1. Структура социологического знания.
2. Социологические парадигмы и подходы.
3. Социологические теории.
|
|
П. Сорокин: «Вопросы архитектоники любой дисциплины - вопросы не принципиальные, а скорее вопросы научного удобства и практической продуктивности. Научный материал каждой науки можно распределить различно. Важно лишь одно: чтобы это распределение было научно продуктивно, помогало бы разработке проблем данной науки и облегчало бы усвоение самого материала». |
|
Методология. |
Два уровня методологии: |
1) общенаучный (относится к социологии в целом) - |
|
2) частнонаучный (относится к отдельным направлениям в социологии) - |
|
|
Основные разделы методологии: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Отдельные методы. |
Методы в социологии | |
|
|
|
Приемы и способы исследования выстраиваются в определенной последовательности на основе используемых принципов познавательной деятельности. |
|
|
Методика | |
|
|
|
Методика включает в себя технику |
Техника | |
|
Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы: |
1) | |
2) | |
3) | |
Методы классифицируются: |
по масштабу применения: |
| |
| |
по уровню знания: |
| |
| |
по стадиям исследования: |
|
|
|
по степени универсальности: |
| |
| |
Знание о предмете. |
Структура знания о предмете социологии, как и многое в этой науке, не устоялась. Если в других, более развитых науках, таких как физика, химия, биология, успели сложиться определенные традиции, шаблоны в разделении науки на основные отделы, то в социологии пока этого нет. Здесь что ни автор, то своя система, свой порядок и подход к структуре социологии. Каждый социолог руководствуется своим опытом, своим научным тактом и идет своим путем. |
О. Конт разделил социологию на две основных части: |
Социальная статика | |
|
Социальная динамика | |
|
Трехуровневая система социологии: |
|
|
|
П. Сорокина предложил деление социологии на теоретическую и практическую. |
Теоретическая социология в дальнейшем распадается на три основных отдела: |
1) | Предметом социальной аналитики |
|
2) | Социальная механика (или социальная физиология) |
|
|
|
|
|
3) | Социальная генетика (или генетическая социология) |
|
|
|
|
|
|
Основная задача второй части социологии - практической - вытекает из самого названия. |
|
|
|
|
Современные взгляды на структуру социологического знания остаются весьма разнообразными, тем более что она может рассматриваться на основе разных классификационных признаков. |
В социологии (по объекту) можно выделить такие составные части, как |
а) общетеоретическая социология или макросоциология | |
|
|
б) социология среднего уровня | |
|
|
в) микросоциология | |
|
|
При всем многообразии точек зрения на структурирование предметного социологического знания, большинство ученых признает, что социологическое знание делится на теоретическое и эмпирическое. |
Теоретическое знание | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основными формами теоретического знания являются: |
|
Эмпирическое знание | |
|
|
|
|
|
Формами социологического эмпирического знания выступают: |
|
|
|
|
|
Так, социальные законы формулируются с помощью теоретических категорий, а проявляются на практике и замеряются с помощью эмпирии. Социологические теории кроме чисто теоретических разработок имеют и эмпирические материалы, подтверждающие теоретические выводы. Да и вообще, основой теоретического знания выступает практика во всем ее многообразии. |
| | | | | | | |
|
|
|
Парадигма | |
|
|
|
Если в науке в определенный момент времени доминирует одна парадигма, она считается монопарадигмальной. |
В переходные периоды (после научных революций) обычно складывается ситуация парадигмального дуализма: завоевала признание новая парадигма, но продолжает пользоваться поддержкой и старая. Если наука характеризуется наличием нескольких парадигм, она носит статус полипарадигмальной. Приверженность ученых к той или иной парадигме позволяет дифференцировать одно научное сообщество от другого, выделять различные научные школы. |
|
|
|
Так, Нейл Смелзер, проанализировав различные научные подходы, обобщил их в пять групп. |
1. Демографический подход | Например, демографический анализ нации третьего мира мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население. |
|
|
|
|
|
2. Психологический подход. | Представители данной школы изучают такие проблемы, как формирование соц. установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование настроений в ситуациях, связанных с паникой или беспорядками. |
|
|
|
|
|
|
3. Коллективистический подход. | Например, на таких явлениях, как конкуренция между политическими партиями, конфликты на расовой основе, соперничество между группами, действие толпы, реакции аудитории. |
|
|
|
|
4. Взаимоотношенческий подход. | В обществе существуют сотни ролей: политик, избиратель, хозяин, служащий, деловой человек, потребитель, полицейский, заключенный и т.д. Поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей. |
|
|
|
|
|
5. Культурологический подход. | В обществе существует множество правил и норм поведения, например: не смотри в упор на незнакомого человека; не указывай пальцем на людей; не жуй с открытым ртом; принеси подарок, если приходишь на день рождения, и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
Классики современной российской социологии (под руководством Г.В. Осипова) выделяют четыре основных социологических парадигмы. |
1. Парадигма «социальных фактов» (основоположник Э. Дюркгейм). |
|
|
|
|
2. Парадигма «социальных дефиниций» (М. Вебер). |
|
|
|
|
3. Парадигма «социального поведения» (Б. Скиннер) |
|
|
|
|
4. Парадигма «социально-исторического детерминизма» (К. Маркс). |
|
|
|
|
Если говорить о более глобальном делении современных социологических подходов, то можно выделить две парадигмы в мировой социологии: |
1) естественнонаучную, позитивистскую, |
|
|
|
2) понимающую, гуманистическую, феноменологическую, |
|
|
|
