а какие к СДЯВ?

• Как осуществляется хранение и транспортировка АХОВ?

• Отчего зависят размеры и форма очага химического поражения?

• Какие химические элементы называются радиоактивными?

• От чего зависит степень, глубина и форма лучевых поражений?

• Назовите дозы ионизирующих излучений?

• В чем заключаются особенности действия ионизирующих излучений на живой организм? Особенности внешнего и внутреннего облучения?

Тема 6. Пожарная безопасность

Пожар и его поражающие факторы. Законодательная и нормативная основа пожарной безопасности. Категории помещений и зданий по пожаро- и взрывоопасное. Основные огнетушащие вещества и их свойства. Системы пожаротушения.

Методические рекомендации

Освоение данной темы следует начинать с изучения поражающих факторов пожара, законодательных и нормативных документов в области пожарной безопасности №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», норм пожарной безопасности НПБ. Необходимо усвоить основные направления в пожарной защите объекта экономики: средства обнаружения пожаров, пожарная сигнализация (виды извещателей и сигнализации), основные огнетушащие вещества (средства) и их свойства. Первичные средства пожаротушения - огнетушители, принцип действия и область применения. Обучение правилам пожарной безопасности и ответственность за ее нарушение.

Литература: [1] раздел VI гл. 2.4, 6; [3], [8], с.32-36; 55-58, [10] с.32-36; 55-58; [23]-[27].

Вопросы для самопроверки

• Каковы опасные факторы пожара? Дайте определение пожарной безопасности.

• Назовите основные причины пожаров на предприятиях.

• Что составляет законодательную и нормативную основу пожарной безопасности?

• Назовите основные огнетушащие вещества и перечислите их свойства.

• Перечислите виды огнетушителей, в чем заключается принцип их действия, назовите основные пожарно-технические характеристики.

• Какие требования предъявляются к устройству эвакуационных выходов?

• Перечислите способы и средства оповещения людей при пожаре.

• Где, когда и в какие сроки проводятся противопожарные тренировки?

• Перечислите виды ответственности за нарушения правил пожарной
безопасности.

Наши рекомендации