В целом следует отметить, что ситуация в социологии характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью методологических подходов и направлений, противоположными тенденциями в социологическом мышлении - к дивергенции и интеграции. Многие ученые находятся в активном поиске такой социологической парадигмы, «глобальной теории», которая могла бы стать приемлемой для разных течений, объединила бы в себе нынешние направления научных исследований, смогла бы адекватно характеризовать самые разные аспекты общественной жизни. В социологии стало формироваться особое направление - «интегративная социальная парадигма». Но пока общепризнанной методологии не найдено. |
| | |
Научные парадигмы в социологии рождают соответствующие социологические теории. | |
|
|
|
|
Теория | это система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих ее элементов. |
Социоло-гическая теория | |
|
|
|
Социологическая теория состоит из ряда компонентов: |
1) |
2) |
3) |
4) |
|
В теоретическом базисе основными элементами являются: |
|
|
Идеализирован-ный объект | |
|
Создание идеализированного объекта - необходимый этап разработки любой теории. |
Понятия используемые в теориях, обычно делятся на теоретические и эмпирические. Между эмпирическими и теоретическими понятиями нет строгой однозначной границы. |
Эмпирические понятия и утверждения | P |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Теоретические понятия и утверждения | P |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Научная ценность теоретических понятий заключается в том, что они дают возможность проникнуть в более глубокие слои реальности, что невозможно осуществить посредством эмпирических понятий, фиксирующих внешние наблюдаемые стороны явлений. Именно формулировка теоретических понятий позволяет наиболее полно и последовательно реализовать главную функцию научной теории - интегрировать в единую систему многочисленные эмпирические данные, дать им глубокое и системное объяснение. |
В социологии работа с понятиями, условно говоря, проходит несколько этапов: |
|
|
Экспликация | |
Эта процедура особенно важна на первоначальном этапе формирования отдельных блоков теории. |
Интерпретация | |
|
|
Другими словами, интерпретация - это установление связей между различными понятиями в рамках определенной концепции, теории, их систематизация. |
Операционализация (операциональное определение) | |
|
|
|
|
Эмпирический базис социологической теории | |
|
Эмпирический базис не всегда входит в состав теории. |
|
Факты | 1) |
|
2) |
|
Научные факты являются наиболее достоверной частью научного знания, поэтому используются в процедурах проверки: подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий. При этом они должны браться в их взаимной системной связи. |
Различают индивидуальные и обобщенные факты. ________________ ________________ ________________ Социологи, как правило, работают со статистическими фактами, представляют собой усредненный результат множества индивидуальных явлений. | 1) 2) |
Логический аппарат теории - __________________ ____________ Развитая научная теория отличается строгой научной упорядоченностью. Логическая структура теории зависит от метода ее построения (метод гипотез, аксиоматический метод, метод индукции, метод дедукции и т.д.). и отражается в названии: ____________ ____________ |
Выведенные в теории понятия и утверждения. ___ _____________ ______________ |
Закономерности, выводимые в социологических теориях и исследованиях, формируются как правило в виде вероятностных утверждений, т.к. социология главным образом имеет дело со статистическими обобщениями. Наиболее распространенными типами вероятностных суждений являются: ________________ ______________ |
|
Классификация социологических теорий. |
В социологической науке существует множество различных социологических теорий, которые делятся на разные типы по нескольким основаниям. Чаще всего теории принято делить на общие, специальные и отраслевые (иногда общие и специальные объединены в одну группу). |
Общие социологические теории |
| К таким теориям относятся, например, теория общественных формаций К. Маркса, структурно-функциональная теория Парсонса, теория обмена П. Блау, теория «многомерной социологии» Дж. Александера. |
|
|
|
|
Особый слой теорий составляют такие, как теория социального развития, теория социальных систем, теория социального детерминизма и т.д. Эти теории применимы не только в общественных науках, но и в естествознании, и по уровню абстракции приближаются к философским. |
Специальные социологические теории |
| Теория социальных групп (базовая категория «социальная группа»)_________ ______________________; теория социального действия (базовая категория «социальная деятельность» или социальное действие») - ____________ _______________________ ________________; теория социального института (базовая категория «социальный институт») - _____ _______________________ |
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, основанием для выделения специальных социологических теорий служит ряд социологических категорий, отряжающих специфику предмета социологи. Специальные социологические теории как правило являются методологический основой отраслевых теорий и эмпирических исследований, поскольку разрабатывают соответствующие подходы к изучению объекта познания. |
|
|
|
|
|
Отраслевые социологические теории |
| Например, социология семьи может базироваться на групповом подходе, изучая семью как малую социальную группу; на институциональном подходе (семья - социальный институт), на функциональном, изучая социальные функции семьи. |
|
|
|
|
Основанием для выделения отраслевых теорий является предмет изучения, что отражается в названии этих теорий: |
|
|
Отраслевые теории исследуют различные сферы общественной жизни, используя при этом концептуальные наработки (методологические подходы, категории и т.п.) общих и специальных социологических теорий. |
Социологические теории делятся также на фундаментальные и прикладные. |
Фундаментальные теории | |
|
|
|
|
|
Прикладные теории | |
|
|
|
|
Деление теорий на фундаментальные и прикладные достаточно условно, можно говорить лишь о преимущественной их ориентации. Существуют и другие основания для классификации социологических теорий. |
Например, различают динамические и стохастические теории - |
|
|
Есть деление теорий на теории развития и теории функционирования. |
|
|
|
Также теории дифференцируют на макро- и микротеории - |
|
| | | | | | | | | | |